Юрий Апухтин: Кто в украинском междутурье более эффективен (Сопредельные государства бывшего СССР: Украина) (13.04.2019)
На Украине идет второй акт Марлезонского балета, в котором основные роли исполняют кандидаты в президенты Порошенко и Зеленский, а за кулисами стоят американцы и умело дирижируют этим процессом. Второй акт ознаменовался довольно интересными и неожиданными событиями.
Роли все расписаны, каждому участнику определено свое место в этом политическом спектакле, но некоторые позволяют себе импровизации. Сейчас большим клоуном, чем Зеленский, стал Порошенко, на ходу меняющий основную концепцию своей избирательной кампании.На волне эйфории прорыва во второй тур, а фактически своего провала, не поняв глубину своего падения, он сразу же с риторикой ведущего политика Украины выставил свои требования. Публично оскорбил Зеленского, назвав его марионеткой Коломойского и Кремля, намекнул о его наркозависимости и в ультимативной форме начал настаивать на дебатах, надеясь, что Зеленский будет отказываться от них. В сети появился сфабрикованный командой гаранта видеоролик, на котором Зеленский как будто бы признается в употреблении наркотиков.
Для Порошенко был холодным душем ответ Зеленского, потребовавшего уважительного отношения к себе и извинений за нанесенные оскорбления и давшего согласие на публичные дебаты не в телевизионной студии, а на стадионе. К тому же он предложил сдать анализы на алкогольную и наркотическую зависимость. Своими действиями Зеленский выбил основной козырь Порошенко о боязни оппонента пойти на дебаты.
Порошенко допустил ошибку и принял все условия соперника, тем самым он начал вести кампанию не по своему сценарию, а неудачно отвечать на хорошо продуманные шаги Зеленского. Изменился и его тон, теперь он соперника уважительно называл по имени и отчеству, а избирательная кампания гаранта начала пробуксовывать и сдавать свои позиции.
Зеленский, добившись первого успеха, унизил Порошенко, не явившись в назначенное время на стадион для сдачи анализов, и провел эту процедуру в другом медицинском центре. Гаранту под телевизионные камеры пришлось сдавать анализы и с кислым выражением лица сожалеть, что его молодой соперник не явился в назначенное время.
В действиях Порошенко и его команды начали происходить сбои. Он публично заявил, что не считает своего соперника наркозависимым, несмотря на то, что запущенный его командой видеоролик бурно обсуждался в сети, и «порохоботы» требовали снять кандидатуру Зеленского, поскольку наркоман не может руководить государством.
Полной неожиданностью для всех стало изменение Порошенко концепции своей предвыборной кампании, которая была ориентирована на националистический электорат и построена на русофобии, бандеровском национализме и риторике войны до победного конца. Его электорат проживал в основном в Галиции, и непонятно, на что рассчитывали его политтехнологи, отталкивая такими посылами основную часть избирателей Центра и Юго-востока. Первый тур показал ошибочность такой стратегии, и Зеленский почти в два раза обошел гаранта. Порошенко, как и следовало ожидать, лидировал только в Галиции, остальную часть страны, кроме Донбасса, отдавшего лидерство Бойко, охватил Зеленский и стал там безусловным лидером.
Между турами гарант решил разыграть из себя «миротворца» и охватить как можно большую аудиторию избирателей. Из его лексикона исчез разделяющий страну слоган «вера, армия, язык», который он считал цементирующей основой нации, и посыпались заявления о примирении разных частей страны, учета их интересов, отказа от притеснения русского языка, он даже объявил себя русскоязычным и публично заговорил на русском языке, чего раньше за ним никогда не наблюдалось. Такой кульбит в избирательной кампании был проведен настолько топорно, что вызвал только волну издевательств и насмешек над потугами гаранта предстать миротворцем.
Дальше гарант нарушил основное правило публичной политики: никогда не оправдываться и не переходить на риторику противника, поскольку это сразу ставит в проигрышную позицию. Он начал публично признавать свои ошибки в кадровых назначениях, притеснении русского языка, неэффективности борьбы с коррупцией и готовности исправить допущенные ошибки. Пытаясь перехватить электорат у Зеленского, гарант существенно изменил идеологическое наполнение концепции своей программы, смягчил посылы о национализме, предложил ускорить принятие закона об импичменте президента и искать способы примирения на Донбассе.
Резкое изменение концепции и риторики кампании принципиально не может изменить ее ход, слишком мало времени осталось для привлечения новых избирателей, к тому же основная масса населения не верит Порошенко, поскольку эти заявления расходятся с его действиями по затрагиваемым вопросам в течение всего времени его правления. Часть националистического электората, наоборот, может отвернуться от гаранта из-за предательства их идеологических постулатов.
Попытки с «колес» изменить концепцию своей кампании с заменой милитаристской риторики на миротворческую ничего хорошего гаранту не принесли. Уступки своему сопернику, принятие его условий и порядка проведения кампании показали беспомощность Порошенко и его команды, отсутствие внятной эффективной стратегии и неизбежно ведут к поражению. Никакие уловки обмануть всех уже не могут остановить падение Порошенко.
Феномен Зеленского объясняется не только его личностью, здесь совпало несколько факторов. Украинское общество устало от безумной пропаганды насилия, национализма, русофобии, катастрофического падения жизненного уровня, не доверяет правящим элитам и жаждет смены дискредитировавшего себя поколения элит. В обществе созрел запрос на мирное урегулирование войны на Донбассе, установление спокойствия, прекращение насилия, на адекватных политиков, готовых остановить разрушительные процессы в стране. На Украине таких политиков не оказалось, в обществе зрел массовый протест и запрос на «мессию». Зеленский вполне подходил под такой образ, новое молодое лицо на украинском политическом поле, пока себя еще ничем не запятнал, как талантливый актер, знает, как грамотно вести себя на публике и завоевывать ее интерес, обещая то, что она хочет услышать.
Кураторы из США также внимательно отслеживали тенденции в украинском обществе, отлично знали о неприятии проводимой Порошенко политики и рассматривали варианты его замены на более удобную фигуру, способную более эффективно отстаивать их интересы.
Зеленский совместно со своими соратниками при поддержке Коломойского предложили концепцию удовлетворения существующего запроса, используя для этого художественный образ «Слуги народа», талантливо сыгранного Зеленским. Тщательно отработав концепцию своих действий, они провели нестандартную избирательную кампанию, добились феноменальных результатов при минимуме финансовых затрат. Зеленский всплыл в нужное время и в нужном месте, его подобрали американцы и умело используют для своих целей сохранения проамериканского режима на Украине.
Я не являюсь сторонником Зеленского, но ради объективности следует отметить, что он многого добился. Его креативная команда сначала взяла протестный электорат и после победы в первом туре начала откусывать электорат у Порошенко. Умело подыгрывая интересам избирателей, они начали спокойно говорить о необходимости примирения граждан с различными политическими взглядами, прекращении войны и необходимости диалога с Россией, прекращении притеснения русского языка. Говорят о том, о чем власть запрещала даже заикаться. Одновременно они подыгрывают и интересам националистов, заявляя о необходимости возвращения Донбасса и Крыма, выставляют претензии к России, благодарят боевиков добробатов и военнослужащих за их отстаивание «территориальной целостности» Украины. Все это предвыборная риторика, которая может не иметь ничего общего с действиями после победы, но сейчас это играет на повышение рейтинга и приближает победу на выборах.
Команда Зеленского все время играет на опережение. Выдвигает неожиданные для соперника условия и находят способы принудить его к их выполнению, оставаясь в каждом эпизоде победителем. Своими действиями они убедили украинское общество, а главное, американцев, в возможности своей победы, и те сделали ставку на Зеленского. Для США все равно, кто возглавит Украину, самое главное, чтобы он выполнял команды и отстаивал интересы США. Порошенко и отстроенная под него система власти может довести противостояние в обществе до точки кипения и поставить под угрозу существование проамериканского режима.
Американцам нужен мирный и легитимный переход власти, а команда Порошенко это может не обеспечить. США готовы запустить на Украине процесс замены элит и приход к власти нового поколения. Для этого им нужны умеренные технократы, способные спокойно без лишнего шума проводить проамериканскую политику в целях ослабления России.
Зеленский по своим взглядам вполне готов к этой роли. Он не скрывает своих антироссийских взглядов и готов их отстаивать. Объявленные его штабом члены настоящей и будущей команды состоят из его друзей и проамериканских политиков второго и третьего уровня, работавших в предыдущих администрациях и проявивших себя сторонниками евроалантической интеграции Украины и непримиримыми противниками сближения с Россией.
Украинское общество пока не в состоянии выдвинуть вменяемых политиков во власть для отстаивания своих интересов, и роль распорядителя на украинском политическом поле взяли на себя американские кураторы. Российские элиты никак не влияют на происходящие на Украине процессы, по отработанной схеме «взаимодействуют» с отработанными и вышедшими в тираж украинскими политиками типа Медведчука и Бойко и ждут, когда Украина сама прекратит свое существование.
В этом политическом цикле на Украине из двух зол между Порошенко и Зеленским выбирают меньшее зло. Избрание Зеленского далеко не означает прекращение на Украине процессов деградации государства и падения жизненного уровня, но этот выбор дает шанс что-то изменить в украинском обществе, а насколько он может быть реализован, зависит от очень многих факторов, значительная часть которых определяется за пределами Украины.
Источник: https://topwar.ru/156699-kto-v-ukrainskom-mezhduture-bolee-jeffektiven.html
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Юрий Апухтин