Сергей Глазьев: Конец офшорного рая (12.08.2020)

Вопрос возвращения в РФ тех огромных денег, что выводятся из страны каждый год (в том числе и в виде дивидендов) в налоговые убежища-офшоры, – проблема чрезвычайной важности. От ее решения зависит судьба страны. Падет ли она из-за банкротства в ходе теперешнего противостояния с Западом или выстоит? Сможет ли стать развитой промышленной державой или превратится в вымирающий и запустевающий сырьевой придаток развитого мира, где жизнь существует лишь в нескольких распухших мегаполисах? Такое дело намного важнее, чем все эти игры с показом по телевизору очередных образчиков «чудо-оружия». Ибо чего стоит ракета «Сармат», если РФ попросту высосут и обескровят?
Администрация Владимира Путина решилась на смелый шаг: решила обложить 15-процентным налогом те дивиденды, что частные владельцы откачивают в популярный офшор – на Кипр. Российская Федерация объявила о разрыве соглашения с островом о двойном налогообложении. На очереди – разрыв такого же соглашения с Нидерландами. Намерения Кремля понятны: заставить большой бизнес вкладывать свои прибыли в собственную страну.

Какого реального результата для экономики РФ следует ожидать после его денонсации? На эти и другие вопросы «ВПК» ответил научный руководитель Центра исследований долгосрочных закономерностей развития экономики при Финансовом университете академик РАН Сергей Глазьев.

Давно назревшее решение

– Сергей Юрьевич, как вы оцениваете решение руководства России о разрыве соглашения с кипрским «налоговым раем», почему оно принято именно сейчас?

– Это давно назревшее и совершенно оправданное решение, которое, надеюсь, устранит остававшиеся лазейки для ухода от налогов наших офшорных бизнесменов. Именно Кипр был для многих из них ведущим центром, этаким раем, где они скрывали свои доходы. Кроме того, остров использовался как промежуточное звено для увода денег от налогов, их транзита и перевода в еще более укромные места.

Работая министром внешнеэкономических связей РФ, на других постах, я изначально был против заключения подобного соглашения с Кипром. Но его все-таки пролоббировали определенные лица, которые очень хотели создать лазейки в российском законодательстве. Поэтому повторю: денонсация сего договора вполне оправданна, является давно назревшим шагом, который следовало бы осуществить еще 20 лет назад.

– Получается, это сделано прежде всего в национальных интересах Российской Федерации, ее экономического развития, социального благополучия. И тут, судя по всему, президенту пришлось выбирать: с кем он – с народом или с группой олигархов?

– Очень много российских корпораций, занятых экспортом энергоресурсов, сырья, не задумываются о повышении прибавочной стоимости в конечном продукте. Среди них монополисты, которые теперь лишатся части своей прибыли. (То есть о глубокой переработке сырья в РФ. – Прим. ред.) Но народ плакать по сему поводу, думаю, не будет. Именно олигархи скрывают свои доходы через различные кипрские «дочки».

У нас немало и крупных компаний (аффилированных с государством), которые формально учреждены через подставные структуры и находятся в кипрской юрисдикции. Насколько понимаю, среди них и корпорации металлургического сектора, где особенно большие прибыли. Почти все они принадлежат не российским резидентам, а подставным лицам с зарубежным гражданством. Хотя чисто внешне это порою неприметные «конторы», которые, однако, ворочают триллионами рублей. Не миллиардами, повторю, триллионами.

То же касается и коммерческих структур, связанных с госкорпорациями и Госбанком (Центральным банком). Именно в этом синдикате рождаются легализованные способы увода от налогов огромных доходов, получаемых не только в частном, но и в государственном секторе.

– Если все делается с ведома и разрешения ЦБ, то почему бы волевым решением не запретить вообще подобный вывод средств за рубеж? Что мешает?

– Мешает политика Центрального банка, который исполняет волю и распоряжения Международного валютного фонда (МВФ). Руководство ЦБ по-прежнему считает, что указания вашингтонских финансовых организаций – непререкаемая истина в последней инстанции. А чтобы выглядеть хорошо перед МВФ, наши финансовые начальники всячески препятствуют реализации здравых мер.

Способствует этому и наше ультралиберальное законодательство: практически все желающие сегодня могут спокойно выводить деньги за границу. Вследствие чего Россия ежегодно теряет около 100 миллиардов долларов вывезенного капитала.

Вольется ли возвращаемое в экономику?

– Есть данные, что за последние годы из РФ через переводимые на Кипр дивиденды утекло 3,3 триллиона рублей. Можно ли их вернуть в экономику?


– После 2014 года Центральный банк настолько запустил отчетность, что разобраться в ней крайне сложно. Точнее, просто невозможно выявить движение денег в офшорные зоны. Но по состоянию на тот период в страну возвращалась только половина денег, которые зависли в «налоговых убежищах».

Крупные корпорации, прибыльные компании с госучастием через своих подставных хозяев и сегодня переводят дивиденды за рубеж. Получается, компании, которые мы считаем российскими, на самом деле принадлежат, повторю, не РФ. И таких (зарегистрированных в различных офшорах) наберется примерно половина – прежде всего предприятия промышленности. Многие из них оказались в англосаксонской юрисдикции.

Помимо получения дополнительных дивидендов, эта схема используется также для транзита экспортной выручки, уклонения от налогов, искусственного занижения цен, которые указываются в налоговой декларации. Например, нефть продается на Кипр (где она не нужна) по 20 долларов за бочку, а оттуда, скажем, в Германию, уже за 50 долларов. Таким образом, 30 долларов с каждой бочки остается в карманах наших новоявленных Корейко и Остапов Бендеров.

– В таком случае, может, подумать о введении дополнительных мер, которые будут способствовать росту реального сектора российской экономики. Например, о введении покровительственных пошлин для предприятий и т.п.?

– Если говорить о валютно-финансовом регулировании, то надо ввести валютные ограничения на вывоз капитала. У нас в свое время уже принимали целый ряд мер в этом направлении – после перехода страны к рыночной экономике. Но потом их отменили.

Скажем, действовал режим регулирования валютных операций и свободного хождения денег: выплата зарплат, перечисление дивидендов и т.п. Появился разрешительный порядок на капитальные операции, которые были совершенно прозрачными. Надо к этим мерам возвращаться, вводить лицензирование на проведение операций с валютой.

Кроме этого, следует ввести подать на вывоз капитала и серьезный налог на валютные спекуляции. Так называемый «налог Тобина», предложенный нобелевским лауреатом Джеймсом Тобином еще в 1978 году.

Все это, как и ряд других мер, помогло бы стабилизировать рынок, дать существенный доход государству. В том числе от таких вредных видов деятельности, как манипулирование финансовым рынком и курсом рубля.

– Кто же может и должен повлиять на политику нашего Центробанка, которая, как видим, далеко не всегда отвечает национальным интересам страны?

– Президент Российской Федерации определяет кандидатуры на руководящие посты руководителя ЦБ, директоров крупных финансовых организаций, выносит на утверждение Государственной думы. На этих этапах и должны приниматься ответственные решения.

В заключение могу сказать, что совокупный ущерб от деятельности сегодняшнего руководства Центрального банка для страны приближается к 30 триллионам рублей.

– Первое лицо государства знает об этом?

– Этот вопрос, полагаю, надо задавать уже не мне…

А куда возвращать деньги?

Итак, первый шаг сделан. Но остается второй важный вопрос: а куда возвращать те триллионы, что до сих пор утекали из страны в офшоры и вообще за рубеж? Куда их вкладывать в РФ?

В теперешней «модели» деградации страны для производительных инвестиций места нет. Ну да, Москва показательно борется с Западом, тратит уйму денег на новое оружие и твердит о том, что отстаивает суверенитет РФ и многополярный мир. Однако при этом из страны, словно дань, течет в западную финансовую систему огромный поток выводимых средств. Русские за свой счет кредитуют развитие неприятельских экономик. Это как если бы Сталин, воюя с Гитлером, каждый год обеспечивал бы приток в Германию миллиардов, выводимых из народного хозяйства СССР.

Но объясняется сие и чисто объективными причинами. Путинская команда, говоря о политическом суверенитете РФ, экономически сохраняла ее колониальный статус, открытые настежь для импорта границы. Куда инвестировать деньги, если они не уходят в офшоры и на Запад? Ну построит частный владелец в РФ, например, современную обувную фабрику. И что? Он разорится, а вложения пропадут. Почему? Потому что его обувь, даже самую качественную, покупать не станут. Ибо из-за рубежа в страну идет поток импортных ботинок и туфель, которые завозятся в РФ либо с совсем смешной таможенной пошлиной, либо вообще по серым схемам, без уплаты оной. А платить своим рабочим меньше, чем в Индии, русский промышленник не может. Как и снизить иные издержки. Зато попробуй ввезти в ту же Индию или Иран отечественную обувь: нарвешься на заградительные пошлины.

И это касается не только ботинок. Точно так же, вздумай наш бизнес строить в РФ новые заводы и фабрики, будет и в электронике, машиностроении, фармацевтике. Везде мы столкнемся с потоком импорта из стран, где и рабочие дешевле, и тамошние государства своих производителей обеспечивают и субсидиями на производство да экспорт, дешевыми кредитами и налоговыми льготами. Поэтому возвращаемые в страну деньги похожи на семена, падающие на раскаленные бесплодные камни.

Принуждая отечественный бизнес направлять прибыли не за границу, а в страну, администрация Путина обязана обеспечить все условия для «плодородия почвы» – приема в стране блудных денег. То есть требуется ввести покровительственные таможенные пошлины, что делают более выгодным производство товаров у нас дома, нежели импорт сюда готовых изделий. Тем самым создается прибыльность инвестиций в русский реальный сектор, что автоматически потянет сюда деньги, побуждая заодно и иностранцев не ввозить в РФ готовые товары, а открывать свои предприятия по их выпуску на нашей земле.

Крайне необходимы налоговые льготы при вложении хозяевами своих прибылей в развитие своих заводов и фабрик. Хотя бы сокращение подати на прибыль наполовину, как это сделало правительство Евгения Примакова в 1999 году (и что потом отменит вице-премьер/министр финансов Алексей Кудрин). Дополнительно с налоговыми льготами ради новой индустриализации следует ввести и настоящий прогрессивный налог на личные доходы, принуждая частников (ради ухода от него) тратить свои барыши на вложения в предприятия и новые рабочие места. Нужно дать производству (прав Глазьев насчет саботажа со стороны ЦБ РФ) долгосрочные кредиты под мизерный процент. Наконец, надо взять курс на ликвидацию чудовищного имущественного расслоения в стране, повышать доходы граждан, обеспечивая новой индустрии емкий рынок сбыта и высокий платежеспособный спрос. Это и есть тот самый «чернозем» для «семян» возвращаемых в РФ дивидендов и прочих доходов бизнеса.

Без всего этого радикальное обложение уводимых из страны дивидендов превратится из лекарства в яд. Однако пока команда Владимира Путина не спешит именно с такой частью столь необходимых преобразований. Она слишком часто бросает свои затеи на полпути.

Источник
 
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
12.08.2020

Глазьев Сергей






Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта