Дмитрий Скворцов: Как один старый КГБшник сделал весь Госдеп (25.12.2018)
К итогам «Объединительного собора ПЦУ». Промежуточным!
Не станем подробно описывать исторические свершения учредительного «собора» т.н. «Православной церкви Украины» («ПЦУ»). Читатели «Альтернативы» знают о них из нашей ленты новостей.
Исследуем подводные течения украинской автофекалии. А именно о ней твердит полгода граф Дякула-Остат0чный.
Не станем подробно описывать исторические свершения учредительного «собора» т.н. «Православной церкви Украины» («ПЦУ»). Читатели «Альтернативы» знают о них из нашей ленты новостей.
Исследуем подводные течения украинской автофекалии. А именно о ней твердит полгода граф Дякула-Остат0чный.
Ещё весной, когда он наивно полагал, что дело Варфоломея – получить традиционные шкурки убитых енотов да выдать Украине Томаса, предстоятелем «ЕПУЦ» виделся митрополит Симеон (Винницкий, разумеется). А управделами при оном – Драбынко. Но уже осенью, когда «гарант автокефалии» сам стал заложником Томаса (напророчив электорату ближайшее пришествие оного), лукавые греки поняли, что дурнык «созрел». Теперь стали выдвигать условия они. Первое: предстоятелем «ЕПУЦ» должен быть их человек (то есть епископ Экуменического патриархата). Второе: в «Объединительном соборе» обязательно участие канонических епископов из УПЦ (МП), поскольку «патриархат», созданный исключительно из рогов и копыт («УПЦ-КП» и «УАПЦ») мировое православие не признает.
Именно поэтому речь о Денисенке, именующем себя «Филаретом» (хотя монашеского имени он был лишён вместе с отлучением от Церкви) речь вообще не шла. Анафему Стамбул с него «снял» и принял «в каноническом общение» его «последователей» только для того, чтобы ряженные сии смогли принять участие в «соборе». Иначе, кому же давать «автокефалию», если УПЦ (МП) от неё отбивалась, как могла.
Впрочем, сохранялась надежда на участие в «соборе» канонических архиереев, в количестве, достаточном, чтобы придать ему хотя бы видимость «объединительного». Есть вероятность, что не врал алкодент Украины, когда рассказывал о 10 подписях канонических епископов под его апрельским прошением к Варфоломею. Примерно такое же количество участников «собора» обещал ему и Симеон.
Но случилось непредвиденное. Винницкое духовенство и монашество, не говоря уже о мирянах, восстало против Симеона и тому пришлось объявить, что он повинуется решению архиерейского собора УПЦ (МП) о непризнании каких бы-то ни было «Объединительных соборов» под эгидой «всесвятейшего» Варфоломея и равноостолопного Петра.
Последний реально изошёл на автофекалию. Симеона прямо-таки начали возить бородой по ней. Ведь он не только сам «упал на измену», но и подельников отпугнул от «історичної місії».
Так настал звёздный час, казалось бы, списанного греть банку главы «УПЦ-КП». Теперь уже греки с патроном Симеона стали заложниками положения, в которое поставил их Филармон, как только Варфоломей «снял» с него анафему. Помните бессмертное: «Я был, есть и буду патриархом до скончания века!»? Тогда же – вечером 15 октября «восстановленным Филаретом» было произнесено:
«Объединительный собор, по итогам которого будет создана единая украинская церковь, состоится в самое ближайшее время». «Самое ближайшее» растянулось на полтора месяца, в течение которых, «патриарх» вил верёвки из Администрации президента, настаивая что «собор» пройдёт исключительно на условиях «Киевского патриархата», на что ни в какую не соглашалась малочисленная, но обладающая золотарьной акцией «УАПЦ».
А тут ещё в Стамбуле взяли, да приняли… проект устава «ПЦУ». Старик вообще взбеленил, ибо где это видано, чтобы устав автокефальной церкви принимала не сама эта церковь! Да ещё устав, в котором даже признаками самостоятельности не пахло.
Оценим эту «автокефальность» по пунктам проекта, который был утверждён на «Объединительном соборе ПЦУ».
I.1. «ПЦУ является неотъемлемо единой с Матерью великой Христовой церковью в Константинополе и через неё со всеми другими православными автокефальными церквами». Примерно то же говорится в уставе УПЦ (МП) об РПЦ, но первая, ведь, не является автокефальной.
I.2. Пункт настолько «интересный», что рассмотрим его отдельно.
I.3. «Вопросы, которые не предусмотрены в этом уставе… рассматриваются смешанной комиссией, назначенной Экуменическим патриархам и автокефальной церковью на Украине». Устав самостоятельной в управлении УПЦ (МП) подобного вмешательства со стороны Москвы не допускает по определению.
I.4. «Членами ПЦУ являются все православные христиане Украины независимо от их национальности». Ого! Вот так свобода вероисповедания, учитывая п. I.5 о сотрудничестве ПЦУ с государством в деле «единства церкви». «Православные христиане украинского происхождения в православной диаспоре отныне имеют окормление епархиальными архиереями Экуменического патриархата». Даже УПЦ (МП) с автономным статусом имела право на свои непосредственные приходы в диаспоре, чего лишается Стамбулом «автокефальная ПЦУ».
I.5. «ПЦУ… сотрудничает с госорганами… относительно церковного единства…». Это к прописанному в конституции «отделению Церкви от государства».
IV. 1. iii. «По важнейшим вопросам, которые требуют совместного обсуждения… архиерейский собор обращается к Экуменическому патриарху, который… оглашает требуемое решение». И попробуем догадаться с трёх раз, кто будет решать «важнейший» ли тот или иной вопрос.
IV. 1. iii. «Решение вопросов относительно составления и утверждения внутренних правил патриарших ставропигий принадлежит исключительно Экуменическому патриарху, и только ему». Ставропигия — статус, наделяющий различные церковные учреждения независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху. То есть, «ПЦУ» де-факто не автокефальная церковь (патриархат), а не более чем местная епархия (митрополия, экзархат), где непосредственно может действовать патриарх истинный. И да, в епархиях «всего лишь» автономной УПЦ (МП) ставропигий Московского патриарха нет. А вот Киевского митрополита – с десяток, если не больше.
IV. 1. iv. «Архиерейский собор заботится о получении мирра от матери Константинопольской церкви». Варение мирра собственным патриархом – один из важнейших признаков автокефалии.
VII. «Митрополит Киевский». Так называется раздел устава, свидетельствующий, что ни о каком отдельном патриархате речь не идёт.
X. 13. «Если во время замещения престола митрополита Киевского возникают непреодолимые проблемы… об этом сообщается немедленно Экуменическому патриарху, первому в Православной Церкви, и он ищет решение в соответствии с всеправославно действующими правилами о его священноканонической экстерриториальной юрисдикции». Как видим, в уставе «ЕПЦ» заложена еретическая норма о первенстве папы стамбульского в православном мире, в частности лжеучение о якобы «всеправославно действующими правилами о его священноканонической экстерриториальной юрисдикции». Что также дезавуирует любые утверждения об «автокефалии ПЦУ».
XI. «Священнослужитель любого сана, окончательно осуждённый своими церковными властями к любому наказанию может использовать право апелляции к Экуменическому патриарху». Таким образом, Экуменический патриарх может отменить решение «автокефальной ПЦУ», касающееся её внутреннего управления (т.е. автокефалии, собственно).
Итак, жизнь шла насмарку. Запредельно тщеславный глава «Киевского патриархата» не только не стал предстоятелем автокефальной церкви (сначала русской, затем украинской), но даже псевдоцерковь свою истинно украинскую терял ради обретения… стамбульской зависимости.
Один за другим из недр «УПЦ-КП» пошли заявления о том, что на «Объединительном соборе», которым как уже было известно, руководить Варфоломей назначил свою правую руку Эммануэля Галльского, «делегация Киевского патриархата примет только то, что будет полезно для украинской церкви».
Вредный дед стал реально раздражать и Фанар, и Банковую, и Госдеп. В открытую (по дипломатическим меркам) фазу это недовольство перешло аккурат за день до «собора». 14 декабря, на Филарета Милостивого, Денисенко отмечал «именины» (в кавычках, потому как монашеского имени Михаил Антонович лишён ещё в 1997 г., когда был предан анафеме). Однако на этот раз «жертвенного служителя Богу и родному украинскому народу и знаменосца автокефалии» не явился поздравить никто из имеющих отношение к этой «автокефалии» ВИПов: ни автор приведенных эпитетов Пьер наш, понимаешь ли, Рошен; ни американская послица, уж проложившая тропку к парнокопытному «патриарху»; ни, тем более, вот уж три месяца бесполезно болтавшиеся по Киеву экзархи Экуменического патриархата. После пары двух-трех дежурных встреч с «гарантом», тем же «Филаретом» и «Макарием», их видели только в крафтовых парфюмерных магазинах, которым они пытались втюхать ароматы стамбульских базаров. Конечно, не почтил старика и куратор «собора» Эммануэль Галльский, прибывший в Киев ещё 12 декабря.
