Сергей Цеков: Крым сегодня (17.09.2015)

Наш специальный корреспондент Владимир Шакулов беседует с членом Комитета Совета Федерации по международным делам от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Крым, депутатом Государственного Совета Республики Крым Сергеем Павловичем Цековым.

 


В сентябре исполнился год, как работает вновь избранный первый состав Государственного совета республики Крым. Давайте подведём некоторые итоги этого периода.

- С воссоединением Крыма с Россией мы из «Верховного совета Автономной Республики Крым» стали «Государственным советом республики Крым». Абсолютно положительно оцениваю работу нового состава. Если бы отмечались какие-то рекорды в законотворческой, законодательной деятельности, то мне кажется, что наш Госсовет занял бы одно из первых мест и по количеству, и по качеству принятых законопроектов. За год принято несколько сотен законов, которые позволили Крыму интегрироваться в Российскую Федерацию. Работы предстоит ещё очень много, но мы решили главные стратегические задачи. Теперь остаются вопросы, которые могут показаться частностями, но для конкретного человека они очень важны. Например, вопрос получения лицензии или вопрос получения документов, утверждающих право собственности на землю, на дом, на имущество.

А, казалось, наверное, перед референдумом или сразу после него, что впереди такая гора работы, которую не просто будет осилить.

- Знаете, откровенно говоря, в тот момент было большое чувство самосохранения у крымчан, которые принимали решение, определяющее судьбу Крыма. И война на Донбассе подтверждает правильность решения вернуться в Россию.

Какие настроения сейчас на ваш взгляд преобладают на полуострове в общественно-политическом плане? Всё-таки если во время Крымской весны преобладали эмоции, эйфория, чувство Победы, чувство возвращения домой, то что сейчас, когда в общем-то немало трудностей переходного периода, немало сложностей, с которыми сталкивается практически каждый житель полуострова?

- Я думаю, нами владеют прежние чувства, мы в состоянии эйфории находимся до настоящего времени, потому что опять-таки можем сравнивать с тем, что происходит сегодня на Украине: мы понимаем от чего мы ушли, чего удалось избежать. Но, безусловно, хочется большего, хочется, чтобы увеличились пенсии и зарплаты. Плохо, что цены на некоторые продукты питания в Крыму выше, чем в России. Бензин в Крыму на 10% дороже, чем бензин в других регионах России, что тоже вряд ли может понравится.
 
Но он дешевле стал стоить, чем, как я помню, полтора года назад.
 
- Все равно эти вопросы желательно было бы решать как можно быстрее. Руководство Республики Крым на это нацелено, оно это понимает, оно к этому стремится.

Какие главные задачи стоят перед руководством Крыма? Если в переходный период всё-таки главной задачей была интеграция в российское правовое, законодательное, экономическое и прочие поля, то что теперь?

- В принципе, те же самые проблемы, которые были год назад, они и сегодня существуют. Да, была интеграция юридическая, а сейчас, откровенно говоря, ведётся работа над серьёзной экономической интеграцией, но мы не получили полную самостоятельность или, скажем, полную уверенность в транспортном обеспечении или транспортном снабжении с Российской Федерацией. Да, понятно, что самолёты летают сейчас в аэропорты Крыма в десятки раз больше, чем когда мы находились в составе Украины. Понятно, что у нас через Керченский пролив следует уже не один паром, а десять. Но при этом мы понимаем, что и аэропорт надо реконструировать в полной мере и пассажиропоток должен продолжать увеличиваться в разы. Нам крайне необходимо строительство моста, причём в кратчайшие сроки. Мы также понимаем, что нам крайне необходима энергонезависимость от Украины и в этом направлении предметно работаем мы и работает федеральное правительство. Уверен, энергонезависимость мы получим через 3-5 лет, когда будут реконструированы действующие электростанции и будут построены новые. Конечно, мы работаем над вопросом полной независимости водообеспечения Крыма, мы понимаем, что капельное орошение всё-таки должно не на словах реализовываться, а на деле, т.е. мы бы хотели увидеть те водосберегающие технологии, которые позволили бы нам выращивать очень нужную для Крыма и для России продукцию. 

Крайне важно, чтобы крымские бюджетники почувствовали себя равной частью бюджетной сферы всей Российской Федерации, всё-таки заработная плата на сегодняшний день у нас ниже, по сравнению с бюджетниками, проживающими в Краснодарском крае. Вы знаете, это как раз тот случай, когда, как говорится, идея – хорошо, но всё-таки хлеб – лучше. Вот если бы к хорошей идее ещё хлеб и заработок, и ощущение, что твой труд оценивается по-настоящему и правильному, все было бы здорово. Это создавало бы более комфортную обстановку в Крыму. Сегодня, к сожалению, присутствуют такие разговоры и недовольства, этим же пользуются наши оппоненты, а когда мы от этого уйдём, это будет очень здорово и правильно.


Испытывает ли на ваш взгляд Крым некий кадровый голод или дефицит кадровый в руководящих сферах? Вы воспитали целую плеяду молодых политиков, которые сейчас успешно работают на разных уровнях власти, но этого, может быть, недостаточно? Во-первых, следите ли вы за их деятельностью и как её оцениваете? И во-вторых, что Вы скажете в целом о ситуации в кадровой политике в Крыму?

- Безусловно следим. Я хочу заметить, что Сергей Валерьевич Аксёнов – неотъемлемая составная часть нашего русского движения, он был первым заместителем председателя русской общины Крыма и остаётся в этом качестве на сегодняшний день. Русская община Крыма продолжает работать, как и работала до воссоединения Крыма с Россией. Андрей Дмитриевич Козенко – также неотъемлемая составная часть нашего движения, пришёл он в русскую общину Крыма в совсем молодом возрасте 20 лет и уже скоро будет 15 лет как он вместе с нами. Мог бы перечислять ещё очень многих, они работают в центральных органах власти, в руководстве районов и городов. Очень здорово, что практически вся наша команда, команда Русской общины Крыма, партия «Русское единство», оказалась востребована и работает очень здорово. Я считаю, что это те кадры, на которые можно однозначно положиться. А в целом, вопрос кадровый очень актуален не только для Крыма, он актуален для России в целом.

И не всегда, наверное, правильный выход – приглашение «эмиссаров», как Вы думаете?

- Я думаю, что вообще не очень желательно приглашать представителей других регионов к нам на руководящие должности. Люди, которые иногда предлагаются нам в Крым из других регионов РФ, при всём уважении к ним и их высоким деловым качествам, должны будут потратить очень приличное время для того чтобы понять, что такое Крым, что это за территория, чем она живёт. Я – крымчанин, который родился в Крыму, который всю жизнь прожил в Крыму, и могу с уверенностью сказать, что за 60 с лишним лет жизни я Крым достаточно хорошо не знаю, и до сих пор открываю для себя новые страницы жизни полуострова. И в историческом плане, экономическом и в общественном. Крым – особая территория. Понимаете? Севастополь отличается от Керчи и по менталитету, и по возможностям и так же можно сравнить другие наши территории. Например, взять Ялту и Армянск, это же – небо и земля. Попробуй ты жителя Ялты поставить на должность в Армянск – он, наверное, долгие месяцы, годы будет знакомиться и понимать, что такое жизнь в Армянске, а потом только начнёт нормально работать. Поэтому я негативно отношусь к идее присылать на руководящие должности в Крым варягов.

Я согласен, в целом Крым – самодостаточный регион. Но вместе с тем многие задачи, наверное, необходимо решать при поддержке федерального центра и при поддержке других регионов. В чём на ваш взгляд должна выражаться эта поддержка?

- Все проблемы мы можем решать только при поддержке федерального центра. Ну как мы можем обойтись без поддержки федерального центра и федеральных структур в вопросах строительства моста через Керченский пролив? Если бы мы сами этим занимались, то мы строили бы его лет 50, а может и 100. Или, допустим, что мы можем сделать сами без помощи федерального правительства в вопросах реконструкции электростанций, тем более строительства новых? Или что мы можем делать сами в вопросах приведения в должный порядок всех дорог республики Крым? И так во всём, берём мы медицину, образование, социальные вопросы и т.д., т.е. мы без федеральных органов власти РФ в принципе сделать ничего не можем, по крайней мере в деле серьёзных инфраструктурных проектов.

Русская община Крыма всегда стремилась к тому, чтобы идти на  диалог с представителями других национальностей. Есть ли сейчас реальная какая-то внешняя угроза дестабилизации обстановки, может быть используя или разыгрывая карту межнациональных отношений, крымско-татарскую, например?

- Реальной угрозы нет, а гипотетическая есть. С учётом того, что буквально недавно прошёл всемирный конгресс крымских татар в Анкаре, можно сказать, что такая угроза есть. И особенно возмущает тот факт, что тому действию была оказана очень большая поддержка со стороны руководства Турции. Там сделано очень много заявлений, абсолютно возмутительных, на мой взгляд. Они конечно очень много заботятся о правах крымских татар, они говорят даже о государственности крымских татар, они не признают факт воссоединения Крыма с Россией, при этом хочу заметить, что, когда Крым принимался в состав России, а я подчёркиваю, именно принимался в состав России, они соответствующими договорами признали факт принятия Крыма в состав России, причём они в этих договорах подписывали определённые пункты. Напряжённую обстановку не мы создаём, она создаётся на протяжении многих десятилетий, столетий в Крыму извне. Они не хотят, чтобы мы жили в мире и согласии в том числе и с крымскими татарами. Я думаю, что для крымских татар самое главное сейчас – сохранение их культуры, языка, самобытности. Они, к сожалению, ориентируют крымских татар многие десятилетия и столетия на войну с Россией, и крымские татары от этого очень страдают.

Идея русского мира вовсе не узконациональна и тем более не националистична, она гораздо значительно шире и носит цивилизационный характер. На Ваш взгляд, может ли Крым стать моделью такой моделью русского мира в миниатюре?

- Я думаю, что Крым уже стал моделью русского мира, моделью региона в котором в принципе при абсолютно уважительном отношении представителей разных национальностей друг к другу может существовать совершенно комфортное для всех национальностей общество. Тот же Джемилёв называл нас, представителей Русской общины Крыма, фашистами, а ведь наша задача – не только сохранение русского языка и русской культуры, чувства единства с Россией – мы всегда говорили, что для нас крайне важно сохранение культуры, языков, традиций представителей всех других национальностей, проживающих в Крыму. Мы же понимаем, что не можем существовать в отрыве от других национальностей, от других культур, от других языков. Надо просто проследить деятельность представителей русской общины Крыма в органах власти Крыма и можно очень быстро убедиться, что мы в своей деятельности руководствовались и руководствуемся не только необходимостью защиты русского языка, русской культуры, мы руководствовались необходимостью защиты и сохранения украинского языка и украинской культуры, крымско-татарского языка и крымско-татарской культуры. А вот верхушка так называемого меджлиса не очень беспокоилась за сохранение крымско-татарского языка и культуры. Она в основном занималась борьбой за власть и дележом денег. И между нами говоря, продолжает заниматься этим до настоящего времени.

Поговорим о том, что происходит на юго-востоке Украины. Согласны ли вы с тем, что это не просто атака на Новороссию и даже не просто атака на Россию, а столкновение фактически двух разных цивилизаций, двух мировых тенденций, если можно так выразиться, западной, т.е. англосаксонской и славянской?

- Это столкновение традиционных культурных, духовных ценностей и либеральных. Европа, Америка – это либеральные ценности, они их в последнее столетие придумали и усиленно продвигают на остальную территорию, а мы сторонники вот таких традиционных ценностей, которые формировались столетиями, тысячелетиями. И мы уверены, что победа будет за нами. Крушение либеральных ценностей неминуемо, нужно только время.

Конечно, но к сожалению, времени то как раз и нет, в Новороссии гибнут мирные жители, а на самой Украине люди зомбированы фашистскими идеологиями.

- Ну я думаю, что это всё период, который пройдёт, очень быстро пройдёт. Для истории что такое 1, 2 года или 5, 10, 20 лет, вообще ничего, я скажу. Очень быстро граждане Украины поймут, что на самом деле происходит. Уже сейчас очень многие понимают, что они просто воюют на территории Украины не за свои интересы, а за интересы Европы, за интересы Америки, гибнут за интересы тех стран, которые их к себе на территорию не пускают. Правы те, кто утверждал, что будущее мира за православной Русью, за православным русским государством.

Мне кажется, одним из таких пророков был Николай Яковлевич Данилевский, могила которого расположена здесь, в Крыму, он здесь работал, жил, и Русская община Крыма сделала очень многое для того, чтобы сохранить память о наследии великого учёного-историософа. Но, может быть, уже пора пойти дальше, сделать мемориальный музей на этом месте. Я знаю, что есть планы поставить там памятник.

- Постараемся, это надо всё сделать, это, безусловно, необходимо. И памятников Николаю Яковлевичу Данилевскому должно быть больше и музей должен появиться.

Может быть, сделать памятник федерального значения?

- Я думаю, что памятник федерального значения может быть создан, но для этого надо работать с федеральными структурами. Всё-таки 23 года Российская Федерация жила как-то своей жизнью, а мы, крымчане, жили своей. И вот сегодня мы с удивлением узнаём, что такого внимания как мы, крымчане, к ряду дат в истории РФ, уделяли, в России не было. Например, 19 апреля, когда Екатерина II подписала манифест о принятии Крыма в состав Российской Империи. Или 1-я Крымская война, фактически, 1-я мировая война, когда множество государств объединились в военный союз против России. Мы своё уважение к Николаю Яковлевичу Данилевскому высказали 20 лет назад, потому что именно тогда мы почувствовали, насколько он был прозорлив, когда писал свою книгу «Россия и Европа» и говорил об отношении Европы к России ещё в далёком XIX веке. Мы тогда уже почувствовали насколько это правильно по отношению к России и Крыму. И учёный, который оказался настолько прозорлив в те времена, которые отстоят от нас более чем на 150 лет, он достоин особого отношения. 


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
17.09.2015

Сергей Цеков





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта