Станислав Тарасов: Кто и как расставлял исторические ловушки на Ближнем Востоке? (12.03.2016)
Начало 2000-х годов обещало Турции блестящее будущее. В стране окреп средний и малый бизнес, снизилась инфляция, рост экономики составил 5−8% ежегодно, и появились многомиллиардные иностранные инвестиции. Анкара полностью выплатила долги Международному валютному фонду. Статьи о ней стали появляться в самых авторитетных изданиях мира, почувствовали улучшения в материальном положении граждане, которые поддерживали курс правящей партии.
Однако вместе с успехами пришло и головокружение от них. Вместо того чтобы развивать многопартийность, выстраивать единую политическую нацию, решать курдский и армянский вопросы, правящая партия «Справедливость и развитие» и Эрдоган попытались скрестить «исламизм» с «демократией». Но этот «брачный союз» вызвал из небытия мифы, связанные со становлением и падением Османской империи. Сохранив потенциальный конфликт на востоке (курды), дав себя разыграть в чужих интересах на севере (Баку), Турция ринулась очертя голову на юг, где ее уже поджидали демоны прошлого.
До сих пор нет убедительных аргументов, объясняющих причины американского вторжения в Ирак в 2003 году. Есть только версии, которые в разное время доминировали в публицистике и специальной литературе: стремление присвоить иракскую нефть, обеспечить устойчивость курса доллара, выполнить просьбу монархий Персидского залива по нейтрализации постоянной угрозы со стороны Багдада, ослабить геополитическое значение Ирана в регионе, ликвидировать в Ираке «гнездо» международного терроризма и производство оружия массового поражения (эти аргументы потом были публично опровергнуты), уничтожить режим Саддама Хусейна и так далее. Однако, как пишет бывший глава ЦРУ Джордж Теннет в своей книге At the Center of the Storm: My Years at the CIA («В центре шторма: мои годы в ЦРУ»), американские военные не очень-то хотели воевать, полагая, что обозначенные задачи можно было решить с использованием тайных спецопераций ЦРУ. Более того, Вашингтон в то время проводил серьезные консультации со своими западными союзниками, Израилем и Турцией, что свидетельствует о тщательном анализе ситуации и просчете возможных сценариев развития событий.
США приглашали принять участие в этой операции и Турцию. Анкара отказалась. На днях президент Реджеп Эрдоган заявил, что «в 2003 году мы допустили ошибку, отказавшись размещать на своей территории американские войска и не желая войти в состав международной коалиции, которая свергла иракского лидера Хусейна». Почему? Анкара не предполагала, что в Ираке начнется курдский «ренессанс», на севере страны, где проживают курды. Что там появится формально автономное, но де-факто независимое курдское государство, а это коренным образом меняет геополитическую ситуацию в регионе. Не случайно арабы обвиняют Вашингтон в том, что его курдская политика ведет к созданию на Ближнем Востоке «второго Израиля». Иракский Курдистан, во многом ориентированный на всестороннюю западную помощь, не устраивает Турцию, которая исторически чувствует, что «свои» курды, как и те, которые проживают в Ираке и в Сирии, являются частью их национальной проблемы. В этой ситуации Анкаре необходимо было тщательно взвешивать свои шаги в отношении Ирака и Сирии, но у нее не хватило мудрости и времени.
После этого, позиционируя себя в роли «главного экспериментатора и демократа» в регионе, Эрдоган присвоил себе право выносить приговоры лидерам других государств, в частности — Сирии, совершенно игнорируя то, что арабские страны, как во времена Ататюрка, так и сейчас, не воспринимают Турцию как источник политического, тем более религиозного «вдохновения», не говоря уже о том, что они напрочь не принимают турецкий проект неоосманизма. Это первое. Второе. Фактор «арабской весны» Анкара стала использовать для того, чтобы оказать очередной нажим на ЕС и продемонстрировать, что именно она становится «для Европы ключом к дверям Арабского Востока». Брюссель аплодировал, много обещал, настаивал на ускорении в Турции процессов демократизации, в том числе по курдскому вопросу. В Анкаре говорили, что в Европе много государств с федеративным устройством и ничего не произойдет трагического, если она проведет у себя подобную реформу. Некоторые турецкие политики не склонны были усматривать в этом печальные перспективы. Но, видимо, стали преобладать иные геополитические интересы, когда «арабская весна» докатилась до Сирии, которую многие называют «двойником Ирака». Общее — в этих двух государствах заметную часть населения составляют курды. Разница только в том, что в Ираке, где большинство населения (60−70%) составляли шииты, всегда правили сунниты. В Сирии при суннитском большинстве у власти последние полвека были представители алавитского течения шиизма.
После того как в Ираке по итогам 2003 года курды получили автономию, в 2006 году на конференции в Европарламенте было объявлено о создании Национальной ассамблеи Сирийского Курдистана. То есть курдский проект приобретал реальное очертание и дело шло к тому, что и турецкие курды получат автономию, а Рабочая партия Курдистана прекратит вооруженную борьбу с центральными властями. В такой комбинации правительство Турции должно было десять раз подумать, прежде чем вмешиваться в сирийские события, так как вырисовывался реальный риск переноса элементов кризиса как со стороны Ирака, так и со стороны Сирии на свою собственную территорию. Или, как писала английская газета Daily Telegraph, могли сложиться такие обстоятельства, которые подтолкнут Турцию к вооруженному вторжению в Сирию. «Сирийская проблема, — заявил недавно Эрдоган, — это внутреннее дело Турции. Речь идет не об интервенции: нам не нужны чужие земли, мы просто не можем больше оставаться сторонними наблюдателями». В переводе на обычный язык это означает следующее: Сирия — бывшая провинция Османской империи, турецкое вторжение на эту территорию не может квалифицироваться как акт агрессии. Эрдоган видит себя халифом, а исламистская Milli Gazete призывает искать вдохновение в XVI веке, когда армия турецкого султана Селима I завоевала сирийскую территорию.
Если Турция все-таки решится на военную операцию в Сирии или в Ираке, или одновременно сразу в двух странах, в чьих интересах она будет проводиться — ДАИШ, играющей на данный момент ключевую роль на стыке трех государств, или сирийской оппозиции, которой Анкара покровительствовала с самого начала кризиса? Об этом в следующем очерке.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Станислав Тарасов
Источник: http://regnum.ru/news/polit/2094967.html