Кто хотел независимости Сибирской республики (17.03.2020)
Не так давно я написал статью о перспективах отделения Сибири и образования независимой Сибирской Народной Республики. Судя по комментариям, статья вызвала неоднозначную реакцию. И сейчас я хочу напомнить о том, что независимая Сибирская республика уже существовала 100 лет назад. А также хочу напомнить, чем все закончилось.
Сразу хочу попросить некоторых комментаторов, которые, не дочитав до конца, поспешат обвинить меня в призывах к сепаратизму и работе на американские и все прочие антироссийские спецслужбы. Пожалуйста, сперва прочитайте до конца, затем хотя бы попытайтесь пропустить прочитанное через мозг, а уже потом пишите свои гневные комментарии.Итак, начну.
Идеи создания в Сибири независимого государства появились во второй половине XIX века в Санкт-Петербурге. В студенческой среде выходцев из сибирских городов появилось специфическое идеологическое течение, получившее название "областничество". Сторонники этой идеи считали, что в Сибири в силу географических и экономических особенностей сформировалась особая, отличная от общероссийской этнокультурная среда, даже другой народ - сибиряки. Сторонники областничества указывали на слишком медленное развитие Сибири, связывая его с низким экономическим влиянием столичного центра из-за его чрезмерной отдаленности.
Главным выходом из ситуации "областники" считали преобразование Сибири в самостоятельное государство. Однако практически сразу с арестом наиболее радикально настроенных активистов пересмотрели свои амбиции, и уже даже не упоминали о независимости Сибири, ограничиваясь автономией.
Февральская революция 1917 года пробудила все имевшиеся в стране политические силы, всячески стремившиеся в условиях слома прежнего государственного устройства как можно громче заявить о своих претензиях на власть. Не стали исключением и областники. Летом 1917 года в Томске они провели конференцию, где приняли резолюцию об автономии Сибири, выбрали бело-зеленый флаг. Но, кроме этой конференции, никаких практических шагов больше не последовало.
Распространение большевистской власти по началу не сильно изменило жизнь сибиряков. Самой популярной партией в Сибири были эсеры, которые и контролировали Сибирскую областную думу. Пробуждение антибольшевистских сил связывается с белочехами. В начале июня они заняли Омск, где было создано Временное Сибирское правительство.
Видя, как им казалось, полное крушение российской государственности, Сибирская Областная дума 17 июля 1918 года приняла декларацию о государственной самостоятельности Сибири. Однако в ней отдельно оговаривалось, что Сибирская республика не отрывается навечно от России и после восстановления российской государственности будет готова вернуться, но, конечно же, только на условиях широчайшей автономии.
Тогда Сибирская республика была одной из крупнейших стран в мире, превосходившая по своей территории все страны континентальной Европы вместе взятые.
Летом 1918 года большевики контролировали лишь центральную и западную часть России. По всей оставшейся территории страны создавались разрозненные псевдогосударственные образования: гетманат Скоропадского в Киеве, южные территорий контролировала Добровольческая армия, Сибирь находилась под контролем Временного Сибирского правительства. Элементарная логика говорила о необходимости объединения всех сил для совместной борьбы против большевиков. Но из-за амбиций местных политических лидеров, этого не произошло.
Что касается Сибири, здесь основная причина состояла в том, что большая часть офицерства поддерживала колчаковское правительство в Омске и саму идею единой России в принципе, не допуская ее дробления. Для них была не приемлема даже сама мысль наступать на Москву под знаменами независимой Сибири.
В ноябре 1918 года власть в Сибири полностью захватил адмирал Колчак. Независимая Сибирская республика окончательно прекратила свое существование. Заметим, вовсе не в результате военных поражений от войск Красной армии, а, по большому счету, из-за внутренних противоречий.
До победы большевиков в Сибири было еще далеко. Однако уже все уже оставили мысли об отделении. Вероятно, тогда местным лидерам не хватило политической воли и способности склонить на свою сторону армию. Конечно, сейчас легко, оглядываясь назад, заявлять, что у Сибирской республики не было никаких шансов, что через год-два Сибирская республика пала бы.
Но этот пример ярко демонстрирует, что идеи сибирского сепаратизма никогда не пользовались популярностью ни у политической верхушки, ни у народа. И все слова, произносимые современными сибирскими деятелями, по сути, лишь служат целям получения предвыборных дивидендов, но так словами и остаются. Независимая Сибирь никому не нужна была ни 100 лет назад, не нужна она и сейчас.
Наиболее показательным примером последних слов служит создание в начале 1990-х годов межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", объединившей в 1991 году 19 сибирских регионов. Тогда ассоциация, действительно, выступала именно как политическая организация. Даже в кризисный 1993 год ставился вопрос о создании Сибирской республики. Но она, как я уже сказал, была не нужна, прежде всего, политическим элитам, не желающих делиться властью. Что касается народа, даже сама ассоциация никогда не воспринималась всерьез.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /