Валентин Катасонов: Кто управляет вашими банковскими картами (Экономика) (29.04.2019)
Атака американского Минфина на российско-венесуэльский «Еврофинанс Моснарбанк» показала, что никакой национальной платёжной системы у нас не существует и возможность проведения платежей может быть отключена в любой момент.
Антироссийские санкции: первые удары были нанесены по банковским картамИсполнилось пять лет с начала экономических санкций Запада против России. Одной из первых санкционных акций стала блокировка в марте 2014 года платежей по банковским картам, эмитированным семью российскими кредитными организациями. Решение было принято международными платежными системами Visa и MasterCard – это гигантские транснациональные компании, зарегистрированные в США и раскинувшие по всему миру свои сети в виде дочерних структур и филиалов.
Решение о блокировке банковских карт в России в 2014 году принимали в Минфине США, далее команда пошла в штаб-квартиры Visa и MasterCard, от них – в подконтрольные компании Visa International Service Association и MasterCard Worldwide, а исполнение решения осуществляли отделения двух американских компаний в России (зарегистрированные как российские юридические лица).
Как выяснилось, попавшие под санкции семь российских банков выпустили в общей сложности почти полмиллиона кредитных и дебетовых карт. Наиболее чувствительной санкция оказалась для СМП-банка, выпустившего 170 тыс. карт. Возникла даже некоторая паника: за два первых дня действия санкций клиенты СМП-банка сняли с карточных счетов миллиард рублей – 23% всех средств, которые там были. Более того, опасаясь за дальнейшую судьбу банка, люди начали выходить и из депозитов: банк лишился трёх миллиардов рублей из восьмидесяти, лежавших на депозитных счетах, а клиенты потеряли проценты по ним за досрочное расторжение договоров. Нервозность немного улеглась, когда через несколько дней с пяти из семи банков санкции были сняты. Под запретом остались лишь транзакции по картам банков «Россия» и Собинбанка.
НСПК – «наш ответ Чемберлену»
Тем не менее это был «звоночек». Банк России принял решение о комплексе мер по защите банков и их клиентов от возможного повторения подобных санкционных действий. Для этого 23 июля 2014 года была создана специальная структура – АО «Национальная система платёжных карт» (НСПК), на 100% принадлежащая Банку России. Российские СМИ очень активно распиарили этот «наш ответ Чемберлену» (это крылатое выражение появилось в 1927 году – в связи с нотой британского правительства советскому за подписью британского министра иностранных дел Джозефа Остина Чемберлена и последовавшей в ответ советской пропагандистской кампанией).
Перед НСПК была поставлена задача создать операционный и платёжный клиринговый центр для обработки операций по банковским картам внутри России. Инструментом платежей должна была стать банковская карта «Мир». 5 декабря 2015 года НСПК объявила о выпуске первых карт «Мир» семью российскими банками. Примечательно, что платёжные карты Visa, MasterCard и других международных платёжных систем не отменялись, но их обслуживание должно было осуществляться через процессинговый центр НСПК. Это должно было обезопасить российские банки и их клиентов от повторения истории, произошедшей в марте 2014 года. О динамичном развитии платёжной системы «Мир» свидетельствует статистика стоимостных объёмов выручки, получаемой ею от российских банков. В 2015 году она была равна 2,6 млрд руб., а в 2018 году – уже 11,8 млрд руб. Как сообщила глава Банка России Эльвира Набиуллина в Госдуме на парламентских слушаниях в январе 2019 года, эмиссия карт «Мир» на начало года достигла примерно 53 млн, а доля платежей на российском рынке – 14%.
На протяжении последних трёх с лишним лет (после того как заработала национальная платёжная система «Мир») среди возможных санкционных мер Запада блокировка эмитированных российскими банками карт больше не упоминалась. Возникло ощущение, что на этом фронте риски санкционных ударов сведены к нулю. Однако это иллюзия.
«Мир» от санкционной войны не защитит
Риски никак не равны нулю, поскольку карта «Мир» защищена от санкций лишь внутри нашей страны. За пределами России её использование ограничено. Планируется распространение платёжной системы «Мир» на все страны, входящие в ЕАЭС (карта уже стала полноценным инструментом в Армении и Киргизии). НСПК занимается выстраиванием «мостов» с рядом зарубежных платёжных систем для того, чтобы заниматься так называемым «кобейджингом» – выпуском совместных карт. Уже имеются кобейджинговые карты «Мир»-Maestro; «Мир»-JCB; «Мир»-UnionPay. Говорят, что в Турции, Казахстане, ряде других стран имеются отдельные банки, которые обслуживают карты «Мир». В целом, однако, следует признать, что за пределами России приходится пользоваться всё теми же картами Visa, MasterCard, других известных платёжных систем, до которых дотягивается санкционная рука Вашингтона. Российские банки продолжают параллельно с картами «Мир» эмитировать карты указанных платёжных систем, причём в значительных масштабах.
В начале нынешнего года Конгресс резко активизировал свои усилия по подготовке очередного пакета «наказания России» – этот пакет даже получил название «адские санкции». Под дамокловым мечом «адских санкций» оказываются почти все российские банки, а стало быть, и их клиенты, в первую очередь те, которые имеют на руках банковские карты Visa, MasterCard и им подобные. В особенно неприятном положении могут оказаться те, кого санкции настигнут за границей.
По стопам Кисы
Такие клиенты российских банков могут оказаться в положении Кисы Воробьянинова, который сидел на улице и произносил: «Месье, же не манж па сис жур…». Что в вольном переводе с французского означает признание финансовой несостоятельности физического лица и просьбу о материальной помощи.
Российские банкиры и их клиенты всполошились. Многочисленные эксперты начали давать советы, как любителям банковских карт Visa и MasterCard готовиться к возможным санкциям против российских банков. Наиболее радикальный совет – воздерживаться от поездки за границу. Менее радикальный вариант: забыть о картах и пользоваться лишь наличными деньгами. Звучит и такой совет: перейти на обслуживание в иностранный банк, открыть там счёт и получить карту со 100-процентной гарантией. Поклонники Visa и MasterCard из числа российских граждан так и поступают. Банк России включил в список 11 «системно значимых» банков такие кредитные организации, как «Юникредит», Райффайзенбанк, Росбанк, которые являются «дочками» очень крупных западных банков. Но именно потому, что они с формальной точки зрения являются российскими юридическими лицами, эмитированные ими карты также не застрахованы от блокировок.
В идеале счёт надо открывать в каком-нибудь английском «Бэрклайз» или американском «Джи Пи Морган Чейз», но там сейчас от российского резидента потребуют кучу бумаг, удостоверяющих, что деньги имеют «чистое» происхождение.
Вариант с наличными деньгами вместо карт также под большим вопросом. Европейский союз с лета этого года ужесточает контроль при въезде в «общеевропейский дом» на предмет законности происхождения бумажных денежных знаков. Поэтому наиболее надёжным оказывается совет не ездить за границу вообще. Каждый российский гражданин должен уяснить простую истину: на Западе сегодня уже вполне оформился принцип презумпции виновности любого российского резидента (как юридического, так и физического лица). Виновности в чём? Да в чём угодно: коррупции, отмывании денег, финансировании терроризма, подрывной деятельности против США, признании Крыма частью Российской Федерации, поддержки президента Путина и т.п. А это позволяет как минимум заблокировать счета и деньги, а как максимум их отнять (например, конфисковать наличные на границе). И в прошлом веке Запад выстраивал «железный занавес» против СССР, и сейчас мы видим такие же усилия, на этот раз против Российской Федерации.
Новая попытка
Оказывается, чтобы начать блокировать карты российских банков, предназначенные для использования за рубежом, не надо даже дожидаться принятия закона об «адских санкциях». В марте нынешнего года в санкционный список Вашингтона была включена московская кредитная организация «Еврофинанс Моснарбанк»: Минфин США обвинил её в финансировании режима Николаса Мадуро в Венесуэле. В результате карты банка перестали работать как за рубежом, так в России, в том числе в его собственных банкоматах. Санкционная мера против «Еврофинанс Моснарбанк» выявила слабое звено в Национальной системе платёжных карт: Банк России уверял, что для держателей карт Visa и MasterCard внутрироссийские расчёты будут проходить через НСПК. Однако даже внутри страны повторилось почти то же, что произошло в марте 2014 года с аналогичными картами семи российских банков.
Руководство АО НСПК заявило, что, мол, национальная система обрабатывает платежи корректно, но обслуживание прекратила компания ЗАО «ПЦ «КартСтандарт», выступающая в качестве подрядчика банка по осуществлению функций процессинга карт. Насчёт того, почему мало кому известное ЗАО прекратило обслуживание карточных операций банка, существует ряд версий. Эксперты, проводившие «разбор полётов», акцентировали внимание на технической стороне вопроса, а почему ЗАО, имеющее статус российского юридического лица, стало играть на стороне Вашингтона, в СМИ не обсуждалось. Хотелось бы верить, что эту сторону вопроса рассмотрели в ФСБ и приняли профилактические меры по предотвращению подобного рода «сюрпризов».
Хорошо ещё, что акция Вашингтона против малозаметного «Еврофинанс Моснарбанка» выявила слабость защиты НСПК от экономических санкций. Хуже было бы, если бы Вашингтон ударил по нескольким десяткам российских банков одновременно: последствия такой крупнокалиберной санкции трудно просчитать. Председатель правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров заявил в связи с неприятной историей «Еврофинанс Моснарбанка»: «В выстроенной системе, призванной защищать российских держателей карт международных платёжных систем от санкционных рисков, выявлено слабое звено – возможность для процессинговых компаний принимать решение о прекращении обслуживания карт санкционных банков. Полагаю, что необходимые выводы регулятором будут сделаны, в том числе в части ужесточения требований к оказывающим процессинговые услуги компаниям».
Кто управляет карточными платежами в России
Позднее стали известны некоторые подробности о процессинговом центре (ПЦ) «КартСтандарт». Организация входит в группу «Центр финансовых технологий» (ЦФТ), её бенефициары не раскрываются. Половина её капитала принадлежит американскому фонду. Получается, что так называемой «национальной» системой платёжных карт управляет не Банк России, а американский Минфин через ЦФТ и подконтрольные ему процессинговые центры. Глава Национального платёжного совета Алма Обаева признала, что около половины российского рынка процессинга принадлежит компаниям, аффилированным с американскими корпорациями. Это признание совпадает с заявлением, сделанным на днях анонимным топ-менеджером НСПК, который сказал, что если завтра США введут санкции против всей российской банковской системы, то коллапс накроет почти половину отрасли карточных платежей.
Прошло более пяти лет с того момента, когда Вашингтон нанёс удар по карточным платежам семи российских банков. Банк России отчитался через год о запуске национальной платёжной системы «Мир». Но в марте этого года история с блокировкой карт российского банка по команде из-за океана повторилась. Это лишний раз подтверждает очевидную вещь: победным реляциям Центробанка доверять нельзя. Самая мягкая квалификация выявленных «дыр» в национальной системе карточных платежей – непрофессионализм, халатность и очковтирательство. Впрочем, нельзя рассматривать и другие версии, в том числе саботаж и секретное сотрудничество с противником.
Потребовалось пять лет для того, чтобы Центробанк (вместе с НСПК) стал рекомендовать российским банкам переходить на отечественное программное обеспечение. Однако, как признают эксперты, среди отечественных финансовых организаций нет ни одной, которая бы абсолютно не зависела от западного ПО. Один источник в российском банке из топ-30 признал, что полное импортозамещение в сфере ПО на сегодняшний день невозможно ни технически, ни финансово, поэтому приходится работать «с зажмуренными глазами».
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова