Андрей Михайлов: Крымские деньги и московские грехи (11.01.2016)

Конец 2015 года отметился довольно мутным финансовым скандалом между федеральным центром и Крымом. Мутность проявлялась в том, что непонятно было, что же всё-таки произошло с теми тремя миллиардами рублей, которые до крымских объектов так и не дошли. То ли они из Москвы так и не вышли, то ли по дороге потерялись, то ли разворованы чиновниками уже на полуострове…
В общем, непонятно и кто виноват, и кто что у кого украл.
Однако самое неприятное не в этом. Пока стоял шум относительно исчезнувших «крымских денег», пришло ещё одно известие: Госдума приняла закон о том, что жители Крыма должны-таки возвратить кредиты, когда-то взятые ими в укро-банках.
И если судьба трёх миллиардов федеральных рублей интересовала крымчан в основном теоретически, то удар по совершенно конкретному семейному кошельку ошеломил по-настоящему и совершенно конкретно. Во-первых, потому, что не только крымчане весной прошлого года перестали платить по кредитам укро-банков, но и сами эти банки решили оставить себе вклады «зрадников»-крымчан. Об этом обстоятельстве наши думцы тоже как-то забыли.В общем, непонятно и кто виноват, и кто что у кого украл.
Однако самое неприятное не в этом. Пока стоял шум относительно исчезнувших «крымских денег», пришло ещё одно известие: Госдума приняла закон о том, что жители Крыма должны-таки возвратить кредиты, когда-то взятые ими в укро-банках.
Во-вторых, потому, что летом 2014 года власти Крыма передали Украине три с половиной миллиарда гривен вышедшей из крымского оборота укро-наличности. Просто так, выходит, деньги отдали (об их судьбе Госдума тоже не вспомнила).
Ну, и, в-третьих, крымчане прекрасно помнят, как Путин на «прямой линии» ответил на вопрос жительницы Крыма, волновавшейся о том, кому теперь возвращать автокредит, взятый в каком-то укро-банке. Путин тогда сказал: «Катайтесь на здоровье и ни о чём не волнуйтесь!»
Ан, вот, поди ж ты – волноваться-таки придётся…
И тут возникает самый главный вопрос: а как же на такую инициативу Госдумы должен реагировать крымский премьер Сергей Аксёнов? Исходя из житейской логики, можно было бы ожидать ещё одного скандала, причём, с напоминанием о том, что другие три миллиарда (которые в долларах) в Киеве решили Москве не отдавать, и с учетом этого обстоятельства требовать от жителей Крыма что-то там возвращать укро-банкирам... мягко говоря, несколько позорно.
Но – нет! Особой активности в деле защиты интересов жителей Крыма премьер Аксёнов почему-то не проявил, и аннулировать долги укро-банкам не потребовал. Совсем даже наоборот. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Николай Гончар сообщил, что новый закон согласован с крымскими властями:
«Я разговаривал с Аксёновым и задал ему прямой вопрос: считает ли руководство Крыма необходимым принятие данного законопроекта в той редакции, в которой он сегодня представлен. И он ответил – «да».
То есть Аксёнов не против того, чтобы крымчане вернули укро-банкирам шестнадцать миллиардов гривен, но отнюдь не требует от этих же банков вернуть крымчанам депозиты. И даже про три с половиной миллиарда гривен налички готов забыть.
От Госдумы, конечно, можно было ждать чего-то подобного. От кремлёвских «политтехнологов», не знающих, какой бы ещё реверанс придумать, чтобы помириться с социально-близкими киевскими олигархами – тем более. Но с Аксёновым-то что случилось? Он что, не понимает, как его согласие с таким грабежом избирателей отразится на его политической судьбе?
Вопрос вроде бы риторический, но ответ на него не очевиден. И вот об этой не-очевидности стоит сказать отдельно. Дело в том, что такие финансовые странности упираются, увы, в политическую реальность, которая состоит в том, что «Крымская весна» не сопровождалась сколько-нибудь существенной чисткой органов власти от прежних кадров. И даже не породила более-менее устойчивых структур для «обратной связи» между старой-новой «вертикалью власти» и «новыми россиянами».
Впрочем, удивляться этому вряд ли стоит. Та же самая картина наблюдается и на Донбассе – с властными креатурами от прежних олигархических группировок, серыми схемами…
В Крыму такая «консервативная политика» была выражена не столь ярко, но проводилась не менее чётко и последовательно: украинские «проверенные кадры» оставались на своих местах (а то и шли на повышение), а «весенних смутьянов» задвигали куда подальше.
Итог такого политического курса известен: единственным «политическим классом» в Крыму по-прежнему остаётся вороватое чиновничество украинского разлива, на которое только и может в реальности опираться Сергей Аксёнов. Он интересы «местных кадров» учитывает до такой степени, что готов идти на прямой конфликт с федеральным центром – как из-за трёх миллиардов федеральных трансфертов, так и по поводу предписаний из Москвы о необходимости сокращения чиновничьего аппарата в Крыму на 10% (это Аксёнов исполнять просто отказался).
Ну, и чего теперь?
Конечно, федеральный центр может прибегнуть к услугам прокуратуры и удалить «лишних» крымских чиновников на нары (прецедент в Феодосии уже есть), но это всё-таки метод, чреватый ошибками и криками: «Москвичи наших бьют!»
А если эти крики совпадут ещё и с битьем по личному карману…
Мрачные, в общем, возникают предположения.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Андрей Михайлов
Источник: http://www.narpolit.com