Д. Доржиев: Как японци применяли бактериологическое оружие на Халкин-Голе (История) (26.08.2019)
5 июля 2014 г. официальное информационное агентство правительства КНР «Синьхуа» распространило сообщение главы Архива провинции Цзилинь (Северо-Восточный Китай) г-на Инь Хуай и бывшего руководителя Института исследований Японии Академии общественных наук КНР г-на Цзян Лифэна об обнаружении большой группы документов, подтверждающих факты использования Императорской армией Японии (дай-Ниппон тэйкоку рикугун) биологического (бактериального) оружия во время боев против войск МНР и Советского Союза на реке Халхин-Гол в 1939 г.
Информационное агенство «Байкал24», продублировавшее на следующий день это сообщение, назвало его сенсационным. Но оно является таковым, строго говоря, лишь для массового читателя. Исследователи Халхингольской войны (в японской историографии – «Номонханской войны») давно изучают эту неизвестную ее страницу. Введение в научный оборот новых архивных материалов позволит еще более подробно рассмотреть проблему использования Японией (кстати, впервые в истории войн человечества) биологического оружия в своих захватнических целях в 1930-1940-е гг.Однако вернемся к массовому читателю. Что же он может узнать, вкратце, по данной проблеме? Упоминавшиеся выше китайские архивные работники ведут речь о документах штаба жандармерии и центральной инспекционной части японской Квантунской армии (по-японски «Канто гун»), в которых говорится о прибытии в июне 1939 года на театр военных действий в районе Халхин-Гола так называемого «Отряда Исии». Это особо секретное подразделение японской армии, более известное как «Отряд 731 (по-японски «нансан-ити бутай»), занималось разработкой и применением биологического оружия.
На передовой военнослужащие «Отряда Исии» в июле-августе 1939 г. провели заражение рек Халхин-Гол, Хулусутай и Аргун бактериями чумы, холеры, дизентерии, брюшного тифа, сибирской язвы и сапа. Это заражение производилось группой (22 чел.) добровольцев-смертников (так называемых «токкотай») из состава «Отряда Исии» во главе с майором медицинской службы Икари Цунэсато.
Всего группа Икари провела четыре биологические атаки, в ходе которых в верхнем течении указанных рек было вылито в воду около 100 кг сметанообразных концентратов боевых бактерий. Кроме того, в конце августа 1939 г. был зафиксирован еще один случай биологической атаки позиций советско-монгольских войск с помощью блох, зараженных чумой.
Действия «Отряда Исии» на фронте были признаны успешными, а генерал-лейтенант Огису Рюхея1, командующий 6-й Отдельной армией, специально сформированной для ведения боев на Халхин-Голе, даже выразил его личному составу свою особую благодарность. И, действительно, в общей цифре потерь советско-монгольских войск убитыми и умершими на этапе санитарной эвакуации, раненными и контуженными, пленными и пропавшими без вести (всего – 25655 чел.) 709 чел. (из них 8 чел. – умерло) приходится на так называемые санитарные потери заболевшими. Заболевания были различными, в том числе из групп опасных инфекций.
Но в целом советским военным эпидемиологам удалось существенно ослабить воздействие японского биологического оружия. Была проведена заблаговременная вакцинация личного состава советско-монгольской группировки, осуществлялся централизованный подвоз необходимых ей воды и продуктов, исключавший их бактериальное инфицирование, велась постоянная дезинфекция мест дислокации и, особенно, водных источников.
Между тем, противоэпидемиологические мероприятия во фронтовых частях японской 6-й Отдельной армии оказались менее эффективными и 1340 солдат и офицеров серьезно пострадали от действия своего же биологического оружия, заразившись холерой, дизентерией и брюшным тифом. Многие из них умерли. Военные госпитали сухопутных войск Императорской армии Японии в оккупированном Хайларе оказались просто переполненными заболевшими. В целом же от боевых бактерий так или иначе пострадали 8500 японских военнослужащих. Направленная в город специальная инспекционная комиссия Квантунской армии во главе с капитаном Ямасита Кэндзи установила, что основным источником поражения солдат и офицеров «Канто гун» является именно деятельность «Отряда Исии».
Кстати, далеко не все смертники из этого отряда погибли при выполнении боевого задания. А командир отряда Икари Цунэсато даже смог вернуться после войны в Японию, причем избежав преследований со стороны американских оккупационных властей.
Что же из себя представляло это сверхсекретное подразделение Императорской армии Японии? Ко времени Халхингольской войны «Отряд Исии» имел уже большой «опыт» создания биологического оружия, являвшегося, для своего времени, одним из совершеннейших в мире.
Вся история «Отряда Исии» неразрывно связана с именем его создателя и бессменного руководителя, военного микробиолога Исии Сиро2.
Исии Сиро — японский микробиолог, генерал-лейтенант Императорской армии Японии.
Идея создания японского биологического оружия зародилась у молодого военного врача Исии (с 1921 г. он на службе в Императорской армии Японии) после научной командировки в конце 1920-х гг. в Европу (в ходе которой Исии, кстати, посетил и СССР). Исии считал, что для того, чтобы уравнять шансы Японской империи (как страны бедной природными ресурсами) в будущей войне с индустриально развитыми странами Запада, ей необходимо дешевое, но мощное оружие массового поражения.
Эту идею Исии предложил высшему военному руководству страны и получил со стороны последнего горячую и всемерную поддержку, особенно в лице начальника Армейской секции Бюро военных дел Министерства Императорской армии генерал-майора Нагата Тэцудзан. По распоряжению Нагата в сентябре 1931 г. старший военврач майор Исии выступил с инициативой создания специального военного подразделения, которое будет заниматься разработкой и боевым применением биологического оружия. Формировать это подразделение и возглавить его было поручено Исии.
Исии Сиро (1892-1959 г.г.) возглавил специальное военное подразделение по разработке и боевому применению биологического оружия в 1931 году.
Первоначально в августе 1932 г. при Военно-медицинской академии в Токио была создана секретная «Лаборатория профилактики эпидемических заболеваний в Императорской армии» (со штатом в 6 чел., включая Исии). В конце того же 1932 г. лаборатория была отправлена на оккупированный северо-восток Китая (в Маньчжурию), где разместилась в крепости Жонгма в уезде Эрбэйинь (к югу от г.Харбин). Из соображений секретности лаборатория получила название – «Отряд Камо» (по-японски «Камо бутай»).3
В 1935 г. «Отряд Камо» перебазировался в уезд Пинфань (также к югу от Харбина), где для него в 1933-1934 гг. был построен специальный научно-исследовательский лагерь. Официально лагерь назывался «Главной базой Управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии» (начальником Управления был назначен Исии), а сам «Отряд Камо» (который стали называть еще и «Отрядом Исии») занимался проблемами обеззараживания воды в армейских условиях.
Личный состав “Отряда Исии”...
В 1938-1939 гг. в том же уезде Пинфань для «Отряда Исии», близ его «Главной базы», был построен новый гигантский комплекс сооружений (на площади почти 40 кв. км) под многочисленные отделы, исследовательские группы и лаборатории отряда (штат которого увеличился до 2600 чел.), тюрьму на 100 заключенных и специальный испытательный полигон. Этот комплекс располагал мощной электростанцией, был окружен глубоким рвом, обнесен высоким забором с колючей проволокой под высоким напряжением и соединялся с Харбином специально проложенной железнодорожной веткой. Вся территория комплекса объявлялась «особой военной зоной Квантунской армии». Режим секретности здесь был настолько серьезным, что истребителям, базировавшимся на аэродроме прикрытия (кстати, построенного в комплексе самым первым) особой зоны, предписывалось сбивать даже японские самолеты, без разрешения пролетавшие над ней.
После перемещения «Отряда Исии» в этот комплекс, подразделению в очередной раз поменяли название. Теперь оно получило (конец 1939 г.) обозначение – «Отряд Того».4 И лишь спустя два года после Халхингольской войны (в августе 1941 г.) за отрядом закрепилось печально известное зашифрованное название «Отряд 731» (вариант – «Маньчжурский отряд 731»). Им по-прежнему командовал Исии, ставший в 1938 г. полковником медицинской службы Квантунской армии. Самое последнее изменение шифра отряда произошло в марте 1945 г., когда он стал называться «Отрядом 25202». В марте же 1945 г. Исии было присвоено звание генерал-майора медицинской службы.
На момент начала боев на Халхин-Голе «Отряд Исии» структурно состоял из пяти крупных отделов. Основной функцией первого (исследовательского) отдела являлось повышение поражающих способностей боевых бактерий (к 1945 г. созданный отделом штамм возбудителя, например, чумы в 60 раз превосходил по вирулентности исходный). Второй (экспериментальный) отдел проверял действия боевых бактерий на организм человека (речь идет о жестоких экспериментах над так называемыми «бревнами» или, по-японски, «марута», т.е. над живыми людьми), а также разрабатывал и усовершенствовал образцы их средств доставки (в рамках последней задачи отдел выращивал блох и крыс для заражения той же чумой). Третий (профилактический) отдел занимался вопросами водоснабжения Квантунской армии (т.е. улучшением качества обеззараживания воды и водных источников). Четвертый (производственный) отдел был предназначен для размножения боевых бактерий (к 1945 г. производственная мощность отдела позволяла выращивать до 300 кг бактерий, например, чумы в месяц). Пятый (учебный) отдел готовил кадры, способные применять биологическое оружие в боевых условиях.
В свою очередь эти отделы состояли из двух десятков так называемых «оперативных исследовательских групп» (примерно по четыре группы на отдел), занимавшихся выполнением узкоприкладных задач в пределах специфики работы конкретного отдела. К примеру, в первом отделе были группы (отделения) бактерий, патогенеза и т.д.
Кроме того, «Отряд Исии» имел четыре филиала, расположенных вдоль границ с СССР и МНР: в городах Хайлар, Линькоу, Муданьцзянь и Суньу. Организация этих филиалов повторяла структуру «Отряда Исии».
Место дислокации «Отряда Исии» в уезде Пинфань.
В качестве фактических филиалов «Отряда Исии» можно рассматривать также местные отделения «Управления по водоснабжению и профилактике частей Квантунской армии», к лету 1939 г. размещавшиеся во всех крупных городах Северного, Центрального и Южного Китая, а также «Отряд 100» (по-японски «дай-хяку бутай») ветеринарной службы Императорской армии Японии под г.Чанчунь и Научно-исследовательский центр санитарной службы Южно-Маньчжурской железной дороги в г.Далянь, которые подчинялись командованию Квантунской армии и находились в очень тесном оперативном контакте с «Отрядом Исии».
К концу Второй мировой войны «бактериологическая паутина» генерала Исии Сиро, опутавшая весь Китай, произвела и накопила столько всякой заразы, что ее вполне хватило бы для уничтожения населения всей планеты. Развязать мировую бактериологическую войну Японии помешала Советская армия, стремительным ударом разгромившая Квантунскую группировку летом 1945 г.
Возвращаясь к событиям на Халхин-Голе 1939 г. следует особо подчеркнуть, что скромные результаты применения японцами грозного биологического оружия против советско-монгольских войск говорят не столько о его недостаточной мощности и о несовершенстве средств доставки (что было, отчасти, правдой), а сколько о военно-техническом превосходстве РККА (в том числе в области противоэпидемиологической борьбы). Даже если бы Япония успела перейти к масштабному применению биологического оружия, то и это вряд ли могло бы принести ей победу на берегах Халхин-Гола.
1 В японском языке фамилия ставится впереди имени.
2 Исии Сиро (1892-1959) – военный микробиолог и хирург, командир «Отряда 731» с 1936 по 1945 гг., генерал-лейтенант медицинской службы Императорской армии Японии. После окончания Второй мировой войны был арестован за военные преступления американцами (декабрь 1945 г.), но в начале 1946 г. получил иммунитет (от выдачи СССР) в обмен на результаты своих исследований в области создания и применения биологического и химического оружия.
3 Камо – на японском языке «дикая утка».
4 Того Хэйхатиро (1848-1934) – маркиз, японский адмирал и маршал Императорской армии Японии, командующий Объединенным Императорским флотом Японии в русско-японской войне 1904-1905 гг. Руководил японской эскадрой в Цусимском морском сражении 1905 г., в ходе которого были разгромлены 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры Российской империи.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Д. Доржиев