Сергей Маржецкий: Коварная сделка: ОПЕК+ ведет к потере Россией нефтяного рынка (04.07.2019)
Нефть – это без преувеличения кровь современной экономики. Россия входит в тройку крупнейших ее производителей. Считается, что в рамках сделки ОПЕК+ по ограничению объемов добычи Кремль и Эр-Рияд совместно управляют мировым рынком «черного золота», выжимая максимум из высоких цен на него. Но так ли все просто на самом деле?
ОПЕК (OPEC) – это международная организация, объединяющая нефтедобывающие страны. По факту, это картель, который «прославился» на весь мир в 1973 году, когда цены на углеводородное топливо выросли в четыре раза всего за несколько месяцев. Принято считать тогдашний энергетический кризис следствием действий ОПЕК. Россия в картель официально не входит, но с 1998 года имеет статус наблюдателя при нем. В 2016 году Москва на правах одного из крупнейших производителей нефти заключила соглашение с ОПЕК об ограничении объемов ее добычи. Сделка получила название ОПЕК+. С тех пор она несколько раз продлевалась, и президент Путин заверил своих саудовских партнеров, что это в ближайшее время произойдет вновь:
Мы продлим наши договоренности, во всяком случае мы будем поддерживать продление договоренностей — как Россия, так и Саудовская Аравия.
Принято считать, что это очень выгодное для России соглашение, поскольку оно ограничивает объемы поступления «черного золота» на рынок, что поддерживает высокие цены на него и позволяет прятать сверхдоходы в «кубышку Кудрина». Однако есть и иные взгляды на этот вопрос.
Дело в том, что сиюминутная выгода может обернуться очень большими проблемами в будущем. Необходимо учесть несколько факторов:
Во-первых, собственная добыча нефти в России растет несоизмеримо меньшими темпами, чем у ее конкурентов. Если сравнивать с США, то в нашей стране, начиная с 2007 года, прирост составил 10%, а у американцев – 87%. За тот же период Ирак нарастил свои объемы на 111%.
Во-вторых, импортеры начали адаптироваться к переменам и переключаться на использование иных сортов нефти, нежели российская.
В-третьих, закономерным результатом стало уменьшение доли России на мировом рынке, упавшей до 12% с 16,3% по состоянию на 1990 год.
Особо необходимо отметить новую роль США, ставших крупнейшим экспортером «черного золота» после необычайного успеха «сланцевой революции». Нефтедобыча в этой стране ставит все новые рекорды, при этом Соединенные Штаты не входят ни в ОПЕК, ни в ОПЕК+ и не связаны никакими ограничениями. Однако Вашингтон имеет массу возможностей влиять на ценообразование: четверть всей нефти в мире потребляют сами США, одновременно являясь лидером по ее добыче. А на примере Тегерана было продемонстрировано, как по щелчку пальцев из-за океана с рынка было убрано 90% иранской нефти.
Соединенные Штаты представляют серьезнейшую опасность и для отечественной нефтянки, на которую был добровольно одет ошейник ограничений ОПЕК+. Представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев крайне негативно отозвался о соглашении:
Весь политический, геополитический оппортунизм, идея которого сдаться и что-то получить, теперь наложился на апологетику соглашения ОПЕК+, которое в геоэкономическом, геостратегическом плане является сдачей рынков.
Ключевой вопрос в том, чего хотят в Вашингтоне. Американским производителям выгоден дорогой баррель, поскольку только так обеспечивается рентабельность добычи сланцевой нефти. ОПЕК+ сдерживает объемы «черного золота» на мировом рынке, поддерживая высокие котировки. Но США намерены и дальше увеличивать нефтедобычу. Чтобы не уронить цены, что произойдет в случае переизбытка предложения, Вашингтону понадобится просто убрать кого-то нового с рынка, как это только что было проделано с Ираном.
Вопрос в том, кто будет следующим, Саудовская Аравия или Россия? Вопрос риторический.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Сергей Маржецкий