А 13 декабря в Андреевском соборе прошла первая служба Экуменического патриархата, к которой денисят и на пушечный выстрел не подпустили. А ведь их делегация на предстоящем «соборе» должна была более чем в два раза превысить количество остальных участников вместе взятых! Прибегнув к шантажу, она могла если не вообще сорвать Госдепу всю операцию, то вытребовать реальную «автокефалию» (в кавычках, потому как в любом случае неканоническую).
Но отдавать в руки аборигенов такой серьёзный рычаг геополитического влияния как «поместная церковь», позволить, конечно, было нельзя. Нынешние госдеповские дядьки, конечно, ещё тупее, чем тётьки вроде Псаки, Ники Хейли и т.п. Хайли Лайкли, но даже до них эмпирическим путём дошёл уже смысл идиом про двух украинцев и трёх гетманов. Нужно было срочно соглашаться с креатурой «френда Питера» и возвращать в стойло Симеона, суля ему предстоятельство.
Если Денисенко, даже становясь во главе фактически Киевской митрополии Экуменического патриархата, понижался в титуле (с патриарха к митрополиту), то для провинциального винницкого митрополита руководство «ПЦУ» было давно омрияным повышением (в 2014 г. Порошенко проталкивал его на предстоятеля УПЦ (МП), в результате чего тот набрал 1 (один), очевидно свой собственный, голос на выборах).
Объявление об участии в «соборе» Симеона придало бы смелости и остальным девяти. Тогда за него не просто проголосовал бы с десяток (включая его самого) канонических, делегация «УАПЦ» (заранее заявившая, что исполнит любой стамбульский каприз), а также четверо участников от Фанара. Двенадцать человек из оппозиции внутри «УПЦ-КП», не желающих быть под ручным епифанчиком Денисенки, готова была голосовать за своего лидера – «епископа Волынского Мыхайила». Так большинство голосов набирал бы Симеон, а Мыхайил (давний кореш Симеона) получал бы должность управделами «ПЦУ».
Кроме того, только так можно было представить собор «объединительным», а не учредительным.
Но только как ни старались главы госадминистраций на местах, доставляя архиереям приглашения на «собор»(нормальное такое отделение церкви от государства), как ни выслуживались начальники областных управ СБУ, аки ангелы в погонах апостольских преемников, «по миру рассеянных» на колесницах восхищая (прости, Господи!), а иных под облацеми в аэропортах удерживая (и снова гадаем с трёх раз, в госдеповский доклад о свободе совести попадет?), да только одного Драбынку бесполезного (поскольку даже не правящий архиерей и, к тому же нетрадиционно одиозный) присовокупить к Симеону и удалось.
И старый агент КГБ с оперативным позывным «тов. Антонов» выжал из этой ситуации всё, что мог.
Сначала он начал вить верёвки из «архистратега» Петра со всей его хитроустроенной администрацией. Тому пришлось доложить Эммануэлям с Даниэлями, что придётся идти на уступки. Фанариоты – ни в какую. Пошли ва-банк и поехали в аэропорт. Оттуда их завернули под предлогом «нелётной погоды», которую устроил лично верховный главнокомандующий всеми силами Украины – земными и небесными.
«Президент дал поручение закрыть аэропорт и не выпускать ни одного самолёта, – рассказал участник «собора» «епископ Крымский».
Уже на «соборе» «Филарет» поставил условие, что не распустит свой «патриархат», пока волынский Мыхайил письменно не напишет заявление о самоотводе. Последнего три часа уламывал лично Порошенко, пока бюджетная биомасса из свезенных со всей ЦэЕвропы «нерабов» околевала на торжественном «молебне» за обещанную неделю отгулов.
Только после этого Фил позволил начаться «собору», заняв место в президиуме.
Но и там у фанариотов возникли причины хлопать дверями. Шли бои за устав. «Филарет» не соглашался на тайное голосование, при котором его могла надуть команда волынского Мыхайла…
«Вставшая с колен» биомасса гидносты тем временем приступила к сугреву путём поджога киоска с шаурмой.
Порошенко, видя, что «белого дыма» можно и не дождаться, пригрозил ряженному сборищу, что может открыть ворота Софии и запустить на её территорию явно недоброго вида бюджетных «богомольцев», все финансовые запасы которых на подогрев молитвы были к тому времени уже употреблены.
Главнокомандующий парадом «суверенитета», впрочем, и перед «собором», и в его начале прозрачно намекал его участникам, что всю ответственность за срыв автокефалии перекладывает на них: «Все зависит от вас, от вашей способности договориться… Государство сделало все, что могло. Теперь именно от вас зависит будущее Украины, нашей великой нации, свобода, наша государственная и духовная независимость».
На следующий день, на «пресс-конференции» для избранных «СМИ» он ещё более развил тему собственного вклада во всё вышеперечисленное: «На протяжении последней недели я спал по три часа в сутки. Консультации продолжались очень напряженно… Теперь я уже могу сказать, что собор как минимум пять раз могли сорвать. Когда переговоры во время собора заходили в тупик, выход находили. В том числе и с моим участием».
Похоже, выход из тупика со способом голосования разрешил звонок другу Варфоломею и тот благословил изменить устав в части голосования.
В итоге Стамбул согласился на «Епифания» в качестве «митрополита», а Кыйив (ну не Киев же) – на «митрополию» в качестве «патриархата».
Так «Филарет» стал почётным главой, а «Епифаний» – по нечётным.
Первый, как минимум, не проиграл. Ему оставили погремуху в виде «патриаршего» титула. В принципе, как и было до «собора». Ведь патриарший почёт ему оказывался только на Украине. Зато теперь он продвинул в признанного «Вселенским патриархом» главу «ЕПЦ» признанного Варфоломеем свою марионетку. И теперь откровенно издевается над Фанаром, Банковой и все их Госдепом: буквально на следующий день Товарищ Антонов отслужил патриаршую службу, на которой открыл пастве, что борьба на «соборе» была жестокой (6 мин. 35 сек.). Представляете, даже не жесткой, а жестокой! И это о «церковном соборе», о котором принято говорить с благоговением, ибо им «дух водил» (не будем уточнять чей). О событии, которое Порошенко сравнил «сравнимом с обретением державой незалежности» и назвал «последним шагом в тысячелетней истории великой мечты».
О духе «любви», царившей на сборище, сболтнул с постбанкетного будуна и Симеон: «Даже Епифаний мне позвонил и сказал: «Как вы там?». Вот это «даже» лучше всего характеризует «носителей Любви Христовой», боровшихся за кресло.
Банкет в честь «окончания дорого дела». Симеон (справа) нервно изображает радость обретения пустого корыта
Кстати, на приведенном выше фото мы видим Денисенку в повседневной скромной скуфии (головной убор, который монахи носят во внебогослужебное время). В ней же он пришёл на «собор», хотя по традиции (в т.ч., греческой) для участия в высшем органе церковной власти требуется торжественное облачение. В каковом прибыли участники от «УАПЦ» и Экуменического патриархата (кстати, Драбынко и Симеон участвовали в «соборе» именно как епископы Экуменического патриархата, куда вступили накануне и, тем самым, лишили «собор» даже видимости «объединительного» – ведь от канонической церкви на Украине в нём не оказалось ни одного епископа). Появление же «патриарха Филарета» вне куколя стало компромиссом, на который пошёл уже он: «Митрополит Эммануил объяснял, что я для них не патриарх. А поскольку собор был под его руководством, то они объясняли, что не может быть на соборе патриарха».
Тогда над этим видом прикалывалась «церковно-продвинутая» блогосфера, ещё предполагая, что дед сделает всех, смирившись лишь на несколько часов. На следующий день на патриаршей службе он заявил, что «остаётся патриархом пожизненно и совместно с митрополитом Епифанием руководит церковью» (3 мин. 27 сек.). При этом последний «будет представлять церковь внешне».
А это уже прямое переписывание устава. Но не рано ли забивает старый аппаратчик на Фанар? «Томоса»-то ещё не дали. Тут самое время вспомнить о пункте I.2 устава «ПЦУ»:
«ПЦУ является автокефальной… и управляется в соответствии с патриаршим и синодальным томосом… а также в деталях – и уставом, который соответствует им. При этом, в этом случае несоответствий первенство принадлежит томосу». Итак, последнее слово – в «томосе». А устав – лишь «детали». И какую степень «автокефалии» Томас пропишет, так «корабль спасения» к харонам (собачьим) и поплывёт.
Что подтверждается и п.IV. 1. iii: «Архиерейский собор интерпретирует и частично изменяет, но всегда в духе патриаршего и синодального томоса, положения этого устава… Право интерпретировать положения устава относительно томоса имеет исключительно Экуменический патриарх». Приплыли.
Совсем уж оборзевшим (или безнадёжно тупым) членам новой «церкви» означенные пункты популярно разъяснилблизкий к Эммануэлю Говорун: «Если будет пересмотрен устав, будет пересмотрен и томос. Потому что с самого начала было отмечено, что Устав и Томос – это один пакет документов».
Так что не спешим откладывать в сторону попкорн. Похоже, самое интересное ещё впереди. Учитывая морально-волевые качества наполнителя нового украинского образования, неладно шитого гнилыми нитками из сплошных противоречий и амбиций, нас ожидает незабываемое зрелище! Хоть и не самое эстетичное.
Впрочем, для того и Томас.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: http://alternatio.org