Сергей Васильев: Кооперация, как инструмент выживания (Экономика) (17.06.2019)
Длинное предисловие:
Настоящим бедствием средних веков были массовые заболевания чумой и холерой, подрывавшие могущество корон и оставлявшие после себя безлюдными целые государства. Эпидемии и пандемии этих заболеваний были ночным кошмаром и дневной проблемой, глобальными по географии и тотальными по угрозе.
Ни одна из войн не уносила столько человеческих жизней, как чума. Пришедшая из Азии, Черная смерть в средневековой Европе убила треть населения .
Естественно, что и объяснения этим напастям, и способы борьбы с ними были столь же решительными, сколь безграмотными и беспомощными. Один «пир во время чумы» чего стоит. Да не просто стоит, а явно просится в качестве иллюстрации дня сегодняшнего, когда «элиты» пытаются точно также бороться с мировым системным кризисом, как их средневековые предки – с эпидемиями смертельных болезней.
Причины эпидемий тогда связывали с чем угодно, но только не с реальными причинами – землетрясениями, заразными испарениями, порожденными подземным гниением, с ядовитыми извержениями вулканов, но главным образом — с особым положением звезд и планет, с появлением комет и затмений. Предсказание эпидемий было одной из основных целей астрологических прогнозов. Их составлением занимались выдающиеся математики и астрономы, в числе которых Иоганн Мюллер (Региомонтан) (1436-1476) и И. Кеплер (1571-1630). Часто изображения гороскопов украшали портреты известных врачей.Настоящим бедствием средних веков были массовые заболевания чумой и холерой, подрывавшие могущество корон и оставлявшие после себя безлюдными целые государства. Эпидемии и пандемии этих заболеваний были ночным кошмаром и дневной проблемой, глобальными по географии и тотальными по угрозе.
Ни одна из войн не уносила столько человеческих жизней, как чума. Пришедшая из Азии, Черная смерть в средневековой Европе убила треть населения .
Естественно, что и объяснения этим напастям, и способы борьбы с ними были столь же решительными, сколь безграмотными и беспомощными. Один «пир во время чумы» чего стоит. Да не просто стоит, а явно просится в качестве иллюстрации дня сегодняшнего, когда «элиты» пытаются точно также бороться с мировым системным кризисом, как их средневековые предки – с эпидемиями смертельных болезней.
Популярной была теория о том, что причина чумы - евреи, отравляющие колодцы и другие водохранилища. Так в городе Базеле власти в благом порыве борьбы с эпидемией заживо сожгли на городской площади всех евреев, живших там.
В течение столетий способы борьбы с заразными заболеваниями были основаны на рекомендациях, приведенных в «Эпидемиях» Гиппократа. Когда в Афинах, например, началась эпидемия заразной болезни, он сказал, что ее принесли северные ветры и предложил зажечь костры с северной стороны города, чтобы помешать дурному воздуху поступать в город.
Борьбой с эпидемиями и обусловлено широкое распространение в средневековой Европе курения табака, что считалось мерой профилактики. Так, в Англии был закон, по которому во время эпидемии все люди, включая грудных младенцев, должны были курить трубки… И не только курить!:
«Мой дорогой брат Эразм показал мне этот метод. Дым из двух трубок (наполненных табаком) вдувается в кишки. Пригодный для этого инструмент придумал изобретательный англичанин». (Thomas Bartholin, Historiarum anatomicarum et medicarum rariorum Copenhagen. 1661)
Теперь, когда из задницы пациента клубится сизый дымок, самое время сделать кровопускание, чтобы больной избавился от «дурной крови» и «дьявольских настроений»…. Если больной и после этого (неисповедимы пути твои, Господи!) подает признаки жизни, то можно его подвесить за ноги, обсыпать землей с могилы и ждать, пока «яд болезни» выльется из ушей...
Гарманн приводит также рецепт «божественной воды», названной так за свои чудесные свойства: берется целиком труп человека, отличавшегося при жизни добрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; мясо, кости и внутренности разрезаются на мелкие кусочки; все смешивается и с помощью перегонки превращается в жидкость. (Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: "Прогресс" - "Прогресс-Академия", 1992)
Останавливаюсь так подробно на средневековых способах лечения заразных заболеваний только потому, что признанные авторитеты XXI века от «экономикс» предлагают ровно такие же методы профилактики и лечения глобального экономического кризиса…
Конечно же, на этом фоне рекомендаций таких серьёзных признанных «товарищей» советы простых эпидемиологов выглядят несерьёзно и легкомысленно. Вы только подумайте! Для того, чтобы эффективно противодействовать глобальной, жестокой, смертельной угрозе, выкашивающей целые города, надо просто мыть и кипятить, чистить и убирать… Ну, не насмешка ли? Сколько было жертв принесено, сколько трактатов астрологических написано, сколько потрачено алхимической магической энергии, а они – про такое простое и примитивное действо!
Многие из средневековых новаторов вместо получения грантов на раскрутку санитарного старт-апа лишались за это языка, а то и головы. Уж больно не соответствовали грандиозность и размер угрозы таким доступным каждому смертному лайф-хакам… Соблюдать чистоту? Точно – еретики!
Игнатс Семмельвейс, венгерский гинеколог, в 1848 году был лишен права практиковать за то, что он начал публично настаивать на мытье рук во время принятия родов. Высмеянный коллегами-докторами, осужденный и лишенный лицензии, Семмельвейс сошел с ума и умер относительно молодым, в то время как десятки тысяч рожениц и новорожденных продолжали умирать от инфекций, внесенных врачами и повитухами.(доктор Константин Монастырский)
Предваряю свои рецепты по профилактике и преодолению глобального кризиса XXI века этим средневековым экскурсом только потому, что очень уж похожи сама глобальная угроза и реакция на неё, на реальные способы её профилактики и устранения со стороны глобальных – признанных - властных авторитетов.
Накопленный опыт существования в условиях агрессивной внешней среды
К началу XXI века человечество накопило столь обширный опыт выживания во всевозможных кризисных ситуациях, что отпадает необходимость что-либо моделировать. Достаточно просто внимательно изучать и анализировать уже имеющиеся успешные образцы борьбы за выживание в условиях форс-мажора, чтобы обобщить, систематизировать и компилировать этот бесценный опыт, превратив его в некий стандарт кризисоустойчивого существования в настоящем и будущем, свободным от глобальных экономических болезней, макроэкономических эпидемий и геополитических пандемий, то есть на основе изучения кризисов выработать антикризисную прививку.
А то, что выживать придется, сомневающихся остается все меньше. В 2016м федеральное правительство Германии предложило своим гражданам сформировать пяти-десяти-дневный запас продуктов (http://germania.one/2016/08/21/grazhdanam-germanii-predlozhat-zapasatsja...). Было бы любопытно почитать планируемый список мероприятий правительства на 11й день…
Материала для изучения настолько много, что можно позволить себе роскошь выбирать наиболее яркие, удачные и общеупотребительные примеры из любых кризисов, среди которых хотелось бы выделить:
- Опыт выживания, организации быта и безопасности населения, организаций, социальных групп и отдельных общин после тотальной разрухи и в условиях недееспособности властей после 1й и 2й мировых войн.
- Выживание, организация быта и обеспечение безопасности в условиях противодействия агрессивной внешней среде после распада СССР и соцлагеря.
- Те же мероприятия в условиях рукотворных кризисов в Аргентине, Югославии и совсем свежий пример – на территориях бывшей Украины.
Ну а для русского населения кризисное существование исконно являлось обыденным, когда начальство традиционно далеко, а лихие люди, наоборот, близко. И суровый климат властно дополнял эту картинку, делая жизнь на наших широтах и просторах абсолютно невозможной с точки зрения западной цивилизации. Но именно в таких условиях были столетиями выработаны, отшлифованы и до сих пор живы в нашем народе формы организации и взаимодействия, которые ждут своего часа, чтобы стать общеупотребительным мировым стандартом.
Помню дикие глаза немцев, которым сибиряки рассказывали про правила передвижения по зимним сибирским дорогам, где ездить по одному не просто не принято, а вообще считается антисоциальным поведением и открыто осуждается. Так и уехали они, не поняв, в чем тут «собака порылась» и даже не осознав, что наткнулись на частичку крайне интересного опыта выживания и обеспечения безопасности через самоорганизацию населения, которую язык не поворачивается назвать стихийной, зная, сколь глубоки и обоснованы эти традиции.
В середине 90х, сознательно обрушивая российскую пирамиду ГКО, «наши западные партнёры» рассчитывали вызвать падение уровня жизни населения России на 30% и более. По их расчетам после этого должен был начатья неуправляемый распад государства на отдельные территории. Однако уровень жизни, вопреки всем расчетам просел на 10-15, в максимуме – на 20% и затем стабилизировался, несмотря на все нечеловеческие (то есть дьявольские) усилия заокеанских благожелателей.
Янки, обожающие статистику, всевозможный анализ и систематизацию результатов, с удивлением обнаружили, что практически каждый житель России включен в неформальную социальную сеть, где у него имеется от 5 до 15 «доноров», к которым он имеет возможность в любую минуту обратиться за материальной или (и) психологической поддержкой, и не просто обратиться, а гарантированно получить её в той или иной форме.
На Родине исследователей – в США – вокруг неудачника почти моментально формируется вакуум и он в этом карантине существует пока не сдохнет или не вернет себе былой материальный статус. В России же неудачника традиционно жалеют, причём очень деятельно, начиная от психотерапии на троих и заканчивая «шапкой по кругу» и «толокой» (специально закавычил термины, непереводимые на деловой английский язык).
Данные исследования настолько поразили впечатлительных янки, что России был немедленно прописан «клистир» в ударных дозах с целью изменения сознания в виде популярных программ типа «Последний герой», «Дом» и всевозможных ток-шоу на тему «Как стать стервой», где главными победителями признаются умеющие безапелляционно и беззастенчиво разрушать межличностные связи, образцово-показательно гадить на голову и бить в спину.
Ну а теперь обратимся к «не нашему» опыту выживания в условиях форс-мажора, а именно вспомним про Аргентинский кризис (https://ru.wikipedia.org/wiki/Аргентинский_экономический_кризис)
Начнем с воспоминаний лично переживших его. Если кто еще не приобщился, то почитайте (http://andrei-vajra.narod.ru/index/0-78)
Для нас этот опыт интересен тем, что
- Пушки там не грохотали, то есть причиной разрухи было не вторжение агрессора.
- Опыт этот кристально-чистый западный, а такая лабораторная его природа наиболее интересна для анализа и обобщения с национальным – российским опытом.
Кооперация, как инструмент выживания
И какие же наблюдения очевидца являются первыми и наиболее выпуклыми?
№1: “…Решение этой проблемы заключается в том, чтобы держаться подальше от города, но по группам. Либо, живя в небольшом городе-общине или если у Вас есть друзья или семья, разделяющие ваши взгляды, сформируйте собственную небольшую общину. Некоторые могут подумать, что подобное соседство приведет к потере неприкосновенности личной жизни и свободы, но это та цена, которую вам придется заплатить, если вы хотите, чтобы кто-то мог помочь вам, когда вы будете нуждаться в этой помощи.”
Честно говоря, все остальные советы очевидца аргентинского кризиса я бы после этого тезиса уже опустил, потому что всё необходимое в одиночку всё равно не запасёшь, а что запасёшь – можешь и не сохранить, если не выполнено условие №1. И как не вспомнить, читая про это условие, что традиционная форма организация населения России – это именно община, с которой «…И беда – не убыток», а «Отстал — сиротою стал.» «Общиной разделится - скоро разорится….»
Переходим от аргентинского опыта к югославскому, поближе к русской цивилизации (http://pikabu.ru/story/vospominaniya_vyizhivalshchika_iz_bosnii_vyizhivanie_v_gorode_1250379)
И там находим то же самое:
“Мне повезло : моя семья была в то время многочисленной (15 человек в большом доме, 6 пистолетов, 3 АК) - мы выжили (по крайней мере большая часть из нас) Сила была - в количестве, Если ты один живешь в доме - быть убитым и ограбленным - всего лишь вопрос времени, даже если ты вооружен. Вы не сможете выжить один, сила - в количестве, не отдаляйтесь от семьи, готовьтесь вместе, выбирайте надежных друзей…”
Причём кооперация – это естественная реакция любого здорового социума на любую угрозу, совсем не обязательно физическую. Возвращаемся обратно в Аргентинский кризис и читаем:
«Во время обвала экономики крупные бизнесмены и иностранные инвесторы выводили свои капиталы за рубеж. В результате многие компании малого и среднего бизнеса были закрыты из-за недостатка средств, уровень безработицы увеличивался. Рабочие этих предприятий лишились какого-либо дохода и решили вновь запустить средства производства самостоятельно, как самоуправляющиеся кооперативы.
Рабочими кооперативами стали керамический завод Zanon (известный как FaSinPat, сокр. от "Fabrica sin patrones", "Фабрика без хозяев»), четырехзвездочный отель Бауэн, швейная фабрика Brukman, печатный станок Chilavert и многие другие. В некоторых случаях бывшие владельцы вызывали полицию, чтобы прогнать рабочих, но зачастую рабочим удавалось защитить оккупированные рабочие места от государства, полиции и боссов.
Опрос, проведенный газетой Буэнос-Айреса, обнаружил, что около 1/3 населения принимало участие в народных собраниях(ассамблеях). Они обычно проводились на уличных перекрестках и в общественных местах. На собраниях обсуждались возможности взаимопомощи в случаях выселения из квартир, проблем со здоровьем, а также коллективная покупка еды и программы распределения продуктов питания. Некоторые ассамблеи впоследствии создали новые структуры здравоохранения и образования. Локальные собрания раз в неделю объединялись в большую ассамблею для обсуждения общих проблем.»
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Аргентинский_экономический_кризис#.D0.9A.D0.BE.D0.BE.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.B2.D1.8B)
То, что для жителей Запада в диковинку, для наших людей – естественно и не безобразно. В моменты опасности они, как шарики ртути, собираются в кучку и решают проблемы выживания, и главное тут – вовремя почувствовать эту опасность. Многим кажется, что сейчас как раз самое время.
Не надо ждать пока «гром не грянет». Формировать свою общину можно и нужно немедленно.
Тем более, что такая община эффективно решает бытовые проблемы не только в военное время. Если оставить за скобками кооперацию, как инструмент выживания в экстремальных ситуациях, на первый план в кризисное смутное время выходят другие, не менее злобные проблемы, настоятельно требующие решения:
- Как снизить цену, чтобы удовлетворить резко сократившийся платежный спрос, если
б) цепочка посредников, обеспечивающих поставку необходимого сырья и комплектующих и сбыт, добавляют в конечную цену ещё минимум 50%.
- Как вообще разрешить абсурдную ситуацию, когда и у потребителя, и у производителя забиты склады, но они не могут произвести обмен из-за взаимного дефицита денег?
- А еще надо бы не забыть про транскорпов, всегда готовых поделиться содержимым ваших карманов.
«По здравому размышлению, потребительский кризис не должен возникать только из-за того, что денег стало меньше. Кризис потребления наступает там и тогда, где и когда деньгам нет альтернативы, а жрать хочется. Свобода добывать себе еду любым законным способом - это реализация одного из базовых прав человека, права на жизнь. И когда государство законодательно ограничивает способы реализации этого базового права, обрекая граждан на страдания при недостатке денег и запрещая всякий иной выход из смертельной (или, как минимум, чреватой серьезными заболеваниями) опасности, - следует признать, что такое государство совершает геноцид против собственного народа. Попутно способствуя криминализации общества. Так бывает, когда у одних денег профицит, у других дефицит, а все жизненные блага и необходимости достаются только в обмен на деньги, и все другие люки добычи необходимого наглухо задраены законами.» (https://cont.ws/post/353174)
Слава Богу, Россия, несмотря на все потуги либералов во власти, сегодня - уникальная страна и несомненный лидер по части лояльного отношения к самообеспечению населения. Российское государство согласно вообще не вмешиваться в работу по обеспечению населения товарами народного потребления и даже налоги готово не взимать со всего, что относится к потребительской кооперации.
Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации":
Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ.
В соответствии с НК РФ (ст.39) «передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер… (в частности... , паевые взносы в паевые фонды кооперативов), - не признается реализацией товаров, работ или услуг».
Думаю, что это максимум, что могло сделать государство для своих граждан в данный исторический период. Не запрещает - и этого достаточно.
Желающим выжить придётся восстанавливать навыки предков по общинной, потребительской, производственной и межотраслевой кооперации и подпирать плечом друг друга, чтобы не грохнутся всем хором.
Производителям (не всем конечно, а только тем, кто желает выжить) кооперироваться с потребителями, заказчикам – с поставщиками, подрядчикам – со смежниками, потому что только таким способом станет возможным:
- построить вертикально интегрированный производственный цикл, максимально ограждённый от внешнего влияния;
- перейти на строго плановую работу по конкретным заказам для конкретного потребителя;
- исключить перепроизводство, наладив выпуск ровно такого количества продукции, которое необходимо потребителю;
- исключить посредников, которым не остаётся места при наличии прямой связи потребителя с производителем.
Ну а если удается исключить из себестоимости
- производство лишней (не заказанной продукции) за счет прямой кооперации производителя и потребителя,
- оплату лишних трансакционных издержек посредникам за счет прямой кооперации поставщиков с заказчиком,
- налоговую нагрузку за счет согласия государства не считать реализацией движение кооперативных паёв и фондов…
В этом случае получится радикально (в разы) снизить себестоимость (и отпускную цену) продукции. Останется только решить, что делать с расчетами за нее при тотальном дефиците именно денег и неспособности государства этим инструментом насытить экономику.
Абсурдность нынешней экономической ситуации ощутил собственной кожей, «расшивая» дебиторскую и кредиторскую задолженность в рамках кризисного управления предприятием, которое
- не может рассчитаться по своим обязательствам, хотя конвейер молотит, как мельница и склады забиты товаром;
- традиционные покупатели и рады были бы приобрести продукцию предприятия, но они находятся в той же ситуации, то есть при наличии собственной продукции не в состоянии обеспечить её сбыт и получить средства для приобретения того, что им необходимо…
У поставщиков ситуация ровно такая же… У всех всё есть, и все готовы поставлять-потреблять, не хватает только посредника… Так может если его не хватает, так и ну его на…? Как там у Александра Сергеевича в поэме «Онегин»?
«…Он был глубокий эконом
То есть умел судить о том
Чем государство богатеет
И почему не нужно золота ему
Когда простой продукт имеет..»
В своё время – после Первой мировой войны, когда в руинах лежали бывшие империи, и по бедности Германия-Австро-Венгрия, как проигравшие, могла поспорить с Африкой, проблему недееспособности денежной системы с успехом решил находчивый мужик Сильвио Геззель (https://ru.wikipedia.org/wiki/Гезелль,_Сильвио)
У меня нет задачи рекламировать его изобретение и тем более – выдавать его за панацею, так как он сам считал свои фригольды локальным ситуативным решением. Таковыми и сегодня считаются всевозможные биткоины, шаймуратики и прочие эрзац-модели, которым всегда не хватает или обеспечения, или ареала употребления. Но все они вместе взятые – тоже решения, причем если ограниченные, не значит – бесполезные. В ситуации общемировой проблемы, какой является международная государственная импотенция в финансовых вопросах, народ имеет право на любые эксперименты, пока они не ставят под угрозу жизнь и здоровье самих потребителей.
Но вот прорезается понемногу одна интересная (прямо по Пушкину) модель, которая использует как раз все технические достижения, имеет все шансы со временем стать глобальной и составить конкуренцию нынешним финансовым транскорпам. Бартерные площадки, использующие глобальные электронные сети, где за счет современных сетевых технических решений, решена та проблема, которую в свое время не смог решить Госплан и Госснаб СССР, – адекватное и оперативное реагирование на потребности частных лиц и предприятий с кредитованием производственного цикла непосредственно потребителем.
Вангую, что по мере дряхления современной международной банковской системы, такие площадки будут становиться всё более популярными, открытыми и технически более совершенными, потому что отвечают как раз ожиданиям производителя - работать под конкретный заказ на конкретного клиента, и ожиданиям потребителя – иметь прямой доступ и рычаги влияния на производителя той продукции, которую потребляешь.
Снизу этот опыт подпирает ненавидимые налоговиками совместные закупки, которые уже имеют полноценную электронную обвеску и самые разнообразные интернет-платформы, форума, группы в соц-сетях и прочее необходимое для организации эффективного взаимодействия ко всеобщему удовольствию.
Как любые модели, они могут и должны совершенствоваться, но вектор задают правильный и адекватный – через независимые от государств, открытые платформы по взаимодействию потребителей и производителей с целью обеспечения необходимых и достаточных условий выживания и тех, и других.
Заключение перед продолжением
Итак, чума ХХ-ХХI века – системный экономический кризис - лечится и предотвращается посредством налаживания простых, прямых, понятных и эффективных каналов взаимодействия между производителями и потребителями по всей производственной цепочке, которая должна закольцеваться и исключить в конце концов ненужные звенья финансовых и товарных посредников, роль которых в наше время с успехом смогут играть глобальные информационные сети и новые технические возможности по анализу и синтезу необходимой для эффективного товарообмена, информации.
Также как элементарный набор доступных приёмов, являющихся эффективной профилактикой инфекционных заболеваний, нам заново (как в эпоху Возрождения европейцам – мыться) придется учиться организовывать простое и эффективное взаимодействие (по-латински – кооперация)
Вместе проще, чем по-одному. Веселее, живее, выгоднее…
Например, шкаф передвинуть. Один – замучаешься, вместе – моментально. Или вот если молочка свежего захотелось. Нет, не такого, как в супермаркете. А вот настоящего, чтобы как в детстве… Это что ж, для этого, корову покупать? Кстати, а сколько стоит купить корову? А сено… А потом ещё …отходы жизнедеятельности тоже придётся как-то утилизировать…
А вот если на троих, а еще лучше на десятерых, то тогда не только корову, тогда на целый коровник замахнуться можно. И не только замахнуться, но и построить, содержать, и даже расширять, потому что в результате такой кооперации инвестиционных ресурсов у каждого участника движухи остается больше, чем в результате привычной коммерческой деятельности.
А всё потому, что кооперация – это вообще не коммерция. Это взаимовыручка и взаимодействие, основанное на взаимном уважении, когда отпадает необходимость продавать что-либо на коммерческом рынке. Это система, где напрочь отсутствует сама инфекция в виде ничем не обеспеченного ссудного процента, а вместе с ней - необходимость постоянной экспансии (рост цен и расширение рынка) в погоне за этим обеспечением.
Научимся взаимодействовать и кооперироваться, создавая эффективные, вертикально–интегрированные потребительские структуры, где потребитель заказывает и кредитует, производитель – производит и отгружает, а финансовые посредники, сиречь банкстеры – нервно курят в сторонке. Мировой системный кризис затухнет сам собой!
Не научимся – будем обречены на дальнейшее шаманство алхимиков из числа транскорпов, которые борятся с кризисом точно также, как средневековые лекари – с чумными эпидемиями.
Но я лично очень расчитываю на инстинкт самосохранения и благоразумие простых людей, не имеющих высокого градуса посвящения фининтерна, причём не только расчитываю, но и прилагаю все свои скромные усилия к практическому воплошению того, что описал и того, в чём вижу реальное спасение от чумы XXI века.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /