Кто захватывает храмы на Волыни: ПЦУ или УПЦ КП? (Сопредельные государства бывшего СССР: Украина. Церковь) (25.03.2019)
Фото: Акция протеста в Луцке против церковного раскола и рейдерства «ПЦУ»
На Украине есть единый Государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ). Это база данных, в которой содержится полная и исчерпывающая информация обо всех организациях, зарегистрированных на территории страны. Религиозные организации также юридически зарегистрированы, и в том же ЕГРПОУ можно найти сведения о том или ином приходе, монастыре, храме, духовной семинарии.
В Волынской области «приказы о переводе» в так называемую ПЦУ, которые противозаконно выдавались приходам канонической УПЦ МП, были напечатаны на бланках Волынской епархии Киевского патриархата. На это обращали внимание не только юридически грамотные люди, но и те, кто переходил в «ПЦУ», а по факту – в «Киевский патриархат».На Украине есть единый Государственный реестр предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ). Это база данных, в которой содержится полная и исчерпывающая информация обо всех организациях, зарегистрированных на территории страны. Религиозные организации также юридически зарегистрированы, и в том же ЕГРПОУ можно найти сведения о том или ином приходе, монастыре, храме, духовной семинарии.
Отметим, что в Волынской епархии УПЦ КП это несоответствие учли. В новых бланках и в «шапке», и на «печати» «Киевский патриархат» исправили на «Православную Церковь Украины». Думается, тем самым хотели сказать, что они перерегистрировались с «УПЦ КП» на «ПЦУ». Но вот в ЕГРПОУ такой юридической организации как «Управление Волынской епархии Православной Церкви Украины» не существует. Более того, спокойно живёт и здравствует юридическое лицо под названием «Управление Волынской епархии Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата». Кому интересно, её код в ЕГРПОУ – 21733468.
В связи с этим можно с уверенностью сказать, что людей, которым говорят, что их переводят в так называемую ПЦУ, вводят в заблуждение, на самом деле переводя в УПЦ КП. Изменилась вывеска, но наполнение осталось неизменным. Хотя во всей этой ситуации есть одно исключение из правил, которое, судя по всему, должно стать тенденцией.
На странице губернатора Волынской области Александра Савченко в социальной сети Facebook появилось сообщение о том, что Свято-Николаевская религиозная община села Жидичин Киверцовского района Волынской области первой полностью прошла процедуру изменения подчинённости в соответствии с законодательством Украины. Да-да, это та самая религиозная община, храм которой был цинично захвачен рейдерами так называемой ПЦУ, а на церковном дворе до сих пор стоят «баррикады», которые «охраняют» культовое сооружение от его законных владельцев.
В ЕГРПОУ действительно содержится информация о «Религиозной общине Святителя Николая Чудовторца Православной Церкви Украины села Жидичин». Что интересно, руководителем этой религиозной организации указан некто Марченко Иван Васильевич, он же архимандрит Константин, наместник Свято-Николаевского монастыря УПЦ КП в селе Жидичин. Но вот подписантом «Религиозной общины Святителя Николая Чудотворца Православной Церкви Украины села Жидичин» указан некто Гелета Владимир Владимирович, он же настоятель Свято-Николаевской религиозной общины УПЦ МП села Жидичин, регистрация которого была изменена рейдерским способом.
Что же получается? Кто-то мало того что захватил храм и незаконно внёс изменения в данные юридического лица, так ещё и подделал подпись его руководителя!
Украинское законодательство в отношении религиозных организаций прописано таким образом, что каждая религиозная община (приход) должна указывать в своих уставных документах, к чьей именно юрисдикции она относится и чьими исходными положениями пользуется. То есть в уставах приходов Волынской епархии канонической УПЦ МП указано, что они в своей деятельности руководствуются положениями Уставов об управлении УПЦ МП в общем и Волынской епархией УПЦ МП в частности. То же самое прописано в учредительных документах приходов Волынской епархии Киевского патриархата, которая теперь самоназвалась «ПЦУ».
Если так, тогда кому подчиняется «Религиозная община Святителя Николая Чудотворца Православной Церкви Украины села Жидичин»? Вопрос вполне резонный, поскольку такого юридического лица, как «Управление Волынской епархии Православной Церкви Украины», не существует. Какой административный центр прописан в Уставе «Религиозной общины Святителя Николая Чудотворца Православной Церкви Украины села Жидичин»? Если это «Управление Волынской епархии Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата», тогда на каком основании в названии религиозной общины Святителя Николая Чудотворца села Жидичин указана «ПЦУ»?
Поучается, что губернатор Савченко, говоря в Facebook о том, что религиозная община села Жидичин первой перешла в «ПЦУ» с соблюдением процедуры изменения подчинённости, ещё и признаёт, что предыдущие «переходы» приходов канонической УПЦ МП, которые смело можно называть рейдерством, до сих пор не оформлены юридически. Иначе говоря, в десятках захваченных приходов УПЦ МП самоуправствуют никому не известные лица, которые не несут ответственности за захваченное ими имущество.
«Жидичинская община сделала свой выбор. А власть настроена обеспечить покой, религиозный мир и создать атмосферу взаимопонимания между всеми волынянами», – резюмирует Александр Савченко. Но эти слова не соответствуют действиям губернатора, поскольку на момент акции протеста православных верующих канонической УПЦ МП, которые приехали со всей области, чтобы донести до власти свою позицию, у Савченко нашлись гораздо более важные дела. А вот подписать документ о регистрации Устава религиозной общины села Жидычин в новой редакции (переход в «ПЦУ») руководитель области время нашёл.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /