Степан Семенов: Кто уничтожает Балтийский завод? (15.11.2015)
Сегодня ООО "Балтийский завод – судостроение" — новая структура, созданная на площадях Балтзавода, — сменил нескольких генеральных директоров, внедрил систему менеджмента качества, получил бессрочную образовательную лицензию, поменял сайт… Только корабли строить практически перестал.
Недавно в Кремле Владимир Путин встречался с высшими офицерами, назначенными на командные должности ВС РФ. В ходе встречи президент обозначил важную стратегическую задачу для российской армии и флота — противодействие терроризму, в том числе и на территории нашей страны.Для предотвращения дестабилизации многих регионов РФ 30 сентября начала военную операцию в Сирии. Путин дал понять, что успех операции — результат проведенных реформ и непрерывной череды учений разных родов российских войск — только в 2015 году их прошло более трех тысяч.
Новейшая техника регулярно поступает в войска и на флот, об этом на встрече в Кремле президенту докладывал командир Ленинградской военно-морской базы Игорь Смоляк. Только в 2015 году в состав ВМФ передали две подводные лодки, три надводных корабля, семь боевых катеров и десять кораблей обеспечения. Вся техника – последнее слово в военном мировом судостроении. На сегодняшний день военно-морской флот Российской Федерации обладает 60 подлодками, из них 10 — атомные стратегические, более 30-ти — атомные многоцелевые. Остальные — подводные лодки специального назначения и дизельные.
Половина всех российских судостроительных предприятий сосредоточена в Петербурге, Выборге и Кронштадте, старейшее — "Адмиралтейские верфи", заложенные всего на несколько лет позже самой Северной столицы. В следующем году исполнится 160 лет и знаменитому Балтийскому заводу. Более ста лет работает судостроительный завод "Северная верфь", который стал преемником "Путиловского завода", и Невский судостроительно-судоремонтный завод также отметил свой столетний юбилей.
За вековую историю сменялась технология строительства судов, предприятия переживали подъем и упадок — расцвет советского периода с максимальными расходами на вооружение и предприятия ВПК и тяжелые времена 90-х, когда уходили из цехов корабелы-судостроители, распродавалось имущество предприятий, государственное финансирование не выделялось, и всем казалось, что прошло время российского судостроения.
Начало подъема 2000 годов ознаменовалось строительством трех Индийских фрегатов, заложенных на Балтийском заводе. Расходы на вооружение в то время составляли 20% от всех затрат федерального бюджета, что в два раза меньше, чем сегодня. Сейчас они составляют более 43% от всего бюджета страны ($87 836 млн) — по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, по этому уровню Россия занимает третье место после Китая и Штатов.
Надо сказать, что расходы на вооружение ведущих мировых держав в 2015 году сопоставимы с пиковыми расходами 1980 года – расцвета гонки вооружений. Однако мы по-разному тратим деньги. Америка согласовывает миллиарды на системы противоракетной защиты ПРО, эффективность которой неизвестна, так как реальных боевых атак страна не переживала. Россия же вкладывается в научную и техническую стороны ВПК — перспективное направление, которое, в свою очередь, нуждается в профессиональных специалистах высокого уровня, надежных практиках и образованных управленцах.
Не секрет, что в 90-е годы из нашей страны уехали тысячи специалистов, и сегодня около миллиона наших соотечественников работают на чужую экономику, обогащая ее знаниями, полученными еще в Советском Союзе. Тем ценнее люди, отдавшие десятилетия жизни возрождению важнейшей для России отрасли – кораблестроению.
Один из таких знаковых для отрасли людей – Андрей Фомичев – прошел путь от строителя кораблей на "Прибалтийском судостроительном заводе Янтарь" до генерального директора питерских судостроительных предприятий "Северная верфь" и "Балтийский завод". В 90-ых вместо того чтобы участвовать в приватизации, как это было принято на должности заместителя генерального директора судостроительного завода, пошел учиться в Высшую школу управления в Гамбурге, а 8 лет спустя закончил Санкт-Петербургский филиал Высшей школы экономики. Учился, чтобы получить новые знания, применять их на практике и делиться опытом с другими. Андрей Фомичев с 2005 года возглавлял "Невский судостроительно-судоремонтный завод", а сразу после стал генеральным директором двух старейших предприятий — "Балтийского завода" и "Северной верфи". Именно в этот период были выполнены крупные государственные заказы, сформировался единый трудовой коллектив, стали расти заработные платы.
Коллеги-рабочие того времени говорили, что благодаря Андрею Фомичеву "предприятие отрасли, которая нужна государству, стало жить, а не выживать". Именно тогда при поддержке государства были получены основные госзаказы, которые должны были обеспечить жизнь завода до 2025 года. В этот период состоялась закладка серии корветов для ВМФ РФ. Головной "Стерегущий" был передан в 2007 году Военно-морскому флоту. Активно строилась плавучая атомная электростанция.
Однако Андрей Фомичев не был доволен. В интервью журналистам он говорил: "На дворе XXI век, все стремительно изменяется. Устаревание элементной базы происходит в течение 2-3 лет. Вооружение и военная техника меняются приблизительно в те же сроки. Корабль проекта 90-х гг нуждается в модернизации, причем коренной для соответствия требованиям 21 века". Уже тогда директора волновал вопрос импортозамещения, он активно выступал против закупок иностранного оборудования для российского судостроения. В то же время Андрей Фомичев начал успешно продавать на экспорт гражданские суда отечественного производства.
Именно в период его руководства были построены суда обеспечения нефтяных платформ для норвежских заказчиков. Впервые в России "Северная Верфь" вышла на зарубежный рынок с судами такого класса. Норвежский заказчик работу принял без нареканий, а это высокая оценка российского судостроения. В этот же период были получены и для "Балтзавода", и для "Северной Верфи" разрешения от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право проведения работ в области использования атомной энергии. Это сделало возможным расширить область работы и приступить к исполнению новых заказов – от оборудования для наземных атомных станций до серьезных гособоронзаказов. При этом руководство заводов неоднократно подчеркивало: "Мы работаем по плану Путина".
В 2011 году на торжественной церемонии передачи "Балтийским заводом" ледокола "Санкт-Петербург" Росморпорту глава государства присутствовал лично. Завод готовился к сдаче Росатому Плавучей атомной электростанции. И тут начались проблемы, связанные с политикой собственников, о чем профорганизация завода вместе с руководством докладывали госструктурам.
Однако, как вспоминают рабочие Балтийского завода, тогда и "начались события", результатом которых стала передача всех активов ОАО "Балтийский завод" новой структуре, принадлежащей "Объединенной судостроительной корпорации". В принципе, ситуация для России нормальная, серьезный стратегический актив, что важно – в рабочем состоянии, отлаженные бизнес-процессы, полный комплект профессиональных кадров, развивающаяся научно-техническая база, и все это за неполных пять лет – должно принадлежать государству, а не частному лицу.
Только инструменты ответственные лица выбрали странные: во-первых, доказать, что предприятие находится в плачевном состоянии, во-вторых, назначить структуру-спасателя и наказать виновника-разрушителя.
Схема сработала: сегодня ООО "Балтийский завод – судостроение" — новая структура, созданная на площадях Балтзавода, — сменил нескольких генеральных директоров, внедрил систему менеджмента качества, получил бессрочную образовательную лицензию, поменял сайт… Только корабли строить практически перестал.
Лишь в 2014 году завод отрапортовал о готовности двух кормовых частей вертолетонесущего корабля "Мистраль". БЗС — "дочка" ОСК — пока контролирует все финансовые потоки ОАО "Балтийский завод" и на арендованных у него мощностях строит ледоколы. Тем не менее после 2017 года Россия рискует остаться без ледоколов, способных обеспечить проводку судов по Северному морскому пути.
Сейчас СМП обслуживают четыре атомохода ("Таймыр", "Вайгач", "Ямал" и "50 лет Победы"), заложенные и построенные в конце прошлого века, но заменить их пока нечем — Балтзавод катастрофически отстает от первоначально утвержденного графика. Например, головной атомный ледокол будет спущен на воду не в ноябре 2015, а только летом 2016 года. Ледокол "Виктор Черномырдин" должны были передать заказчику в начале октября этого года, а по факту еще даже не завершено формирование корпуса. Таким образом, государственный план Путина, как бы ни был продуман и рассчитан, трещит по швам по вине непрофессионального менеджмента, впрочем, так часто бывает в России.
Нынешний генеральный директор Алексей Кадилов ранее объяснял, что задержки вызваны внешними обстоятельствами, в частности просчетами в проектах.
Однако затянувшееся строительство ледоколов и боевых кораблей (фрегатов и корветов) разрушает амбициозные планы Москвы по освоению Арктики и созданию арктической военно–морской группировки. В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) назрела необходимость пересмотреть руководящий состав петербургских судостроительных заводов, чтобы исправить ситуацию.
Как стало известно "ДП", скорее всего, после Нового года Алексей Кадилов покинет пост генерального директора ООО "Балтийский завод — судостроение" (БЗС). О грядущей отставке СМИ сообщило со ссылкой на несколько источников в отрасли. В ОСК однозначно не опровергли возможные кадровые перестановки и не стали комментировать результаты деятельности нынешнего руководства БЗС.
Выясняется, что "кадры решают все", что человеческий профессионализм, любовь и заинтересованность в деле важнее и эффективнее, чем амбициозные планы, что мало заявить "я сделаю", надо уметь делать дело и выбирать тех, кто умеет. Судьба Андрея Фомичева еще не решена, ему до сих пор предъявляют обвинение в преднамеренном банкротстве предприятия, несмотря на все факты, подтверждающие его продуктивную работу, и государственное признание заслуг — он удостоился звания "Почетный судостроитель" медали "За заслуги перед Отечеством II степени" и многих других наград и званий.
Экс-директор "Балтийского завода" не изменил отрасли и продолжает служить делу судостроения. Его бывшие коллеги пишут письма в инстанции с просьбой разобраться в этом сложном деле справедливо и непредвзято, отстаивая честь звания "Почетный судостроитель" и надеясь продолжить строить корабли.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Степан Семенов
Источник: http://www.rosbalt.ru/