Павел Кухмиров: Кто стоит за уничтожением «лёгких планеты» (Общественно-экономическая сфера деятельности) (06.11.2019)
Согласно ставшей некоторое время назад популярной т.н. «теории хаоса» всё в мире взаимосвязано настолько, что даже «взмах крыла бабочки в одной стороне света может вызвать ураган в другой». И вряд ли где-то подобные утверждения могут быть ближе к истине, чем в вопросах экологии. Особенно сейчас, в эпоху глобализации.
Казалось бы, каким образом нынешнее рекордное количество пожаров в амазонских джунглях, являющихся «лёгкими планеты» и вырабатывающих очень весомую часть кислорода, циркулирующего в её атмосфере, может быть связано с индустрией быстрого питания европейских стран?Однако ж на этот вопрос имеется вполне определённый ответ.
Соя для Альбиона
Некоторые из крупнейших сетей быстрого питания Великобритании продают мясо животных, откормленных соевыми бобами поставленными из Бразилии. Согласно торговым данным ЕС, в 2018 году в Великобританию их было ввезено на сумму, превышающую £ 240 млн.
Одновременно с этим Greenpeace заявила категорический протест по данному поводу и потребовала, чтобы британские компании прекратили использовать бразильскую сою до тех пор, пока нормы охраны окружающей среды при её выращивании в этой стране не будут приведены хотя бы к каким-то разумным нормам, как это уже сделали некоторые государства ЕС. На что министр окружающей среды Бразилии ответил в интервью BBC, что любой бойкот лишь ухудшит ситуацию.
Ежегодно в Великобританию импортируется около 2,5 млн. тонн сои, большая часть которой используется для кормления сельскохозяйственных животных. В 2018 году около трети из них - 761 739 тонн - поступило из Бразилии. И только 14% от общего объема импорта сои сертифицированы «без ущерба для лесов» - это один из самых низких показателей в ЕС.
Глава направления по защите лесов Greenpeace Ричард Джордж говорит: «Все крупные компании быстрого питания используют сою в кормах для животных, и никто из них не желает знать, откуда она берется. А между тем производство сои является одной из крупнейших причин обезлесения во всем мире».
Соевые пожары
Экологические активисты утверждают, что продолжающиеся пожары в уникальных бразильских климатических регионах Амазонии и Серраду разжигаются намеренно, чтобы расчистить землю для выпаса животных и выращивания сельскохозяйственных культур.
В 2019 году общее число пожаров превысило 144 000, что на 50% больше, чем за тот же период в 2018 году, и намного меньше, чем в 2010 году.
В 2006 году Greenpeace и другие природоохранные группы провели переговоры об ограничениях на выращивание сои на новых посевных площадях в бассейне Амазонки, причем крупные сельскохозяйственные торговцы согласились не покупать ее у ферм, связанных с недавней вырубкой лесов.
Но участники кампании говорят, что это в ответ на это бразильские сельхозпроизводители просто начали переносить посевные территории из Амазонии на юг в Серраду — заповедный регион обширной тропической саванны, где естественная среда обитания менее защищена международными организациями. В результате Национальный институт космических исследований Бразилии зарегистрировал там 19 925 пожаров только в сентябре, что значительно превышает число пожаров в бассейне Амазонки.
В октябре 2017 года 23 бренда, в том числе Mcdonald's, Tesco и Marks & Spencer, подписали «манифест Серраду», в котором признали необходимость предотвращения дальнейшей вырубки лесов.
Временный запрет
Но сельскохозяйственный трейдер Cargill, теперь работающий ещё и в России, который выступает посредником между фермерами и продовольственными компаниями, к подобным инициативам не присоединяется. Это крупнейший импортер продовольственных культур в Великобританию, отгружавший 78% сои из Бразилии в 2017 году.
В июле этого года Cargill заявила своим бразильским поставщикам, что не будет поддерживать временный запрет на сою, выращенную на недавно обезлесенных землях в Серраду, чем, фактически, развязал им руки. «Мы по-прежнему привержены мораторию на сою из Амазонии, но мы считаем, что подобное решение для Серраду не является правильным и не считаем себя обязанными его выполнять», - сообщила тогда пресс-служба трейдера.
По словам представителей компании, это не решит проблему, а только подтолкнёт фермеров к другим покупателям, при этом та же практика будет продолжаться. В качестве «компенсации» Cargill обязалась выделить $30 млн. для финансирования новых проектов по прекращению обезлесения.
При этом анализ спутниковых данных, обнаруженный британскими журналистами, даёт все основания полагать, что Cargill покупает сою именно у ферм в регионе Серраду, ответственных за лесные пожары. На одной из этих ферм, по их данным, 837 гектаров лесистой саванны были очищены при помощи выжигания между апрелем и июнем 2019 года, а последствия пожаров были обнаружены с помощью спутниковых снимков в августе.
Невозможно сказать, был ли экспортирован в Евросоюз урожай с этой конкретной фермы, но торговые данные показывают, что 7103 тонн соевых бобов были отправлены из муниципалитета Формоза-ду-Риу-Прету, где она находится, в Великобританию в 2017 году. И большая часть прошла через руки кампании Cargill.
Сама кампания признает, что она действительно покупает сою у этой фермы, но утверждает, что ферма соответствовала всем критериям защиты окружающей среды и не находится в списке эмбарго бразильского правительства, так что формально ничего нарушено не было.
По словам экоактивистов подобные списки составляются по принципу «не пойман — не вор». Следственные действия ведутся только тогда, когда международными структурами оказывается давление в каждом конкретном случае. Не исключено, что теперь и эта попавшаяся ферма, в итоге, его пополнит. Но сколько таких ещё?
Вина ритейлеров
Если давление на бразильские власти и международных импортёров вряд ли принесёт ощутимые плоды, то внутри самого Евросоюза ситуация иная. И экологические группы там пытаются усилить нажим на европейских ритейлеров.
Tesco, Sainsbury и M&S обязались достичь «нулевого уровня обезлесения» в своих поставках к 2020 году, хотя многие считают, что эта цель почти наверняка не будет достигнута. Но пока и это, скорее, исключение.
По мнению экологических групп, сектор быстрого питания является особой проблемой. К примеру, Burger King и «KFC» поставляют курятину непосредственно из Бразилии. Наряду с такими сетями, как Mcdonald's, Nando's, Pret A Manger и Five Guys, они также продают и британское мясо, выращенное, по крайней мере частично, на сое, поставляемой из проблемных регионов этой страны.
В целом, доля корма для животных, состоящего из сои, может значительно варьироваться между поставщиками и фермами в Великобритании, причем некоторые из них вовсе используют диету для коров исключительно из травы и зерна.
Представители Mcdonald's заявляют, что их компания работает над определением уровня риска обезлесения в конкретных частях Серраду и оценкой виновности в пожарах на уровне отдельных ферм. Другие розничные торговцы и фаст-фуды, в том числе Waitrose и Nando's, откупаются финансированием исследований методов компенсации риска обезлесения.
Однако экологи считают, что, сколь бы убедительно это ни звучало, но по факту соя, которую они используют, всё равно может поступать с ферм, уничтожающих леса.
Пример: Burger King, который подвергся особой критике после того, как пообещал прекратить поощрять вырубку лесов своими поставщиками к 2030 году, что было расценено, как фактический отказ от сотрудничества.
Остальные компании, зачастую, отговариваются тем, что нигде в мире не существует программы, дающей возможность отслеживать все соевые бобы на предмет того, с каких конкретно ферм и даже из каких стран они поступают.
Продукты на основе сои, такие как соевое молоко, тофу и продукты для замены мяса, также производятся из того же сырья. При этом веганское сообщество заявило, что использование амазонской сои в производстве веганских продуктов питания довольно незначительно, учитывая, что большинство брендов происходят из Европы, а до 91% обезлесения в тропических лесах происходит из-за животноводства. По их словам сельскохозяйственные животные едят гораздо больше сои, чем люди, поэтому именно производство мяса наносит вред окружающей среде.
Есть ли в словах веганов доля истины — судить трудно из-за их явной заинтересованности и очевидной политической мотивированности их позиции. Но бесспорно другое. Основная вина за происходящее в бразильской сельве и саванне действительно лежит на европейских ритейлерах — тех самых глобальных сетях фастфуда, без готовности которых потреблять бразильскую сою по бросовой цене проблемы бы просто не возникло. Именно благодаря их спросу даже бразильское правительство фактически поощряет пожары.
Впрочем, подобная ситуация не является исключением из правил. Это только один эпизод в числе многих. Которые, в конечном счёте, неизбежно скажутся и на самих странах «золотого миллиарда». Ведь «теория хаоса» - это улица с двусторонним движением.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /