Павел Волков: Как Украина из олигархического доминиона превратилась в колонию Запада (04.01.2021)
Время украинских олигархов прошло. Они поддержали госпереворот на Майдане в надежде на то, что на Украину в рамках Таможенного союза не придет более сильный российский бизнес и не отберет у них всё. Несмотря на подписание ассоциации с ЕС, которая дала преференции западным компаниям, а украинские сильно ограничила, денежным мешкам незалэжной все еще не виделась катастрофа. Оно и понятно: их президент, олигарх Порошенко, с ловкостью наперсточника лавировал между почти беспрекословным выполнением политических требований Запада (это мы теперь хорошо знаем из пленок Деркача) и обогащением себя и своих друзей по различным схемам: от «Свиноборонпрома» до «Роттердам+».
Прихода Зеленского олигархи ждали с еще большей надеждой, ведь с клоуном-марионеткой можно было бы освободиться от давления одного единственного олигарха и создать семибоярскую вольницу. Но тут-то и вышел просчет, поскольку на арену ограбления Украины теперь уже непосредственно вышел мегахолдинг «Посольство США». Экономический кризис, который подстегнула пандемия коронавируса, вылился в 25 млн американских безработных и погромы BLM. Поэтому американским толстосумам срочно понадобились дополнительные деньги, которые можно взять в том числе у Украины, только теперь без оплаты услуг олигархов.Еще осенью этого года связанному с Демпартией США сайту BuzzFeed слили материалы FinCEN, структуры Минфина США, который контролирует все долларовые транзакции в мире. Из раскрытых данных следует, что крупнейшие банки США и Европы почти 20 лет отмывали более 2 трлн долларов по всему миру, в том числе и капиталы украинских олигархов Клюева, Фирташа, Коломойского, Порошенко, Ахметова и др. Не секрет, что все нововведенные антикоррупционные органы на Украине (типа НАБУ или САП) имеют лишь одну цель ― держать под контролем украинских чиновников и связанный с ними бизнес путем угрозы уголовного преследования за утаивание доходов в налоговых декларациях.
С развитием коронакризиса олигархический бизнес посыпался. Металлургические заводы в убытках, угольные шахты закрываются, поскольку «эффективные собственники» приватизированных советских предприятий за 30 лет не вложили почти ни копейки в обновление основных фондов и устаревшая украинская промышленность просто не может конкурировать с той же китайской. Зато в шоколаде западные компании, которые занимаются грабительским вывозом из Украины зерна и руды.
В общем, прокрустово ложе западной интеграции, в том числе конкуренция с более сильными игроками, олигархат начало тяготить, и он попробовал хоть чуть-чуть сбросить ярмо.
«Дети» Януковича, «племянники» Порошенко и «пасынки» Сороса
В конце октября КСУ, судей которого Зеленский недавно назвал «детьми» Януковича и «племянниками» Порошенко, отменил уголовную ответственность за декларирование недостоверных данных и признал неконституционным назначение главы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артема Сытника. Того самого антикоррупционера Сытника, которого еще в 2019 году Ровенский апелляционный суд признал виновным в связанном с коррупцией правонарушении. Но Сытник, обеспечивающий контроль Вашингтона над украинскими властями, не ушел, потому что его никто не смог уволить. В частности, министр юстиции Денис Малюська сказал, что не знает, к какой ветви украинской власти относится НАБУ. Конечно не знает, потому что контора относится к власти не украинской, а американской.
Что касается отмены уголовной ответственности за декларирование недостоверных данных, как мы знаем, начался настоящий конституционный кризис, фактически завершившийся новым госпереворотом ради «сбережения достижений Революции Достоинства». Зеленский устроил скандал, подав в Раду законопроект о роспуске КСУ, хотя по конституции Рада сделать этого не может. Европа КСУ раскритиковала, но такой подход к решению вопроса не одобрила, пришлось отступить. Тем временем «племянники» Порошенко продолжили отжигать и проголосовали за отмену еще одного прозападного закона — о продаже земли. Правда, не успели официально огласить решение, без чего оно не может вступить в силу, так как нужные люди провели профбеседу с несколькими судьями и те не вышли на работу. Кворума нет, все застопорилось. Тогда КСУ решил напугать Офис президента внесением в повестку рассмотрения неконституционности закона о языке.
В ответ ГБР открыло против главы КСУ Тупицкого уголовное дело по фактам госизмены и приобретения земли во «временно оккупированном» Крыму. Затем 21 декабря в программе «Схемы» из соросовского пула СМИ обнародовали слитые известно какой конторой аудиозаписи разговоров Тупицкого из материалов уголовного дела о незаконном завладении Зуевским энергомеханическим заводом на территории ЛДНР. А 24 декабря главе КСУ вручили повестку в Генпрокуратуру, однако тот не явился «по семейным обстоятельствам».
25 декабря в интервью журналу «Фокус» Зеленский раскрыл все карты и фактически признался в совершении госпереворота:
«Земельный, банковский, языковой вопросы прошу не затрагивать, чтобы не раскалывать общество, ― рассказал Зеленский о своей встрече с Тупицким. ― После НАПК мы знали, что будет дальше: земля, язык, банки. То есть все это ― большая операция. Специальная она или нет, меня как президента не интересует. Далее было мое, как я считаю, жесткое решение, которое полностью остановило возможные намерения КСУ отменить те или иные законы».
Президент, заблокировавший работу одной из ветвей государственной власти, позиция которой ему не понравилась, расписался в совершении госпереворота.
«Я считаю, Тупицкий не может быть председателем КС. Перезагрузка суда должна начаться именно с этого. Я даже не угрожаю. Конфликт с государством, конфликт с обществом, конфликт с ВР, конфликт с президентом. Мне кажется, этого достаточно, чтобы человек ушел», ― добавил Зеленский.
Он конечно не сказал, что речь о конфликте с американским государством, а общество, которое раскалывают земельный, банковский и языковой вопросы, это посольство США и наци-штурмовики, которые (мы, естественно, не знаем, по чьему приказу) со стандартными криками о «путинских агентах» забрасывали презервативами здание КСУ.
Носитель суверенитета и источник власти
Тем временем посольство США показывало, кто является носителем суверенитета и единственным источником власти на Украине. В середине октября министр здравоохранения Максим Степанов сгоряча заявил прессе, что не исключает возможности закупки российской вакцины от коронавируса, и тут же был вызван на ковер к временному поверенному в делах США на Украине Кристине Квин. После встречи фейсбук посольства выдал сообщение, что Украина будет закупать не российскую вакцину, а американскую, фирмы Pfizer. Правда потом оказалось, что мощности Pfizer не позволяют быстро обеспечить препаратом «банановые» республики и все равно надо покупать что-то другое, но это уже нюансы. Главное ― свободный рынок и честная конкуренция, о которых так пекутся в США.
Примерно тогда же глава Министерства связи Украины Кулеба раскритиковал Госслужбу спецсвязи, которая подписала меморандум о сотрудничестве в сферах кибербезопасности и телекоммуникаций с китайским конкурентом американского IT-бизнеса, комании Huawei.
«Это не какой-то каприз, ― сказа Кулеба. ― Мы с одними партнерами работаем над укреплением кибербезопасности, а Госспецсязь с другими подписывает меморандум».
Американские партнеры разозлились и в итоге 16 октября Госспецсвязь убрала со своего сайта и соцсетей информацию о партнерстве с Huawei. История продолжилась и в 20-х числах декабря. После встречи украинского премьера Дениса Шмыгаля с заместителем госсекретаря США Китом Крачем МИД Украины и ряд других ведомств приняли решение демонтировать в своих зданиях все оборудование Huawei. Чувствуя себя полным начальником колониальной администрации, Крач даже не попытался сохранить политес и назвал «мудрыми решениями» как это, так и недавний отказ Украины сотрудничать с Huawei в проекте создания «умного города» в пользу американской компании Cisco. Кроме того, он фактически от имени Украины сообщил, что она собирается вступить в т. н. инициативу «Чистая сеть», члены которой в интересах США отказываются от китайских технологий 5G.
В конце 2020 года свои проблемы за счет Украины решает и Евросоюз. Так, еще в 2015 году Украина ввела 10-летний мораторий на экспорт необработанной древесины. Это, конечно же, не значит, что карпатский лес никто хищнически не вырубал и не вывозил контрабандой. Просто это делалось спайкой олигархов, таможенников и силовиков мимо государства, источником власти в котором мы уже знаем, кто является. В Европе на это справедливо заметили, что мораторий нарушает нормы Соглашения об ассоциации. За что, в конце концов, стоял Майдан? В общем, начался международный арбитраж, который слегка затянулся из-за COVID-19, но к 11 декабря 2020 года решение таки было вынесено: запреты на экспорт несовместимы со статьей 35 Соглашения об ассоциации. Теперь Украина должна снять мораторий и вывозить лес-кругляк в Европу уже не тихонько контрабандой, а официально, открыто и гордо. Ну а если нет, Европа получит полное право повысить ввозные пошлины для украинских товаров. Стоило ли ради этого устраивать вооруженный госпереворот и гражданскую войну ― вопрос риторический. По крайней мере не к украинским властям, которые как не имели субъектности тогда, так не имеют ее и сейчас.
Недоедим, но вывезем
Единственные прибыльные отрасли украинской экономики ― добыча природных богатств и зерновое сельское хозяйство ― не могут находиться под контролем украинских олигархов, когда американские и европейские толстосумы так остро страдают от экономического кризиса. Поэтому еще осенью 2019 года Министерство инфраструктуры объявило о начале конкурсов по передаче в иностранные концессии украинских морских портов. Летом 2020 года пошли первые ласточки ― порт «Ольвия» отдали катарцам. Ну а в середине декабря министр инфраструктуры Владислав Криклий заявил, что в течение четырех лет планирует передать в концессию или в частную собственность все порты Украины. По его словам, министерство готовит к передаче иностранцам терминалы Черноморска, Одессы, Бердянска, Измаила, Белгород-Днестровского, Усть-Дунайского и Скадовска. Порты иностранцам нужны прежде всего для вывоза зерна за рубеж. А чтобы доставить продукцию в порт от производителя, необходим речной транспорт. И вот, снова в декабре 2020 года, Верховная рада принимает закон «О внутреннем водном транспорте Украины», который позволяет выполнять рейсы на внутренних водных путях иностранным судам, а государство обязывается содержать и реконструировать судоходные гидротехнические сооружения (шлюзы плотин). То есть водные пути для иностранных компаний будут содержать за счет украинского бюджета. Такой заход очень не понравился главному аграрному олигарху Украины Алексею Вадатурскому, который уже лет 10 строит речной флот на кредиты ЕБРР. Он объяснил, что иностранные суда покупают топливо в два раза дешевле и могут заправляться в нейтральных водах, не платя акцизный сбор Украине. Короче, украинские баржи конкурировать с зарубежными не смогут.
Водные пути, как известно, есть не везде, а вывозить надо много чего. Поэтому, кроме портов, Мининфраструктуры готовит к передаче в концессию железнодорожные вокзалы. А в самом конце ноября (почти наш любимый декабрь) «Укрзализныця» допустила частные локомотивы к работе на железной дороге, и первым счастливчиком стала ООО «Украинская локомотивостроительная компания», которая никаких локомотивов, естественно, не строит, но имеет 3 000 грн уставного капитала и 14 старых, 70-х гг. выпуска, советских тепловозов 2М62, говорят, что списанных в Латвии. И эта странная крошечная фирма с древними поездами и заоблачными тарифами заявляет, что в течение пяти лет займет 10 процентов украинских железнодорожных грузоперевозок. Ждем в ближайшее время иностранцев с более современным транспортом и более дешевыми тарифами.
И пожалуй, финальный аккорд «сладкого» для иностранного бизнеса декабря 2020 года ― международный инвестиционный арбитраж, куда против Украины подал иск табачный монополист Philip Morris International (PMI).
Дело в том, что Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал на 6,5 млрд грн кипрского офшорного дистрибьютора «Тедис-Украина» и четырех американских и британских табачных гигантов (PMI, JTI, IT и BAT) за картельный сговор с целью монополизации рынка и недопуска туда других дистрибьюторов. В «Тедис» стали запугивать, говоря, что «подобное решение может привести не только к потерям миллиардов налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты Украины, но и к сокращению рабочих мест тысяч украинских семей по всей Украине в период коронакризиса», а в PMI ― что «спор между инвестором и государством будет иметь крайне негативное влияние на инвестиционную привлекательность Украины, а также на репутацию страны в целом».
Какие инвестиции и какие рабочие места, если «Тедис» занимает восьмое место в списке «Форбс» крупнейших компаний Украины в 2020 году с выручкой почти в 50 млрд грн в год, а при этом дистрибьютор дает работу всего 2321 сотруднику. Для сравнения, находящиеся в первой десятке компании (это крупные металлурги, аграрии и ритейлеры) держат от 15 000 до 55 000 сотрудников. Почувствуйте разницу. Так это «Тедис». А что с недовольными американскими и британскими табачными производителями? Philip Morris занимает в рейтинге 22-е место с 25,6 млрд выручки за год и 503 сотрудниками, British American Tobacco ― 31-е место, 18 млрд грн выручки и 1239 человек, JTI International Company ― 37-е место, 14,3 млрд грн выручки и 462 человека, Imperial Tobacco ― 81-е место, 7,7 млрд грн выручки и 700 человек персонала. В плане разницы между доходами и созданными рабочими местами все это вообще ни о чем. Табачные монополисты зарабатывают на гражданах Украины и выводят деньги за границу. И так теперь будет происходить во всех сферах.
Ведь не зря Зеленский на встрече с Трампом называл его «нашим великим учителем», а поздравляя с победой Байдена словами «Наша дружба будет становиться только крепче!», добавил, что Джо Байден знает Украину лучше, чем его предшественник, поскольку «еще до своего президентства он, так сказать, имел глубокие отношения с Украиной». Про эти отношения, например, про то, как Порошенко отчитывался перед Байденом о назначении по «просьбе» последнего нового генпрокурора Украины, мы хорошо знаем из обнародованных в прошлом году пленок Деркача.
Так что дружба все крепче, отношения все глубже, грабеж все сильнее. Подводя итоги 2020 года, сторонники Майдана могут с чувством глубокого морального удовлетворения повторить слова одного очень известного большого друга США и Европы: «Процесс пошел!»
http://alternatio.org/articles/articles/item/87304-kak-ukraina-iz-oligarhicheskogo-dominiona-prevratilas-v-koloniyu-zapada
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Павел Волков