Игорь Черевко: Как в Петербурге появился «Храм трезвости» (История) (15.08.2019)
125 лет назад, 14 августа 1894 года, на набережной Обводного канала, неподалеку от Варшавского вокзала, была заложена церковь Воскресения Христова. Вскоре она станет очагом антиалкогольной пропаганды и просвещения широких народных масс, а в наше время её здание представляет собой одно из самых узнаваемых религиозных объектов Петербурга.
На рабочей окраинеВ конце XIX века район Варшавского и Балтийского вокзалов был рабочей окраиной Петербурга. Окраиной бедной и неблагополучной. Проживавшие здесь пролетарии предавались пьянству в многочисленных дешёвых кабаках, что часто заканчивалось драками и поножовщиной, а их семьи жили в беспросветной нищете. Поэтому основанное в российской столице в 1880-х годах Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, обратилось к городским властям с просьбой выделить земельный участок под строительство здесь православного храма. Участок был предоставлен, и 14 августа 1894 года рядом с Варшавским вокзалом состоялась закладка церкви Воскресения Христова, которую освятили в декабре того же года «в память бракосочетания Их Величеств» – женитьбы императора Николая II на принцессе Виктории Алисе Елене Луизе Беатрисе Гессен-Дармштадтской (в крещении – Александре Фёдоровне), состоявшейся месяцем ранее.
Столь короткий промежуток между закладкой и освящением храма объясняется просто. На самом деле, его не строили, а просто перенесли существовавшую на Никольской улице (ныне улица Марата) деревянную церковь на набережную Обводного канала.
В феврале 1990 года храм Воскресения Христова был возвращён Русской Православной церкви, и в пасхальный день 15 апреля того же года в нём прошло первое богослужение
Мы не знаем, насколько успешно шло духовное окормление в этом храме в первые годы его существования. Однако вскоре произошло событие, которое кардинально изменило жизнь обитателей рабочей окраины и значение самой церкви. В октябре 1897 года вторым священником в ней назначается 24-летний Александр Рождественский.
Апологет трезвости
Александр Рождественский родился 11 ноября 1872 года в Орехово-Зуево в семье протоиерея. С ранних лет он наблюдал нищету и пьянство рабочих, живших в этом фабричном посёлке. Очевидно, уже тогда он пришёл к выводу, что корень большинства проблем трудового люда в пристрастии к алкоголю и решил посвятить свою дальнейшую жизнь борьбе с этим злом.
В 1893 году он поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию, а после её окончания оказывается в церкви Воскресения Христова, где 30 августа 1898 года при его попечении основывается Александро-Невское Общество трезвости.
Филиалы Александро-Невского общества трезвости открывались не только в разных районах Петербурга и его окрестностях, но и в других городах Российской империи.
Совместно с председателем Общества религиозно-нравственного просвещения протоиереем Философом Орнатским отец Александр разворачивает активную антиалкогольную пропаганду. Частью богослужений в церкви становятся утренняя и вечерняя проповеди трезвости. Также с лекциями в отдельных помещениях храма выступают известные петербургские врачи, рассказывавшие о последствиях злоупотребления алкоголем. Среди жителей округи распространяются антиалкогольные брошюры. Все это за короткий срок сделало церковь одним из наиболее популярных мест в округе, куда стекалось множество людей.
Росло и число тех, кто в надежде побороть своё пагубное пристрастие к зелёному змию вступал в Общество трезвости. Для этого в ходе специального богослужения следовало дать торжественный зарок от употребления спиртного. Каждый «новообращённый» уплачивал членский взнос в размере 10 копеек в месяц (некоторые освобождались от него ввиду крайней бедности), который, вкупе с продажей религиозно-просветительской литературы, составлял основу финансирования Общества.
При церкви были открыты одноклассная школа для детей рабочих и служащих Варшавской железной дороги и воскресная взрослая школа, где, в частности, преподавался специальный курс трезвости.
А для трудоустройства безработных членов Общества трезвости было даже создано специальное Бюро, искавшее для них работу.
Но наиболее впечатляющим и эффективным средством антиалкогольной пропаганды стало проведение Крестных ходов трезвости, возглавляемых отцом Александром Рождественским, в которых участвовали десятки тысяч людей, в основном рабочие и ремесленники.
Для вступления в Общество трезвости в ходе специального богослужения следовало дать торжественный зарок от употребления спиртного. Каждый «новообращённый» уплачивал членский взнос в размере 10 копеек в месяц (некоторые освобождались от него ввиду крайней бедности).
Как правило, их участники собирались возле церкви Воскресения Христова, а затем направлялись по Петергофскому шоссе в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь в Стрельне.
По дороге к ним примыкали тысячи верующих, многие из которых специально приезжали из Красного Села, Ораниенбаума, Павловска.
Вот как описывал один из таких Крестных ходов репортер «Петербургской газеты»:
«Они прекрасно знали, что путь предстоит не близкий, двадцать верст, но шли с такой горячностью, так было у них много непритворной любви к этому подвигу, что оставалось только благоговеть… В пустыни ждали паломников, приготовили навесы, бочки с квасом, но количество пришедших превзошло ожидания. Все поезда были переполнены. Многие прибыли с вечера и ночевали в поле. Целый лес хоругвей высился над живой рекой народа, заполнившей всю ширь дороги, блестя бронзой и золотом вышивок и крестов, пестрея всеми цветами материй; впереди двигались предносимые фонари, четырнадцать запрестольных крестов, шестьдесят четыре хоругви и длинный ряд высоких и малых образов и икон растянулся на версту. Все крестные ходы шли со своими певчими и образовали гигантские хоры, не умолкавшие всю дорогу, что подкрепляло богомольцев на двадцативерстном пути».
Ошеломительный успех трезвеннической пропаганды требовал и большего благолепия от его духовного центра – церкви Воскресения Христова. Поэтому отец Александр предпринимает большие усилия для сбора средств на строительство нового, каменного храма.
Новый храм и расцвет антиалкогольного братства
Сбор средств на новую церковь был начат в конце XIX века, после основания Александро-Невского общества трезвости, а её закладка состоялась 25 июля 1904 года. Большую финансовую помощь оказал петербургский промышленник и меценат Дмитрий Парфёнов, возглавивший комиссию по строительству храма. 25 тысяч рублей пожертвовал император Николай II, бывший активным сторонником популяризации идей трезвости, которые, как он считал, способствуют физическому и нравственному оздоровлению и сплочению российского общества.
Строившийся в так называемом псевдорусском стиле по проекту архитектора Германа Гримма при участии его коллег Андрея Гуна и Густава фон Голи храм должен был иметь три предела и вмещать до четырёх тысяч прихожан.
В июне 1905 года отец Александр Рождественский простудился, но, несмотря на высокую температуру, возглавил традиционный Крестный ход в Троице-Сергиеву пустынь, после чего окончательно слёг, и 5 июля скончался в возрасте 32-х лет…
Наконец, спустя почти два года здание храма было построено, и 11 мая 1906 года на его 60-метровую шатровую колокольню был поднят тысячепудовый колокол, названный «Отец Александр».
Дело в том, что основатель трезвеннического движение не дожил до этого момента. В июне 1905 года Александр Рождественский простудился, но, несмотря на высокую температуру, возглавил традиционный Крестный ход в Троице-Сергиеву пустынь, после чего окончательно слёг, и 5 июля скончался в возрасте 32-х лет… Современник отца Александра Рождественского протоиерей Стефан Остроумов писал о своём коллеге: «В нём не было гамлетовского колебания, он не приноравливался к наличным условиям, но переделывал их. Этого же искал он и в других».
Но дело отца Александра не умерло вместе с ним. Филиалы Александро-Невского общества трезвости открывались не только в разных районах Петербурга и его окрестностях, но и в других городах Российской империи. Поэтому в 1914 году оно было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, насчитывавшее около 140 тысяч членов.
Братство не только вело активную антиалкогольную пропаганду, издавая несколько собственных журналов, и открыв семь библиотек, но и широко занималось благотворительностью, открывая всё новые школы для детей рабочих и служащих. Имелся у него и собственный детский сад, а у школ – загородные дачи. Примечательно, что дети учились в них бесплатно.
А в 1912 году Николай II подарил братству императорскую яхту «Марево», дабы использовать её в качестве плавучей церкви и антиалкогольного музея, что и было исполнено. Плавучий храм курсировал по Финскому заливу и Ладожскому озеру и пользовался большой популярностью у рыбаков, пока в 1918 году яхта не затонула.
Протоиерей Стефан Остроумов писал об отце Александре Рождественском: «В нём не было гамлетовского колебания, он не приноравливался к наличным условиям, но переделывал их. Этого же искал он и в других».
Новый же каменный храм Воскресения Христова стал настоящим «штабом» братства трезвости, в стенах которого собирались тысячи верующих, вместе со священниками готовые пропагандировать трезвеннические идеи на благо себе и своим близким.
Но вся эта кипучая деятельность разом прервалась после революционных событий 1917 года…
Забвение и возрождение
В 1918 году большевики издали декрет о роспуске Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, а всё его имущество конфисковали. Его судьбу разделило и Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, которое бессменно возглавлял протоиерей Философ Орнатский- сподвижник отца Александра Рождественского.
Самого же Орнатского, публично обратившегося к пастве с призывом не допустить разграбления православных храмов «захватившими власть разбойниками», в августе 1918 года арестовали в Петрограде вместе с обоими сыновьями – военврачом Николаем и артиллерийским штабс-капитаном Борисом, после чего их перевезли в Кронштадт и в октябре того же года расстреляли, сбросив их тела в Финский залив.
Сегодня члены Общества трезвости собираются в храме раз в неделю для совместного водосвятного молебна и чтения акафиста пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Храм Воскресения Христова в 1923 году перешёл в ведение так называемой Обновленческой церкви, а в 1930 году был закрыт.
Впоследствии в здании разоренной церкви разместились склад, а затем технические службы трамвайного парка № 1 (имени Ивана Коняшина).
В феврале 1990 года храм был возвращён Русской Православной церкви, и в пасхальный день 15 апреля того же года в нём прошло первое богослужение. Освящён же он был только в 1995 году.
Тем не менее, полностью храм не восстановлен до сих пор. Предстоит воссоздать колокольню и внутреннее убранство.
А вот Общество трезвости, воссозданное при нём в 2011 году, продолжает традиции Александро-Невского братства, хотя до дореволюционного размаха ему далеко. Его члены собираются в храме раз в неделю для совместного водосвятного молебна и чтения акафиста пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Перед ней же приносятся зароки о воздержании от пьянства. Раз в год, в июле, члены Общества совершают Крестный ход трезвенников памяти апостола трезвости священника Александра Рождественского. Также они участвуют и во всех крестных ходах и других мероприятиях за трезвость, проводимых в Петербурге.
Прах отца Александра Рождественского покоится на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. На его могиле установлено надгробие в виде церковного колокола, увенчанного крестом. Надпись на нём гласит: «Александро-Невское Общество трезвости своему небесному укрепителю. Не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета».
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Игорь Черевко