Егор Кучер: Крупные компании должны участвовать в финансировании майских указов (11.08.2018)
Помощник президента Андрей Белоусов предложил главе государства Владимиру Путину направить на реализацию майских указов сверхдоходы российских металлургических и нефтехимических компаний за 2017 год.
Многие экономисты неоднократно заявляли Царьграду, что сырьевой характер российской экономики можно, во-первых, трансформировать, а во-вторых, поставить эту особенность на службу стране и людям. Но для этого нужно изменить бюджетное правило и денежную политику ЦБ. Речь при этом также шла о том, чтобы направлять сверхдоходы от экспорта нефти и газа на поддержку реального сектора экономики страны.Кроме этого, значительной статьей выпадающих доходов являются прибыли олигархов от проданных на Западе российских ресурсов. Суммы эти попадают на счета за границей, а не в российскую экономику. В итоге складывается ситуация, при которой на сырьевые деньги российских недр покупаются дорогие виллы за границей, а жители России принимают удары от роста пенсионного возраста (больше пенсионные фонды наполнить ведь нечем, говорят чиновники) и роста НДС.
Однако перед правительством поставлена конкретная цель – новый майский указ. Его выполнение, как уже подсчитано, потребует 8 трлн рублей. В этой ситуации Администрация президента настаивает на том, чтобы необходимые средства были получены в первую очередь от контролирующих крупный бизнес олигархов, а не от населения.
Помощник президента Андрей Белоусов предложил Владимиру Путину разумный выход – изъять сверхдоходы металлургических и нефтехимических компаний для выполнения нового майского указа.
Пришло время жертвовать
При этом Белоусов предложил президенту начать эту процедуру «задним числом» – изъяв у металлургических компаний 513,7 млрд рублей сверхдоходов за 2017 год. Сообщалось, что 28 июля с письмом Белоусова ознакомился Владимир Путин, поставивший под документом резолюцию «Согласен» (документы, подтверждающие это, приведены в конце статьи). Однако позднее пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков пояснил, что Путин просто дал «зеленый свет» проработке этой инициативы.
По заявлению помощника президента, в 2017 году металлургические и химические компании из-за благоприятной ситуации на рынке смогли заработать 1,5 трлн рублей без учета EBITDA – до вычета процентов, амортизации и налогов. При этом господин Белоусов пояснил, что компании находятся под налоговой нагрузкой в 7%, тогда как в нефтяной отрасли она составляет 28%. Белоусов также привел в пример опыт 2016 года, когда в федеральный бюджет было изъято около 600 млрд рублей допдоходов нефтяных и газовых компаний. Эту прибыль компании получили из-за слабого рубля при продаже своей продукции на экспорт.
"В мировой практике изъятие сверхдоходов, образовавшихся благодаря рыночной конъюнктуре и не зависящих от действий руководства компаний, распространяется не только на нефтегазовую отрасль, но и на другие ресурсные отрасли", – написал Белоусов в письме президенту.
При этом он предлагает учитывать санкционные ограничения и необходимость сохранить инвестиционные возможности. В 2015 году Минфин решил повысить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), получив затем в 2016 году от них 300 млрд рублей. В 2017 году отрасль передала бюджету 320 млрд рублей. Впрочем, нельзя сказать, что эти внушительные суммы пошли на цели, имеющие отношение к ориентирам, поставленным в новом майском указе президента. ЦБ России в интересах Минфина продолжает проводить валютные интервенции на внутреннем рынке. В условиях, когда на курс рубля и так давят политические и внешнеэкономические факторы, скупка валюты топит рубль все глубже. По данным ЦБ, в августе 2018 года на скупку валюты будет направлена рекордная сумма сверхдоходов от нефти. В ближайший месяц на эти цели планировалось истратить более 383 млрд рублей.
Контрольные цифры
Андрей Белоусов приложил к письму президенту список из 14 компаний, которые могли бы стать донорами для бюджета. Больше всего планируется взять с «Норникеля», который получил выручку в 537 млрд рублей, имеет налоговую нагрузку в 11% и рентабельность по EBITDA 44%. «Норникель», как подсчитал помощник президента, мог бы перечислить 114,2 млрд рублей.
Вторым по значимости донором могла бы стать «Алроса» с выручкой в 275 млрд рублей, налогами в 11% и рентабельностью по EBITDA в 47% – она могла бы передать бюджету 67,28 млрд рублей. Тройку лидеров, по версии Белоусова, должен замкнуть «Сибур» (выручка – 455 млрд рублей, налоговая нагрузка – 7%, рентабельность по EBITDA – 37%). Холдинг может пожертвовать 65,23 млрд рублей.
Кроме этих компаний в списке значатся Evraz (5,49 млрд рублей), НЛМК (20,89 млрд), «Северсталь» (43,31 млрд), ММК (17,3 млрд), «Металлоинвест» (38,51 млрд), СУЭК (12,06 млрд), «Мечел» (11,49 млрд), «Полюс Золото» (58,19 млрд), «Фосагро» (10,58 млрд), «Уралкалий» (40,78 млрд) и «Акрон» (8,34 млрд). Всего взыскано может быть 513,66 млрд рублей, делает вывод Белоусов.
При этом он отметил, что средства должны быть взысканы дополнительно, так как существующая налоговая нагрузка на компании не позволяет изъять эти сверхдоходы. Предлагаемые изъятия же рассчитываются на основе рентабельности EBITDA к средневзвешенной рентабельности по EBITDA по нефтегазовой отрасли. Если эту рентабельность у металлургов выровнять с нефтегазовыми компаниями, то ежегодно это и будет давать искомые 0,5 трлн рублей в год, или около 3 трлн рублей до 2024 года.
Курировать новый механизм будет Минфин. В разработке же примут участие Минпромторг и Минэнерго, отмечает РБК. При этом источники «Ведомостей» сообщили, что письмо Белоусова уже поступило в Минпромторг.
Нефтяные компании отсутствуют в «списке Белоусова» из-за высокой налоговой нагрузки на нефтяников и вследствие того, что их прибыли уже изымались.
Крупный бизнес – ожидаемо против
Глава НЛМК Владимир Лисин заявил «Коммерсанту», что в письме Белоусова были рассмотрены базовые показатели и учтена совокупная экспортная налоговая нагрузка вне российской юрисдикции, что несправедливо.
«Например, для справедливого расчета необходимо по-другому рассчитывать налоговую нагрузку. В базу расчета нельзя включать выручку в зарубежных юрисдикциях, где иное налогообложение, а налоговая нагрузка должна рассчитываться не от выручки, а от прибыли – она источник инвестиций, дивидендов и выплат государству», – считает Лисин.
Отметим, что мнение Лисина как владельца одной из компаний из «списка Белоусова» предсказать было несложно. И это логично, ведь ни одна из компаний не будет добровольно делиться заработанными средствами – их ведь нужно вкладывать в модернизацию, пускать в оборот. В конце концов, часть средств можно и вовсе вывести в офшоры, спрятав их от всех.
С предложением помощника президента также ожидаемо не согласились в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Там отметили, что изъятие сверхприбылей грозит оттоком инвестиций, создаст проблемы на предприятиях. Хотя со стороны с трудом верится, что изъятие в пользу майского указа 513,7 млрд рублей именно сверхдоходов способно навредить 14 гигантам и поставить крест на перспективах их развития. И то только в том случае, если сверхдоходы использовались предприятиями, а не уходили за границу.
На пути к цели
Академик РАН Сергей Глазьев ранее неоднократно заявлял, в том числе в эфире Царьграда, что проблемы следует решать вовсе не повышением НДС с 18% до 20%, а за счет экспортных сверхдоходов олигархов, которые они выводят на счета за границей вместо помощи российской экономике.
"Экспортная пошлина отменена сегодня на большую часть товаров. Следствием этого стало то, что сверхприбыли от экспорта природных ресурсов, которые присваивают себе хозяева этой системы, экспорта, выросли. Почему экспортные пошлины снизились? Какие взяли на себя обязательства наши переговорщики по Всемирной торговой организации? У нас не было никаких объективных причин убирать экспортные пошлины", – отметил Глазьев.
По его словам, офшорные олигархи с начала экономических реформ вывезли из страны около 1,2 трлн долларов. Еще около полутриллиона долларов вращается между российской экономикой и офшорами. Глазьев отметил, что эта сумма – часть воспроизводства частного сектора экономики России. И крупные бизнесмены уходят от налогов в офшорах, возвращая часть под видом иностранных инвестиций.
«Вопрос стоит ребром. Господа, либо вы возвращаете деньги в страну, либо вы уже не наши граждане. Более того, деньги получили за счет эксплуатации нашего труда и наших природных ресурсов, а работаете сегодня в интересах геополитического врага, которым являются Соединенные Штаты. Значит, надо делать выбор. И здесь без кнута обойтись невозможно, одними пряниками. Источником сверхдоходов является сверхэксплуатация труда», – считает Глазьев.
С этой позицией согласен и академик РАН, экономист Роберт Нигматулин, заявивший, что новые налоги для богатых могли бы быть справедливыми, учитывая сверхприбыли.
"Я не против богатых. Но богатые должны платить соответствующую долю своих прибылей. Нужно сместить налоги, косвенные и прямые, то, что давит покупательский спрос, переместить на прибыли частных лиц, супербогатых. Давайте начнем с 0,5%. По моим оценкам, 0,5% наших богатейших примерно в год имеют 10 трлн рублей", – сказал эксперт.
«Если мы говорим о мобилизации ресурсов – должны все мобилизовать. Уже простой народ мобилизован до предела, из него ничего не выжмешь, он уже всё. Но товарищи богатые разбогатели на наших ресурсах. А богатый класс у нас – суперчиновники, руководители госструктур и частный бизнес, за счет сырья, в основном. Почему мы должны позволять, чтобы эти доходы шли на покупку дворцов во Франции, в Англии и так далее? Почему? Это же все получено за счет наших ресурсов. Поэтому перетоки капитала должны быть под контролем», – считает Нигматулин.
Нет никаких сомнений в том, что майские указы президента должны быть четко и грамотно выполнены. Эту важную для страны задачу уже решает новый состав кабинета министров Дмитрия Медведева. Экономисты ранее назвали нынешний состав кабмина «правительством-самоубийцей», ведь оно уже приняло решение о росте НДС и предложило увеличить пенсионный возраст.
В то же время правительственным чиновникам уже указывали гораздо более здравый путь – использование сырьевых сверхдоходов для помощи отечественной экономике. Эти средства могли бы пойти и на майские указы, быть вложены в реальный сектор, социальную сферу, образование, науку. В этой связи хочется верить, что предложение Андрея Белоусова поможет изменить устоявшуюся парадигму, что вместо новых вилл и яхт олигархов за границей будут появляться новые школы в России.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Егор Кучер
Источник: https://tsargrad.tv/articles/metallurgi-i-neftehimiki-mogut-lishitsja-svoih-sverhdohodov_151926