Игорь Черевко: Как в СССР глушили «вражьи голоса» (СССР: Политика) (14.04.2019)

На фото: Стандартная радиомачта станции глушения.
70 лет назад, 4 апреля 1949 года, вышло в свет постановление Совета министров СССР «О мерах по организации заглушения радиостанций, ведущих антисоветское вещание». Отныне граждан страны будут стараться оградить от тлетворного влияния «вражьих голосов», тратя на эти цели миллионы рублей. Лишь в конце 1988 года, спустя почти сорок лет, «глушилки» будут выключены на всей территории СССР.

Борьба в эфире


Интересно, что первыми додумались вести активную пропаганду в радиоэфире советские власти. В 1929 году главная радиостанция Советской России – «Московское радио», начала вещание на страны Западной Европы на английском и немецком языках. В этих передачах превозносились преимущества советского строя и его достижения, пропагандировались идеи марксизма-ленинизма и давалась соответствующая оценка происходящим в мире событиям. К концу 1945 года советское иновещание велось уже на 29-ти языках.

Иновещание было важным элементом советской пропаганды уже с конца 1920-х годов.
Иновещание было важным элементом советской пропаганды уже с конца 1920-х годов.

Иностранные же радиостанции стали вести вещание на территорию СССР на русском языке только после окончания Второй мировой войны. Первой, в 1946 году, стала радиослужба Би-би-си, а в 1947 году к ней присоединился «Голос Америки»«Немецкая волна» подключилась к этому дуэту в 1953 году.

Хотя отношения между СССР и бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, прежде всего, с США и Великобританией, начали осложняться уже в 1946 году, никаких мер по противодействию иновещанию на территорию СССР до поры, до времени не предпринималось. Ситуация кардинально изменилась после разразившегося в середине 1948 года так называемого Берлинского кризиса, когда советские власти полностью закрыли границы своей зоны оккупации Восточной Германии, блокировав и Западный Берлин. Понятно, что свободное распространение информации о происходящем, в её западной интерпретации, на территории СССР воспринималось как идеологическая диверсия, и зарубежным радиопропагандистам решили «дать по рукам».

Принятым 4 апреля 1949 года постановлением Совмина СССР предписывалось развернуть на всей территории страны сеть станций по глушению антисоветских радиопередач. 

«Глушилки»


Типичная «глушилка» представляла собой коротковолновый передатчик, в основе которого использовался так называемый «шумотрон» — генератор, позволяющий посылать электромагнитный сигнал с заданными характеристиками. Он идеально подходил для создания шумовых помех в определённом диапазоне, в данном случае – в коротковолновом, так как «вражьи голоса» вещали именно на коротких волнах.

Для усиления помех строились специальные радиомачты, а их территория обносилась ограждениями, оборудованными КПП, чтобы исключить проникновение на территорию станции посторонних.

Станции глушения строились высокими темпами. Так, если до конца 1949 года было оборудовано 350 таких станций, то в 1950 году их стало уже 600, а к началу 1960-х годов их количество было доведено до 1400.

Размещались они, прежде всего, в западных районах СССР – Украине, Белоруссии и «неблагонадежной» Прибалтике, а также в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик (что стало особенно актуально после того, как западные радиостанции стали вещать на языках всех основных народов СССР). Кроме того, «глушилки» ставили во всех крупных городах.

«Запретить КВ!»


Другой, и весьма радикальной, мерой, направленной на защиту советских людей от тлетворного влияния враждебной пропаганды, стал полный запрет на выпуск в СССР коротковолновых приёмников. В середине 1949 года председатель Всесоюзного комитета по радиовещанию и радиофикации Алексей Пузин направил тогдашнему начальнику Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) Михаилу Суслову докладную записку, в которой, в частности, говорилось: «Самой надёжной защитой от враждебной СССР иностранной радиопропаганды является выпуск радиоприёмников без коротковолнового диапазона».

Предложение Пузина было немедленно принято, и с августа того же года вся советская радиопромышленность перешла на производство приёмников, у которых отсутствовал коротковолновый диапазон. Впрочем, после смерти Сталина, этот запрет был отменён, однако радиоприёмники с короткими волнами были большим дефицитом, в основном выпускаясь на экспорт. Кроме того, их минимальный диапазон был ограничен 25-метровыми волнами, с которых и начиналось глушение. 

А Васька слушает…


У советской системы глушения «вражьих голосов» был один существенный недостаток: радиус действия станций был невелик и составлял максимум 20 километров. Таким образом, зарубежные радиостанции успешно глушились в городах и пригородах, а в сельской местности можно было без проблем слушать их передачи. Что народ и делал.

Например, корреспондент газеты «Социалистическое земледелие» Дудочкин в начале 50-х годов даже направил возмущённое письмо в ЦК ВКП (б), в котором предлагал изъять у колхозников радиоприёмники. В нём он, в частности, писал: «При посещении колхозов бросается в глаза неправильное, а порой вовсе антипатриотическое поведение некоторых владельцев приёмников. Они слушают заграничные радиостанции и без зазрения совести говорят о том, что передают фашистские станции «Голос Америки» и «Би-би-си». Таким образом, вражеская агитация против коммунизма распространяется самими же нашими людьми, строящими коммунизм».

Приёмники у колхозников не отобрали, и они до конца 80-х годов имели возможность «без зазрения совести» получать и распространять «вражескую агитацию». Разумеется, в безопасных для себя пределах.

Многие делали это не только из интереса, но и по более практичным причинам. Например, чтобы узнавать новости прежде, чем о них сообщат советские СМИ.

Так, мой покойный дед, в 1970-80-х годах занимавший высокий пост в командовании Ленинградской военной базы, регулярно слушал западные передачи. Благо, в то время он мог «достать» всё что угодно, в том числе и иностранную технику. И его приёмник фирмы «Sony» позволял принимать сигналы на коротких волнах менее 25 метров. То есть в диапазоне, практически не подвергавшемся глушению. Когда я спросил его, зачем он это делает, он ответил: «Они часто новости передают раньше наших и с интересными подробностями». Так мы, кстати, одними из первых в Союзе, узнали о смерти Джо Дассена и Владимира Высоцкого.

Популярностью у советских слушателей пользовались и передачи, в которых зачитывались запрещённые в СССР книги, например, произведения Солженицына, или набоковская «Лолита».

Ну и кто из нас, из тех, кому далеко за 40, не помнит знаменитый позывной: «Сева, Сева Новгородцев. Город Лондон. Би-би-си»? Музыкальные передачи уроженца Ленинграда Севы Новгородцева, знакомящие советских людей с мировой музыкальной поп- и рок-культурой, были крайне популярны в СССР, прежде всего среди молодежи. 

Конец эпохи


С приходом к власти Михаила Горбачева и началом так называемой Перестройки, тотальное глушение зарубежных радиостанций пошло на убыль. Так, в конце 1986 года в интересах политики «новой разрядки» из «чёрного списка» исключили «Голос Америки» и Би-би-си. А в ноябре 1988 года было прекращено глушение всех иностранных радиостанций, вещавших на территорию СССР.

С развалом Союза потеряла смысл и антисоветская пропаганда. Многомиллионные бюджеты главных «вражьих голосов» были урезаны до минимума. Первым, в 2008 году, прекратил коротковолновое радиовещание на русском языке «Голос Америки», за ним последовали Би-би-си и «Немецкая волна». Последней, в 2016 году, перестало вещать на русском Радио «Свобода». Нынешнее информационное противостояние России и Запада переместилось в сферу интернета. 

Большинство станций глушения на постсоветском пространстве были демонтированы. Оставшиеся радиомачты сегодня в основном используются операторами сотовой связи…

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
14.04.2019

Игорь Черевко





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта