Кто не хочет, чтобы гигантский рынок ЖКХ стал прозрачнее (29.02.2016)
Способами решения актуальных проблем сферы ЖКХ с нами поделился руководитель Центра ОНФ по независимому мониторингу указов Президента «Народная экспертиза» Николай НИКОЛАЕВ.
— Николай Петрович, недавно опубликованы итоги расселения аварийного жилья. Как Вы их оцениваете?— Проблемы, связанные с исполнением указа Президента в части расселения аварийного жилья, о которых мы говорили весь прошлый год, предупреждая и Минстрой России, и Фонд содействия реформированию ЖКХ, увы, «перекочевали» в 2016-й.
Сейчас мы видим, что наметилась группа регионов, которые не выполняют план по расселению аварийного жилья. На них приходится 9% от общего объема площадей, подлежащих расселению до сентября 2017 года. Это Карелия, Забайкалье, Калмыкия, Бурятия, Тульская, Тверская и ряд других областей. Эти регионы входят в группу «повышенного риска», действия которых могут сказаться на своевременности исполнения «майского указа» Президента России №600 2012 года.
— Известно, что многие регионы сдают большое количество домов под самый занавес отчетного периода. Как обстоит дело с качеством этих зданий?
— Проблема качества домов при залповом вводе, действительно, есть. Мы проверили и сфотографировали 140 домов в 39 регионах. В 17 из них выявили недоделанные здания, а 41 дом недостроен.
Замечу, что все эти здания фигурируют в отчетности на сайте «Реформа ЖКХ» как сданные в эксплуатацию. Как их могли посчитать годными для переселения, непонятно! Ведь в этих домах обнаружены недоделки, а в некоторых даже не завершена фаза строительства как такового...
При этом мы видим, что меры по исправлению ситуации, предложенные и реализованные Минстроем России, оказались неэффективными. В частности, речь идет о штрафных санкциях в отношении тех регионов, которые не выполнили план по расселению аварийного жилья за год. По сути, данная мера освобождает конкретных чиновников от ответственности за негативный результат.
Надо сказать, что некоторые регионы шантажируют Центр тем, что если последний наложит штраф за невыполнение обязательств, то они с еще меньшей долей вероятности смогут реализовать годовой план. И в этом есть определенная логика: ведь штраф будет уплачен из бюджета региона, в том числе и за счет средств, предназначенных на реализацию программы расселения аварийного жилья!
— Как можно исправить эту ситуацию?
— Прежде всего, нужно осознать, что если не предпринять жестких и конкретных шагов, то программа по расселению аварийного жилья к 1 сентября 2017 года не будет выполнена именно за счет регионов из «группы риска». Поэтому сейчас необходимо по каждому из этих хронических «двоечников» сделать соответствующий план расселения из аварийного жилья и жестко контролировать его исполнение.
Кроме того, ситуация требует назначения персонально ответственных за ее исполнение чиновников и в самом регионе, и в Минстрое России.
— Что же, будем надеяться, что эти предложения возьмут на вооружение. Николай Петрович, а насколько в целом управляема сфера ЖКХ? Порой создается впечатление, что на определенном уровне контроль здесь просто теряется. Вы согласны с этим?
— На сегодняшний день в нашей стране зарегистрировано порядка 13 тыс. управляющих компаний и 85 региональных операторов. И мне кажется, мало кто понимает, что речь идет о триллионном рынке. Те же самые банки могут позавидовать денежным объемам, которые проходят через компании сферы ЖКХ.
В то же время уровень прозрачности этого рынка в нашей стране — практически нулевой. А принимаемые для повышения его транспарентности меры явно недостаточны. При этом у нас имеется эффективный опыт того, как достигалась прозрачность в финансовом секторе, как там проводилось очищение рынка от всевозможных «схемных» и «отмывочных» игроков.
— Какие меры, на Ваш взгляд, могут быть эффективны в секторе ЖКХ?
— Сегодня по всей России фиксируется поток жалоб от граждан, недовольных множеством управляющих компаний-двойников. Что это такое? Собственник зарегистрировал несколько юридических лиц, которые обладают практически схожими или вообще ни о чем не говорящими названиями и взимают с жильцов одних и тех же помещений взносы на капремонт. Пример: «УК ЖКХ», «ЖКсервис», «ЖКХсервис» и т.п.
При этом люди серьезно страдают от таких действий: к ним приходят от этих компаний разные счета на оплату, и совершенно непонятно, какие из них следует оплачивать, а где — фальсификат.
Власти могли бы с легкостью предотвратить такие нарушения, использовав прием, при помощи которого в свое время страховой рынок избавился от идентичной проблемы. Тогда, в 2005 году, в федеральный закон об организации страхового дела был внесен пункт, согласно которому соискателю лицензии отказывалось в ее выдаче, если его наименование было созвучным названию игрока, уже ведущего страховую деятельность. Если применить этот простой прием, сразу же снимутся все вопросы, связанные с «двойниками» в ЖКХ!
Можно использовать и другие меры, которые успешно зарекомендовали себя в финансовом секторе. Например, создание черных списков лиц, подмочивших свою репутацию. Сегодня персоны, попавшие туда, не только не могут руководить банком или страховой компанией, но и не получат даже разрешение на покупку того или иного актива в финансовом секторе. Считаю целесообразным внедрить такой же список и в сфере ЖКХ. Как говорится, страна должна знать своих «героев»…
— А если говорить о прозрачности, то какие шаги можно предпринять в этом направлении для повышения открытости работы организаций сферы ЖКХ?
— Здесь также следует обратиться к успешной практике, введенной Минфином, а затем перешедшей к ЦБ. В соответствии с этой практикой ведомство публикует статистику (основные показатели динамики, ежеквартальные и ежемесячные показатели по банкам, аналитические материалы и прогнозы дальнейшего развития), цель которой — дать объективную картину не состояния отрасли в целом, а каждой отдельно взятой компании.
А вот в сфере ЖКХ «пощупать пульс» конкретного участника рынка в настоящее время практически невозможно. Вместо этого нам предлагается информация по рынку в целом, а участники этой сферы абсолютно не персонифицированы. В результате граждане не защищены от мошеннических действий и недобросовестных компаний сферы ЖКХ, которые часто остаются безнаказанными.
Например, в Саратове жители дома адресу ул. Московская, 122/126, несколько лет исправно платили по счетам управляющей компании «Жилстройсервис». Но в итоге компания так и не выполнила своих обязательств: никаких ремонтных работ в домах не проводилось. В итоге дом без ведома жильцов перешел на баланс совершенно другой компании, которая, в свою очередь, безосновательно повысила стоимость сборов, но также никаких работ не проводила. Сегодня этим делом занимается прокуратура.
А бывает и так, что найти управляющую компанию просто невозможно. В 2015 году мы получили жалобу из Новосибирска от жителей порядка 150 домов. Все эти жилые здания находятся в плачевном состоянии, однако местные управляющие компании не берут их на баланс: никто не хочет связываться с проблемными объектами, на которых невозможно заработать.
И таких случаев масса, причем по всей России. В итоге люди оказываются в бедственном положении, не имея возможности достучаться ни до государственной жилищной инспекции, ни до региональных и уж тем более федеральных властей.
— Как Вы считаете, обеспечивается ли достаточная открытость информации в сфере ЖКХ? Ваша оценка проекта по созданию ГИС ЖКХ?
— К сожалению, государственная информационная система ЖКХ, которая должна была повысить открытость всего рынка, сегодня встречает очень серьезное противодействие, прежде всего со стороны участников рынка в регионах.
И это доказывает лишь то, что участники рынка в своей массе не стремятся к открытости и прозрачности. Наоборот, они всеми силами препятствуют налаживанию контроля своей работы. Поэтому крайне важно добиться того, чтобы весь триллионный рынок ЖКХ, который формируется за счет платежей, взимаемых с наших граждан, находился под пристальным и суровым надзором.
Это несложно сделать, просто нам нужно обратиться к российскому же успешному опыту решения аналогичных проблем в других секторах.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Источник: http://www.rcmm.ru/