Илья Сергеев: Крым готовится принять беженцев-священников и монахов из оскверненной Украины (14.10.2018)
Жуткий парадокс, но крымская земля может стать последним оплотом канонической Украинской православной церкви. По обещанию Константинопольского синода, Петр Порошенко получит желанный томос сразу после того, как на самостийной территории изберут главу нового «единого автокефалия». Счет идет буквально на дни, раскольничий патриарх Филарет готовит повестку чрезвычайного «объединительного» архиерейского собора в Киеве.
Среди прочих, туда уже отправился архиепископ крымской епархии Киевского патриархата Климент. Как ни странно, раскольники УПЦ КП до сих пор вполне свободно действуют в Симферополе, Севастополе и других городах полуострова. Прихожан у них мало, зато крику много. Например, сам архиепископ Климент активно судится с Министерством обороны РФ за дорогущее здание в центре крымской столицы. Иное дело Крымская митрополия Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Без малого триста соборов и храмов, возрожденных и новопостроенных. Полуостров по праву считается колыбелью православного христианства. На севастопольском Херсонесе принял крещение князь Владимир. Как сказал Владимир Путин, именно тут лежат духовные скрепы России.
По самым скромным подсчетам, сейчас в Крыму более миллиона православных верующих. И вот уже шесть десятилетий после нелегитимной хрущевской передачи Крымской области из РСФСР в состав в УССР все они по-прежнему остаются прихожанами украинской церкви.
Русские патриоты Тавриды давно задавались вопросом: почему людям приходится молиться в де-юре украинских храмах, а никак не российских? Предельную остроту тема приобрела сразу после Крымской весны. Однако в марте 2014 года, после вхождения Крыма в состав РФ, Священный Синод РПЦ постановил: «Крым был и остается частью единой многонациональной церкви». То есть, по благословению Москвы крымчан оставили в подчинении УПЦ МП.
Как поясняют негласно, подобным образом пытались спасти от бандеровских гонений все украинские митрополии Московского патриархата. Мол, иначе бы националисты накинулись на них с удвоенной яростью. А так подтверждались слова Патриарха Кирилла о том, что Русская православная церковь — понятие надгосударственное. Это церковь не только русского народа, она не только на территории РФ, мы находимся над политикой и т. п.
Успокоения хватило ненадолго. Нет числа кровавым захватами церковных зданий, избиениям и убийствам верующих. Наконец, стало предельно ясно — для УПЦ МП подготовлен полный разгром. Силой отнимут Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, заберут храмы по всей стране. Рыжий негодяй, филаретовский пресс-секретарь Евстратий Зоря нагло пообещал оставить Московскому патриархату в Киеве лишь один храм. Он уверен, что из 12 тысяч приходов УПЦ МП половина сразу же присоединится к новой церкви, создаваемой под эгидой Константинопольского патриарха. Остальных попросту выбросят вон — под дубины и «коктейли Молотова».
Крымская митрополия состоит из трех епархий: Симферопольской, Керченской и Джанкойской. Правящий архиерей — митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь, уроженец села Комарин Тернопольской области на Западной Украине. В Феодосии служит митрополит Платон, почтенный иерарх родом из Луганщины. Джанкойской епархией управляет архиепископ Алипий, тоже этнический украинец из-под Киева. Получилось, в церковном руководстве полуострова только один русский — благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, чья семья переехала сюда из Брянщины.
С ярко выраженным украинским акцентом говорят архимандрит Силуан, настоятель знаменитого Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае, и протоиерей Петр Чайковский, настоятель здешнего храма Феодоровской иконы Божией Матери. Ну и что? Например, братия Свято-Успенского монастыря последние четверть века демонстративно жила по московскому времени. Киевское время бахчисарайские монахи напрочь не признавали. Ну а Феодоровская икона Божией Матери на протяжении трех веков была покровительницей Царского дома Романовых. Державная заступница Российского государства, эта икона олицетворяет собой конец Смутного времени и начало восстановления Великой России.
Здесь множество священников-украинцев, однако храмы Тавриды всегда были реальной духовной защитой против украинских радикалов и экстремистов татарского меджлиса*. Еще летом 2015-го официальный Киев обвинил крымское духовенство в государственной измене. Грозит тюремным сроком до 15 лет за регистрацию церковных приходов по законодательству Российской Федерации. Якобы, сдали тамошние епархии со всем имуществом «путинским оккупантам».
— На самом деле, епархии Крыма по сей день является каноническим подразделением Украинской православной церкви и входят в ее иерархическую структуру. На праве собственности оставили за собой обособленное имущество. Епархиальные архиереи избираются и отстраняются от должности Синодом УПЦ МП. Все экземпляры бланков, штампов и печатей утверждаются Митрополитом Киевским и всея Украинывладыкой Онуфрием, хотя финансовых отчислений в Киевскую митрополию нет, равно как и в Москву, — говорит симферопольский православный аналитик, кандидат исторических наук Сергей Златов.
«СП»: — Что случится после получения константинопольского томоса и создания новой «порошенковской» церкви? Известны священники и епископы, которые захотят в нее влиться. Как поступят в Крымской метрополии?
— Считается, что есть два варианта. Первый — епархии просто перерегистрируются как приходы Русской православной церкви. Второй — они остаются в УПЦ МП, и тем самым становятся главным оплотом канонического православия на Украине. Если угодно, православный Крым превращается в последнее нравственное звеном, связывающее наши народы.
Звучит банально, только человек действительно слаб и далеко не всем дано благословение новомученичества. Куда идти украинским верным, кого будут гнать, избивать, жечь? А ведь будут, сомнений нет, изверги-националисты показали себя во всей красе. Уже есть информация, что обители полуострова готовятся принять беженцев-священников и монахов из оскверненной Украины. Паломнические гостиницы перестраивают работу для обустройства многодетных семей священнослужителей, сохранивших верность каноническому православию.
"СП": — В Кремле пообещали защитить православных на Украине. Тогда зачем крымские приготовления?
— Договаривайте, пожалуйста. Господин Песков уточнил, что если «развивающиеся события войдут в русло противоправных действий», эта защита будет производиться «исключительно политико-дипломатическими методами». Да, сам Крым был спасен блестящей операцией «вежливых людей». Но вскоре именно к нам хлынул первый и самый большой поток беженцев, когда началось карательная т.н. АТО в Донбассе. Мирных людей убивают четвертый год подряд, и никакие политико-дипломатические методы взбесившимся наци не указ. Война религиозная грозит стать куда страшней. Недаром большинство киевских военных экспертов скоропостижно переквалифицировались в религиоведы. Псы чуют поживу.
«СП»: — Какой прогноз по количеству возможных беженцев?
— О цифрах говорить пока рано, зато ясно, что противостояние грозит массовое. Власть выставляет силовые структуры, национальные батальоны, боевиков-активистов. Только события могут развиваться самым неожиданным образом. 12 октября в Запорожье объявили акцию «Кагор на майдане», в поддержку томоса об автокефалии. Такие же акции хотели провести по всем городам Украины. Так вот, из 780-тысячного запорожского населения нашлось всего 20 человек, участники «АТО» и волонтеры, явившиеся на бульвар Шевченко бухнуть дармового вина в честь «порошенковской церкви». Иуды всегда найдутся, но сопротивление народа и борьба за веру ожидается серьезной.
«СП»: — Запорожье — вообще-то родина казацкой Сечи. Нынешняя украинская власть считает историю казачества главным национальным достоянием. Почему потомки сечевиков не радуются будущему самостийному православию?
— 1668 год, гетман Войска Запорожского на Правобережной Украине Петр Дорошенко делает предложение cултану Османской империи Мехмеду IV о переходе казачества в подданство Турции. Важный пункт из списка гетманских условий — православная церковь Украины получает автономию из рук Константинопольского патриарха. Тот же вожделенный томос, ровно 350 лет назад! Практически точная копия сегодняшнего дня.
Как и тогда, нынешний константинопольский патриарх — жалкий деятель у ног владыки Стамбула. Как и тогда, украинские земли безжалостно грабят, на них действует «внешнее управление». В XII веке это управление турецкого падишаха, сейчас — посольства США. Простые казаки ненавидели Петра Дорошенко примерно так же, как ненавидят президента Порошенко. Власть удерживалась путем зверских насилий.
Не желая быть «под москалями», Дорошенко своими руками положил украинцев под турок. История любит знаковые шутки. Гонимый прежними хозяевами, османами и поляками, гетман, в конце концов, отдался во власть московского царя, закончив свои дни воеводой Вятки. Ожидает ли Петра Порошенко пенсия от Липецкой кондитерской фабрики? И сколько крови пролить успеет он до того? Звучит грубо, но убежден: истинно православные под Стамбул не лягут.
«СП»: — До томоса с автокефалией придется потерпеть, однако Киев не в силах сдержаться от провозглашения победы «над Третьим Римом».
— Процитирую эту блестящую цитату пана Порошенко. Итак, он празднует «падение Третьего Рима как древнейшей концептуальной заявки Москвы на мировое господство». Такой себе Аттила, стремительный и неукротимый. Остается вспомнить варварскую судьбу. А что до Крыма, нынешние тревоги вполне могут обратиться ему на пользу. Хочу напомнить еще одну историческую параллель. В VIII-IX веках Константинополь захлестнуло иконоборчество. Это ересь, запрещавшая почитание икон. Византийские императоры Лев III Исавр, Константин V Копроним и Лев V Армянин сурово ополчились против монахов-иконнопочитателей. Одновременно получили отменный доход от конфискации церковной собственности.
Испытывая гонения со стороны императорской власти, монахи нашли убежища в тех областях империи, которые «не находились под властью дракона и не повиновались его суесловию». Настоящим спасением стал Понт Эвксинский — Черное море и наш полуостров. Константинопольские беглецы основали цепь монастырей в труднодоступных горных местах юго-восточной Таврики. Там появились легендарные обители — монастыри Инкерманский, Шулдан, Челтер-Мармара, Качи-Кальон и другие.
Благодаря византийским беженцам средневековый Крым пережил настоящий расцвет православия. Только к середине IX века в Константинополе одумались и подвергли отлучению еретиков-иконоборцев. 11 марта 843 года был установлен и впервые совершен чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафема еретикам. Чин совершается в церквях до нашего времени под названием «Торжество Православия».
Среди крымских обителей, выстроенных беглыми монахами Константинополя, был Свято-Успенский монастырь, ныне находящийся в Бахчисарае. Сейчас здесь почти готовы к освещению два новых храма и третий достраивается. Когда все будет готово, общий храмовый комплекс позволит монастырю претендовать на статус Лавры. Получается, благодать киево-печерских холмов не исчезнет под ударом новых майданных еретиков. Божьим промыслом она перенесется в горы Крыма.
* Верховный суд Республики Крым 26.04.2016 года признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Илья Сергеев
Источник: https://svpressa.ru/society/article/213093/