Кто кого хочет “прогнуть” в споре независимых АЗС и нефтяников? (20.11.2018)
Независимые компании, занимающиеся реализацией нефтепродуктов, обвиняют нефтяников в своих убытках и создании искусственного дефицита и росте цен на топливо в некоторых регионах, а те, в свою очередь, обвиняют независимые АЗС в монополизме. Как скандал скажется на ценах на топливо для рядовых потребителей?
Так, в монополизме обвинил “независимых” глава «Роснефти» Игорь Сечин. Однако рядовому обывателю не очень-то и понятно, для кого стороны устроили весь этот спектакль — особенно в ситуации, когда российские власти отчитались о стабилизации ситуации с ценами на топливо.
Независимый топливный союз (НТС) предупредил о «вымирании» независимых АЗС, а также просигнализировал о том, что после соглашения с властями нефтяники стали поставлять топливо в основном своим АЗС, а на биржу, мол, ничего и не остается. К тому же, в некоторых регионах стал ощущаться дефицит топлива — особенно дизельного.Так, в монополизме обвинил “независимых” глава «Роснефти» Игорь Сечин. Однако рядовому обывателю не очень-то и понятно, для кого стороны устроили весь этот спектакль — особенно в ситуации, когда российские власти отчитались о стабилизации ситуации с ценами на топливо.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин дал отповедь независимым АЗС, а также совет, как поднять доход и работать с выгодой. К тому же, по его мнению, независимые АЗС занимают не такой уж и большой сегмент рынка, как утверждают.
“Во всем мире все независимые сети существуют только при нефтепереработке. Все сети связаны с нефтепереработкой. Кто хочет работать независимо — может работать, но при этом должен поднимать и увеличивать объем дополнительных услуг. На этом зарабатывать. Вот это определенно не происходит вообще”, — заявил Сечин.
Однако “независимые” стоят на своем и пожаловались на рост биржевых и оптовых цен за два месяца на 20% в условиях заморозки розничных цен. А это, как утверждается, привело к убыткам независимой розницы. Также независимые АЗС жалуются, что работают себе в убыток. Но им нужно выживать, а следовательно, повышать цены, что приводит к оттоку клиентов, которые уходят на АЗС больших нефтяных компаний, держащих более приемлемые цены. Потому – что могут.
Сечин обвинил «независимых» в создании монопольных структур «с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости», что именно они влияют на ценообразование, поскольку их поддерживает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Поэтому глава “Роснефти” пригрозил, что «мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно».
Вмешательство Сечина в эту ситуацию едва ли можно назвать случайным, так как нефтяникам самим невыгоден рост цен на бензин, поскольку, подписывая соглашения с ними о заморозке цен, власти предупредили их о коллективной ответственности за его нарушение. Если хоть кто-то поднимет цены — отвечать будут все. Что грозит нефтяникам полным запретом экспорта нефтепродуктов, так как будут введены заградительные пошлины, экспорт топлива станет невыгоден.
«Естественно, что от этого пострадают не независимые АЗС, а вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Ведь независимая розница продает бензин и дизтопливо только внутри России. Поэтому игроки рынка начинают перекидывать вину друг на друга и выяснять, кто прав, а кто виноват», – считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.Яндекс.ДиректМеталлочерепица «Северсталь»roof.severstal.com
Однако беды независимых АЗС, вероятно, вовсе не надуманны и цены у них могут складываться действительно выше, чем на сетевых заправках нефтяников.
«Независимые АЗС зачастую вынуждены повышать цены, потому что, во-первых, они не могут свои убытки переложить на другие сегменты рынка – на добычу, на экспорт, как это делают ВИНК. Во-вторых, заправки у крупных сетевых компаний, как правило, представляют собой мультиформатные точки торговли. Помимо топлива они торгуют едой и другими товарами. «Газпром нефть», например, собиралась в этом году по плану продать на своих АЗС только кофе на 1 млрд рублей, а «Роснефть» чуть ли не на 3 млрд. У независимых игроков рынка бизнес, как правило, проще, они продают исключительно топливо (что не совсем соответствует действительности – ред.) и не могут диверсифицировать источники дохода. Поэтому и поднимают цены, чтобы покрыть свои убытки», – отмечает Игорь Юшков.
По его словам, ситуация может измениться уже с началом нового года, так как нефтяники к тому времени уверенно протопчут тропу к российскому президенту и постоянно будут ему докладывать, что все неправильно и убыточно, но виноваты в этом не они.
Пока все будут делать свои «многоходовки», то к чему готовиться обычным автомобилистам?
Одни пугают дефицитом топлива, другие обвиняют “независимых” в неумении работать эффективно. Но никто не хочет слишком широкого общественного резонанса, поскольку тогда власти будут обязаны отреагировать жестко – введут заградительные пошлины на экспорт. Такой поворот событий нефтяников не очень-то и устраивает. Но они не прочь раскачать ситуацию в информационном поле, но доводить ее до массового недовольства людей, протестующих против острого дефицита топлива и роста цен, не будут. Себе дороже выйдет, ведь в экстремальной ситуации правительство наверняка «прогибаться» на дальнейшие уступки не станет.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: https://teknoblog.ru/