Конец Минска-2. Новороссия входит в "рублёвую зону" (03.04.2015)
Так, 27 марта глава ДНР Александр Захарченко подписал указ о начале выплат долгожданных пенсий, причем в рублях. Если это случится, то это действительно станет переломным моментом для ДНР – как экономически, так и психологически. Ведь до этого в течение 7 месяцев, с сентября прошлого года, пенсионеры только один раз – в декабре – получили по тысяче гривен (2-3 тыс. руб.). Больше никаких выплат не было, и это закономерно породило состояние разочарования и уныния. И хотя примерно половина пенсионеров переоформила пенсии на Украине, это не изменило общего положения дел, постоянно ухудшающегося из-за блокады, роста цен, обесценивания гривны, проблем с пропусками и исчезновения большинства товаров. И вот в республиках объявлено о начале уже массовых социальных выплат с апреля месяца в тех же размерах, которые были при Украине. Похоже, что на этот раз обещания имеют реальные шансы быть выполненными.
Это событие имеет не только социально-экономическое значение. Позволить республикам войти в рублевую зону – это решение явно имело под собой не просто экономические основания, а было ПОЛИТИЧЕСКИМ и могло быть принято только в Москве. Оно могло быть принято еще осенью прошлого года, но по факту было объявлено Захарченко лишь 18 марта. Обращает на себя внимание дата. Разговоры о переходе на рубли или хотя бы бивалютной гривнево-рублевой зоне ведутся, периодически вспыхивая, еще с мая прошлого года. Но понадобился еще почти год, чтобы это решение было принято.
В чем дело? На наш взгляд, в двух неудавшихся попытках России заставить киевский режим обеспечить выполнение своих социально-экономических обязательств перед Донбассом, 23 года наполнявшим бюджет и пенсионный фонд Украины. После Минска-2, когда это было записано на бумаге и отведен месячный срок, шанс принудить Киев к выполнению обязательств действительно имелся. Только после того, как фашистская хунта демонстративно отказалась от своих обязательств, приняв 17 марта постановление о "временно оккупированных территориях" и фактически растоптав минские соглашения, стало ясно, что бандеровский режим отказался и от самих территорий, а значит, народные республики Донбасса без поддержки России были бы обречены на медленное умирание. Тот факт, что принятое решение о введении в оборот рублей было объявлено уже на следующий день, говорит о его давней готовности, но хранении "на крайний случай". Видимо, Россия до последнего надеялась сохранить Донбасс в финансово-экономической системе Украины, но была вынуждена начать по факту интеграцию Донбасса в финансово-экономическую систему России.
Таким образом, решение о переходе ДНР и ЛНР на рубли было принято Россией под давлением обстоятельств, по крайней мере отчасти. Однако это означает следующее. Если оно было ответом на отказ Киева финансировать Донбасс, то это значит, что в то время, когда некоторые обвиняли Владимира Путина в "сдаче", "сливе" и предательстве Новороссии, он в Минске добивался того, чтобы старики Донбасса стали получать свои кровно заработанные пенсии. Поэтому в Комплекс мер от 12 февраля и были внесены специальные пункты о восстановлении банковской системы на территории ДНР и ЛНР: "Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты. В этих целях Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, затронутых конфликтом" (п. 8). То, что было записано в Минских соглашениях, фактически означало окончание блокады Донбасса и возобновление Киевом социальных выплат. Поэтому США не допустили этой разрядки напряженности, взяв курс на дальнейшую эскалацию войны.
В этой связи возникает вопрос о том, насколько Россия действительно взвалила на себя бремя финансирования Донбасса, поскольку от этого зависит принятие дальнейших политических решений. Ибо думать, что Россия собирается финансировать территории, которые кто-то будет безнаказанно бомбить, вряд ли приходится. Поэтому доля прямого российского участия здесь – вопрос отнюдь не праздный.
Следовательно, к концу марта мы имеем заметное изменение конфигурации ролей глобальных игроков в борьбе за Новороссию и Украину, которое неизбежно повлияет на дальнейший ход событий.
То, что на кону ВСЯ Украина, недавно снова подтвердил сам Путин. 18 марта, выступая по поводу годовщины воссоединения Крыма с Россией, он сказал: "Мы всегда считали, что русские и украинцы – один народ, я так считаю и сейчас. Уверен, что украинский народ даст еще достойную и объективную оценку деятельности тех, кто довел страну до такого состояния, в котором она находится сегодня". Поскольку митинг-концерт был посвящен возвращению Крыма, то эти слова явно были сказаны с очевидным подтекстом. И ясно, что Путин сделал это сознательно. Если бы он считал, что в сложившихся условиях это недопустимо, то эти слова не были бы сказаны. Следовательно, государственный деятель такого уровня, как Путин, а тем более в такой день мог произнести их только с одним смыслом. Это ЗАЯВКА. А значит, нас ждет еще очень длительная борьба. На кону русские земли и миллионы русских, не говоря уже о чисто прагматических интересах, вытекающих из геополитической логики.
США же взяли курс на ампутацию освобожденной части Донбасса от бывшей Украины с тем, чтобы ослабить расползание по стране новой власти, уже установленной в ДНР и ЛНР. Экономическое удушение республик является побочным и краткосрочным эффектом и в силу близости России не может рассматриваться в качестве долгосрочной цели. Главное – именно отсечь свободные территории от тех, которые оккупированы фашистским режимом. При этом, однако, достижение такой цели укорачивает жизнь самого оккупационного режима. Ведь бывшая Донецкая и Луганская области давали около четверти ВВП страны и примерно столько же экспорта, а значит, после их отсечения экономический крах Украины только ускорится, что и наблюдается после "оккупации" этих "дотационных регионов". Тем не менее США не спешат экономически спасать тонущий украинский режим, и это говорит о том, что Украина рассматривается ими как средство одноразового использования, должное один раз рвануть против России, но ТАК, чтобы его потеря была компенсирована взрывным эффектом. Все это указывает на неизбежность какой-то провокации чудовищного масштаба в то время, когда США уже необратимо будут терпеть поражение в Малороссии и Новороссии.
Отметим здесь, что жесткость высказываний российского руководства в последние годы обнаруживает пропорциональную связь с ростом военной мощи России. Это говорит о том, что ее наращивание уже достигло определенных результатов, но еще недостаточных для того, чтобы вызов был брошен открыто. Нужно еще несколько лет, и российское руководство резонно опасается фальстарта.
Но уже сейчас военного потенциала вполне достаточно для того, чтобы военное поражение ДНР и ЛНР было исключено. Так, 24 марта глава ЛНР Игорь Плотницкий заявил, что оружие, которое США могут поставить Киеву, будет использовано против самих украинских боевиков. Разумеется, заранее известно, что оно будет захвачено у противника, но это неважно. Россия дает понять, что на любую агрессию фашистов будет дан адекватный военный ответ. О том же самом, применительно уже ко всей России, говорил Путин на заседании коллегии ФСБ 26 марта, отметив, что ситуация будет меняться в лучшую сторону, если мы будем становиться еще сильнее.
Пока же основными методами борьбы являются дипломатия и экономика. То, что экономическое давление достаточно успешно, ясно из экономического положения Украины. Так, в конце марта киевский министр соцполитики Павел Розенко признал пенсионный фонд банкротом. Он заявил: "Пенсионный фонд Украины не располагает достаточным объемом финансирования для выплат пенсий на существующем уровне. Для выплаты пенсий в существующих размерах сегодня пенсионному фонду не хватает порядка 80 млрд грн. Если говорить прямо, пенсионный фонд – банкрот, и без помощи государства это финансовое учреждение просто не существовало бы". Правда, Розенко тут же похвалил себя, что требование МВФ о повышении пенсионного возраста до 65 лет пока не вводится. Но это признание означает, что бандеровская хунта просто разграбила весь пенсионный фонд. Если же параллельно с этим социально-экономическое положение ДНР и ЛНР с помощью России будет улучшаться, то процессы брожения, которые и сейчас идут в головах жителей Украины, только ускорятся.
По последним данным, лишь чуть более 50% жителей Украины поддерживают продолжение войны в Донбассе, при этом более 70% считают, что победителя в войне не будет. В условиях тотальной промывки помещения для мозга эти данные говорят сами за себя. Когда нечего жрать, уже не до украинства. Да, многие продолжают по инерции ненавидеть Россию (окраинное сознание), но защищать режим и "свою" Украину они никогда не будут. Более 50% жителей считают, что ситуация в целом будет только ухудшаться. Ну, а что касается "победителей не будет", то это верно лишь для украиноцентричного мышления. Победитель обязательно будет!
Да, хунта еще делает вид, что она не признает ДНР и ЛНР, но, судя по динамике, ее признание уже не является необходимым условием переделки Украины, хотя с ним оно бы шло куда быстрее. Уже понятно, что переустройство Украины будет неизбежно иметь силовой характер и осуществляться не прямым вмешательством российской армии. В этой связи примечательными являются синхронные указы Захарченко и Плотницкого, предписывающие сдать оружие всем, кто не входит в официальные силовые структуры республик. В условиях синхронных и слаженных действий руководства ДНР и ЛНР продолжать говорить о сдаче Новороссии просто нелепо. А вот мнения, высказанные Донецком и Луганском, без согласования с Москвой, остаются просто мнениями. Например, 26 марта Захарченко заявил, что обмен пленными между ДНР и Украиной приостановлен до тех пор, пока Украина не перестанет нарушать минские соглашения. И что же? Уже через несколько дней было объявлено, что готовится новый обмен пленными. Это говорит о том, что народные республики, даже против своей воли, должны исполнять букву соглашений, потому что это влияет на репутацию России. Так что "особое мнение" республик (в некоторых вопросах) мало что решает, если не опирается на глобальное видение России.
А интерес России состоит в том, чтобы по максимуму внести раскол в западный мир, склонив на свою сторону Европу. Как уже отмечалось, результаты на этом направлении заметны. 28 марта бывший канцлер Германии Герхард Шредер подверг критике политику правительства Меркель по отношению к России в ситуации вокруг Украины. По мнению Шредера, Берлин не должен был допустить того, чтобы Еврокомиссия "вела переговоры об ассоциации Украины с ЕС только с Киевом, не подключая к ним Москву". Такие заявления – а их в последние месяцы довольно много – говорят о том, что многие в Европе недовольны уготованной им ролью проводников американских интересов.
Что еще можно отметить – это усиление контроля над республиками Новороссии со стороны России и над хунтой – со стороны США. Причем эти процессы идут бок о бок: Россия подставляет "экономическое плечо" и приводит в порядок ВС Новороссии, а США усиливают единоначалие в киевском режиме, устраняя разные центры влияния и подчиняя их одному Вальцману. В этом ключе становятся понятны, с одной стороны, разоружение, объявленное в ДНР и ЛНР, а с другой – приведение украинских бандформирований к единому командованию. Все это неопровержимо указывает на то, что стороны готовятся к новому витку войны в Новороссии. А значит, она скоро снова возобновится.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /