Ольга Мещерякова: Как с 2016 года изменятся правила игры на рынке для управляющих компаний (23.11.2015)
Учимся работать в новых правовых рамках, установленных ЦБ РФ и соседними ведомствами. Для этого управляющим компаниям (УК) придется провести реорганизацию бизнеса. Обновление требует инвестиций, осилить которые смогут далеко не все малые и средние УК. За последний год вступили в силу несколько федеральных законов и подзаконных актов. Эти правовые документы добавили регулятивной "изюминки" сразу в несколько аспектов нашего бизнеса.
Во–первых, речь идет об уточнениях в "антиотмывочный" закон (115–ФЗ), требующий от УК более тщательного анализа клиентских средств на предмет "белизны" и, как следствие, создания нового структурного подразделения.В таком отделе раскладывать по полочкам клиентский бизнес должно не меньше двух сотрудников. Во–вторых, согласно поправкам в закон 223–ФЗ, не позднее 1 января 2016 года мы должны вступить в саморегулируемую организацию (например, НАУФОР). Раньше участие в СРО для управляющих было делом добровольным, теперь же игнорировать членство нельзя — могут отозвать лицензию.
Наконец, с 1 января 2016 года начинает действовать новый порядок бухгалтерского учета для некредитных организаций, в том числе для УК. Компании должны перейти на МСФО. Вдобавок ко всему свежая редакция закона о рынке ценных бумаг обязывает нас создать новую систему мониторинга рисков.
Кажется, что речь идет о пересмотре рутинных процедур, и технически это действительно так. Но в случае с небольшими УК главная трудность — найти средства на внедрение всех этих новшеств. Увеличатся расходы на фонд оплаты труда, нужны средства на новое ПО для системы мониторинга рисков, а также появятся регулярные взносы в СРО. На выходе получается прибавка около 30% к среднегодовому бюджету. В условиях кризиса для нас это хоть и заметные, но посильные инвестиции, но для 40–50% малых управляющих компаний это критично.
Если небольшим УК придется увеличить расходы на треть, то "крупняку" — лишь на десятые доли процента. Более того, подобный расклад выгоден большим компаниям. Многим маленьким УК придется экстренно искать себе покупателей, поскольку они просто не потянут в моменте финансовую нагрузку. Выходит, правовой тюнинг рынка может вылиться в его форс–мажорное укрупнение.
Полезна ли такая экстренная консолидация? С точки зрения регулятора, наверное, да. Крупные компании проще контролировать. С точки зрения многих потребителей — тоже да, большие компании стереотипно воспринимаются как более надежные.
Но для малых и средних УК крупный инвестор начинается от 10 млн рублей, для игроков из верхних строчек рейтингов — от 50–100 млн.
Значит, клиенты первых не смогут рассчитывать на бутиковый сервис, им придется довольствоваться "экономклассом". О какой рыночной конкуренции может идти речь, если в битве будут участвовать только титаны, а потребитель лишится возможности полноценного выбора?
И самое главное. Как быть с государственными планами поддержки и развития малого и среднего бизнеса? Ведь мы — это он и есть.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Ольга Мещерякова
Источник: http://www.dp.ru/