Павел Кухмиров: Куба: онкологический туризм (13.07.2019)

Развитая система национального здравоохранения Кубы, до сих пор признаваемая одной из лучших в мире, теперь, после распада социалистического содружества, в условиях экономических санкций и международной изоляции, стала одной из главных статей экспортного потенциала «острова свободы».
Весьма существенный приток валютных средств в экономику страны обеспечивают высококвалифицированные кубинские врачи, работающие за рубежом. Но этот приток обеспечивается не только за счёт отъезда врачей, но и за счёт приезда пациентов. Кубинская медицина, которая смогла остаться дешёвой и передовой одновременно, породила такое явление, как «медицинский туризм», когда серьёзно больные граждане других государств, для которых должное лечение в собственной стране недоступно по финансовым основаниям, приезжают лечиться на Кубу. И наиболее показательной здесь является ситуация в сфере онкологии. В области, в которой Куба, не смотря на все сложности минувших трёх десятилетий, сохранила способность вести передовые исследования.

Те, кто не может ждать

Вот уже более 50 лет Куба живёт в условиях санкций со стороны США. Когда-то их наличие было не особо принципиально, но сейчас оно налагает весьма существенный отпечаток на жизнь Кубы. Американские ограничения касаются очень многого. И, помимо известного всему миру запрета на кубинские сигары, существуют эти ограничения и в сфере медицины. Не в последнюю очередь это касается фармакологических исследований в передовых областях. Тем не менее, некоторые послабления всё же начали вводиться. Например, сейчас впервые клинические испытания в США проходит уникальный препарат, разработанный на Кубе. Это происходит в штате Нью-Йорк. Процесс апробации начался давно и он будет долгим. Но некоторые американские онкобольные уже принимают этот препарат, не дожидаясь его сертификации в США. Они бросают вызов американскому эмбарго и летят в Гавану на лечение. Они — те, кто не может ждать.

Одна из таких — женщина из Калифорнии, прилетевшая на Кубу вместе с семьёй.  Пока её близкие осматривали достопримечательности и попробовали блюда местной кухни, сама она, будучи любителем фотографии, снимала колониальную архитектуру старой Гаваны. И, параллельно с этим, проходила курс инъекций препарата под названием «Cimavax», предназначенного для того, чтобы продлевать жизнь больных раком лёгких, иногда на месяцы, а иногда и на годы. Приехав в Гавану из Калифорнии, она нарушила закон. Американское эмбарго против Кубы действует уже более пяти десятилетий, и хотя в отношениях произошла небольшая оттепель при президенте Обаме, обращение за медицинской помощью на Кубе для граждан США по-прежнему под запретом. Впрочем, она, как и многих других её коллег по несчастью, это не волнует. В её ситуации появление настоящей надежды перевешивает всё.

В момент приезда на Кубу в 2017 году у нее был диагностированный рак легких четвертой стадии, обнаруженный в декабре 2015 года. Её онколог в США назвал случай безнадёжным. Улетая на Кубу, она не поставила его в известность. Вероятно, он полагает, что она уже мертва. Когда, перед этим, она спросила его о препарате «Cimavax», выяснилось, что он просто не знал о его существовании.

Индустрия надежды

Препарат «Cimavax» уже был протестирован на пациентах в Буффало (штат Нью-Йорк), но для применения в США он всё ещё недоступен. Это и приводит отчаявшиеся американские семьи в Международный медицинский центр «La Pradera», к западу от Гаваны. Он изначально был предназначен для лечения, в основном, иностранных, платных пациентов. С его бассейном, пальмами и живописными аллеями, комплекс «La Pradera» больше похож на тропический отель, чем на клинику. Американским пациентам поездка туда обходится в сумму, приблизительно равную $15 000, включая всё: от самого препарата «Cimavax», до дорожных расходов.

Механизм действия «Cimavax» состоит в том, что он борется с раком, стимулируя иммунный ответ против белка в крови, который вызывает рост раковых клеток в лёгких. После индукционного периода пациенты получают ежемесячную дозу путем инъекций. Это уникальный инновационный продукт биотехнологической промышленности Кубы, проект по созданию которого курировался лично Фиделем Кастро ещё с начала 80-х годов. По жестокой иронии судьбы, биотехнологические инновации Кубы частично можно объяснить американским эмбарго, означавшим, что Куба сама должна была наладить производство препаратов, доступ к которым был ей закрыт. В итоге это привело к созданию проекта, на котором развилась современная и передовая биотехнологическая отрасль Кубы. Концепция проекта фармакологического замещения состояла в том, чтобы создавать простые в производстве, низкотехнологичные и эффективные одновременно лекарства, призванные заменить дорогостоящие западные (и, в первую очередь, американские). Такие, производить которые можно было бы даже в сельских местностях Кубы. И, в итоге, эта программа развилась до такого уровня, что в её рамках начали создаваться даже лекарства против рака, такие, как «Cimavax». В настоящее время в кубинской биотехнологической отрасли работает около 22 000 ученых, техников и инженеров. Она активно сотрудничает и ведёт совместные проекты со многими странами мира, включая Россию. И производимые ею препараты так же поставляются во многие страны мира. Но не в США.

В ближайшие годы, после окончательного завершения клинических испытаний, флагманским в числе этих препаратов может стать именно «Cimavax». И хотя кубинцы не раскрывают уровень затрат на его производство, но уже сейчас очевидно, что обходится он значительно дешевле, чем его аналоги, производимые другими странами, включая США. При этом, он имеет потенциал оказаться ещё и эффективнее их всех.

Лекарства для народа

Для самих жителей Кубы все медицинские услуги в стране бесплатны. Многие из них, в данный момент так же проходят курс лечения «Cimavax».

Одной из таких пациенток, 65-летней женщине, живущей в Гаване, в сентябре 2016 года врачи давали два-три месяца жизни. У неё так же был диагностирован как рак лёгких четвертой стадии, представленный, к тому же, в довольно агрессивной форме. Она прошла очень тяжёлую химиотерапию. А после лучевой терапии, она начала курс инъекций Cimavax. Итогом стала устойчивая ремиссия.

Доктор Ненингер, онколог, лечивший её в гаванской больнице «Hermanos Ameije, являлся одним из основных клинических испытателей «Cimavax», проводивший его апробацию на пациентах с 1990-х годов.

На Кубе такие специалисты, как доктор Ненингер, не говорят о лечении рака — они говорят о контроле над ним и превращении его в хроническое заболевание. Они уже лечили сотни пациентов с применением «Cimavax» и уверены в достижимости такого результата. Данные статистики впечатляют: среди их пациентов есть те, кто, имея в начале лечения диагностированную четвертую стадию рака легких, всё еще живы через 10 лет после этого диагноза.

Но пока «Cimavax» не является панацеей. Его воздействие индивидуально. Бесспорно доказано продление им жизни на месяцы, а не годы. Кроме того, в испытаниях около 20% пациентов не ответили на лечение. Чаще всего это происходило потому, что болезнь прогрессировала слишком стремительно, или же у них были сопутствующие заболевания, затруднявшие лечение.

Голос Америки

Тем не менее в Онкологическом институте Розуэлл Парк в Буффало, штат Нью-Йорк, где проходят американские испытания «Cimavax», крайне впечатлены результатами. Это первый случай, когда кубинское лекарство было опробовано в США, что потребовало специального разрешения, потому что эмбарго запрещает большинство видов сотрудничества и торговли между двумя государствами. Тестирующие врачи воодушевлены ими ещё и потому, что иммунотерапия рака в США становится все дороже. И на фоне этого очень привлекательна может быть дешевая вакцина, которую можно было бы вводить на уровне первичной медико-санитарной помощи. И, судя по ряду результатов, может статься, что «Cimavax» может быть использован не только лечения, но и для предотвращения рака лёгких. К примеру, путём вакцинации групп риска, таких, как курильщики. Однако пока это не было доказано с нужной степенью достоверности.

Но широкому применению препарата препятствует не только незавершённость клинических испытаний в США. Есть и политическая неопределенность. В предвыборной кампании перед своим избранием президент Трамп сказал, что он обратит вспять оттепель с Кубой, которая началась при администрации Обамы, если на «острове свободы» не произойдет тех политических преобразований, что хотела бы видеть Америка. Эта политическая установка была им дана с целью заручиться поддержкой кубинских эмигрантов, представляющих собой довольно влиятельный слой населения в штате Флорида. Именно они, во многом, препятствуют налаживанию между Кубой и США того уровня связей, который сделал бы возможным действительно продуктивное сотрудничество в области борьбы с онкологическими заболеваниями. Любое сотрудничество с социалистическим правительством в Гаване всегда воспринималось ими крайне негативно.

Американские учёные, тестирующие кубинский антираковый препарат, считают политические аргументы против сотрудничества США и Кубы в этой сфере верхом лицемерия. «Бензин, который американцы заправляют в свои автомобили, айфоны, которыми они пользуются, обувь, которую они носят - все это происходит из стран, с которыми Соединенные Штаты имеют фундаментальные различия в отношении прав женщин, свободы слова, личных свобод. Однако это никогда не мешало нам работать с ними в областях, которые приносят пользу народам обеих стран» - говорит один из врачей Онкологического института Розуэлл Парк.

Это приводит к тому, что граждане США, которым необходимо лечение, едут на Кубу, прикинувшись туристами. Они не боятся по возвращении столкнуться с властями США. Их ситуация такова, что в этом страхе нет никакого смысла — что бы им ни грозило за нарушение эмбарго, они всё равно поедут. Просто потому, что спасают свою жизнь. И в Америке уже звучат голоса о том, что неплохо было бы уже признать по факту сложившееся положение и просто облегчить жизнь собственным тяжело больным гражданам.

Что же касается граждан других стран, для которых законы об эмбарго не актуальны, то количество тех из них, что приезжают на Кубу в качестве «онкологических туристов» неуклонно растёт с каждым годом. Они — наилучшая иллюстрация того, насколько справедливы высочайшие оценки кубинского здравоохранения. И гарантия того, что это здравоохранение будет существовать в дальнейшем.

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
13.07.2019

Кухмиров (Раста) Павел






Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта