Александр Халдей: Как правительство борется с Путиным (24.08.2018)
У чиновников накоплен колоссальный опыт борьбы с политиками.
Все чиновники убеждены, что политики думают только о ближайших выборах и о том, как их изобразят в СМИ. Тогда как чиновники всегда несут на себе бремя управления страной. Для того, чтобы это управление было непрерывным, чиновники должны всегда держать политиков в состоянии неполной информированности.
Лучшее состояние - это поставить политическое руководство в такое положение, когда оно не знает, как поступить.Все чиновники убеждены, что политики думают только о ближайших выборах и о том, как их изобразят в СМИ. Тогда как чиновники всегда несут на себе бремя управления страной. Для того, чтобы это управление было непрерывным, чиновники должны всегда держать политиков в состоянии неполной информированности.
Возьмём пенсионную реформу. Чиновникам нужны деньги в бюджете. Политику нужна политическая стабильность. Пенсионная реформа убивает стабильность и обрушивает рейтинги политиков. Она их губит, оставляя авторов реформы в неизвестности. Как заставить президента принять пенсионную реформу?
Сначала президенту говорят, что выхода нет - или пенсионная реформа, или коллапс бюджета и голодные бунты, переходящие в Смуту. В стране сотни тысяч предприятий и десятки тысяч пенсионеров. Ни один президент не знает всех тонкостей. Поэтому экономическая политика в России не обсуждается. Вернее, чиновники её обсуждают, но в кругу пяти профильных министерств. Как письмо Белоусова Путину. Готовый курс выдаётся президенту, который действует, следуя их наработкам.
Иногда врывается кто-то со стороны и начинает требовать альтернатив. Он их получает. Если они не нравятся президенту, чиновники берут курс на доработку. Мы это видим сейчас в отношении пенсионной реформы. Курс именно взят на доработку. Будут новые решения? Разумеется, нет. Решение будет то же самое. Правительство выдаст три варианта. Два их них будут совершено одинаковыми, а третий неприемлемым. После того, как Дума отсечёт несущественное, какой-то из первых двух вариантов будет принят.
Иногда правительство поощряет советников президента разработать свой собственный курс. Для того, чтобы показать, что он приведёт к финансовой катастрофе и обвалу государственного управления. Они всегда знают много деталей, что позволяет им выглядеть безальтернативными экспертами. Которых, конечно, можно уволить, но потом самому будет хуже. Чиновники уверены - экономическую политику нельзя отдавать на откуп президенту. Они принимают решение в принципе, а с политическим последствиями президент разбирается после. Что делать, если президент не согласится с курсом правительства? Тогда пусть он уходит в отставку - у нас свободная страна.
Если президент всё же решит действовать в направлении отмены пенсионной реформы и поручит это чиновникам правительства, они применят стратегию четырёх стадий. Правительство всегда следует этой стратегии во время разногласий с президентом. Возьмём опять ту же самую пенсионную реформу. Правительство требует её проведения. Президент против. Что делает правительство?
1 Стадия. Правительство говорит, что ничего не произойдёт. Например, протестов не будет.
2 Стадия. Правительство говорит, что даже если что-то и произойдёт, мы не должны ничего делать. Например, протесты не повлияют на политику.
3 Стадия. Правительство говорит, что оно могло бы что-нибудь сделать, но сделать ничего не может. Нет денег, санкции, солнечное затмение, демографическая яма, возражения экспертов, протест крупных корпораций, угроза срыва бюджетного плана.
4 Стадия. Правительство говорит, что, наверное, можно было бы что-то сделать, но уже слишком поздно.
Данный принцип положен в основу решения всех экономических вопросов России. Так решается вопрос повышения налогов, так решается вопрос величины банковского процента, так решается вопрос выполнения указов президента, так решается оффшорная проблема.
Разумеется, общество убеждено, что вся вина лежит на президенте. Общество уверено, что народ обманывают, когда говорят о хорошем царе и плохих боярах. О том, что президент не имеет отношения к тому, что предлагает правительство. Общество уверено, что то, что выгодно правительству - выгодно президенту. Такая точка зрения глубоко укоренена в обществе и это является большой победой правительства в борьбе с президентом. Ведь президент не может публично её опровергнуть - никто в правительстве этого прямо и не утверждал. Не может же президент опровергать слухи.
Политики приходят и уходят. Чиновники остаются. Они могут поменяться как люди, но они не меняются как каста со своими закрытыми непубличными интересами и инстинктами выживания. В арсенале средств чиновников огромное количество методов борьбы с политиками. Нигде в мире пока политики не смогли победить чиновников. Все пытаются - но ни у кого не получается. Ни в России, ни в США, ни в Британии, ни в Германии, ни в прочей Европе, ни в Азии. Государству нужно, чтобы чиновники работали. Для этого им приходится давать какую-то свободу. В рамках этой свободы чиновники отлично научились управлять политиками. Внешне подчиняясь, чиновники на деле правят. Они принимают приказы - и делают всё по-своему. Извращая в процессе выполнения все цели на противоположные. Любой чиновник может быть снят и уволен, даже посажен и казнён политиком. Но ни один политик не может победить чиновничество, которое видит для себя опасность в политическом курсе. Формально выполняя все предписания, они заводят их в такой абсурд, что политик теряет репутацию и уходит из политики с позором. Чиновники остаются и продолжают от имени политиков управлять страной.
Их можно всех прогнать. Но новые, те, кто умеет управлять государством, немедленно снова станут такими же. Чиновники уже убили не один десяток реформ и реформаторов, которые представляли для них опасность. На самом деле это очень серьёзный вопрос и решить его не так-то просто. Борьба политиков с чиновниками не прекращается ни на секунду и составляет содержание всей писанной и неписанной истории человечества. Так что пенсионная реформа - далеко не первая и не последняя проблема, с которой нам придётся столкнуться. Определяясь в нашем Отечестве с вопросом "кто виноват" и "что делать", всегда надо учитывать и фактор борьбы чиновничества за свои корпоративные интересы. Их обычно заслоняют привычные МВФ, ЦРУ и Госдеп. И никто не видит могучий фактор собственной корпорации чиновников. А именно она определяет в России возможности и ЦРУ, и Госдепа, и МВФ. Это не пятая и не шестая колонна – они тоже под властью чиновников. Это нечто совершенно другое, чему даже названия не придумано. Вот она, настоящая невидимая власть, аналогичная американскому "глубинному государству". Как решить эту проблему – на самом деле большой вызов и для гражданского общества, и для самой власти.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: http://zavtra.ru/blogs/kak_rossijskoe_pravitel_stvo_boretsya_s_prezidentom_rossii