Роман Сумеркин: Либеральная экономическая политика привела к рекордному бегству капитала (19.10.2018)

Считается, что либеральная экономическая политика создает условия для развития и привлекает в страну капитал. Однако в случае с Россией, в которой тоже проводится либеральная экономическая политика, ситуация почему-то обратная: капитал из страны бежит.
Если раньше это считалось чуть ли не нормальным, или, по крайней мере, делом экономического блока министерств, то теперь этим вопросом занялся руководитель Администрации Президента РФ Антон Вайно, который 10 октября 2018 года провел совещание рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, чтобы разобраться в том числе и в этом.

Совсем недавняя экономическая новость поражает — отток капитала в третьем квартале 2018 года вырос в 48 раз по сравнению с третьим кварталом 2017 года. За рубеж ушло 19,2 млрд долларов против 400 млн долларов в прошлом году за тот же самый квартал. Вероятно, это один из самых значительных пиков вывода капитала из России, а точнее, его бегства, во всяком случае, самый большой с 2015 года.

Всего за январь-сентябрь 2018 года из России вывели 31,9 млрд долларов, что в 2,3 раза выше уровня за январь-сентябрь 2017 года. Это официальные данные Центробанка РФ.

На том самом совещании под председательством Вайно говорилось о том, что к октябрю этого года среди малого и среднего бизнеса доверие к экономической политике правительства упало феноменально — до 27% против 58% в 2017 году.

Председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме РФ 10 октября 2018 года, сделала попытку представить проблему как несущественную: «Мы под вывозом капитала часто имеем разные вещи в виду… Потому что и покупка населением валюты, и то, что наши компании держат деньги в долларах в наших же банках, статистически считается как вывоз капитала. Мы всегда боролись с незаконным вывозом капитала, и он существенно уменьшился. В разы уменьшился в нашей экономике».

Между тем, если посмотреть статью Н. В. Леоновой из Департамента статистики и управления Банка России об анализе методики расчета вывоза капитала (опубликована в журнале «Деньги и кредит» № 12, 2017), то в ней говорится, что Банк России делает расчет вывоза капитала балансовым методом, сопоставляя по финансовым счетам зарубежные активы и обязательства частного сектора. Сальдо этого сравнения и говорит о ввозе или вывозе капитала. Если сальдо положительное, то из страны идет вывоз капитала. В этой обстоятельной статье ничего не говорится о том, что покупка валюты или валютные счета в российских банках — это вывоз капитала.

Попытки Набиуллиной перевалить всю проблему с вывозом капитала на тех, кто покупает валюту, вероятнее всего, связаны с тем, что Центробанк внес существенный вклад в формирование условий для оттока капитала своей репрессивной политикой, которая выражается, в частности, в целой череде отзывов лицензий у банков и в блокировке банковских счетов во исполнение ФЗ-115.

За эту политику Набиуллина, как рассказывают, получила в коридорах власти прозвище «Ураган Эльвира».

Поскольку об этом много было написано, то не стану излагать во всех деталях, а остановлюсь лишь на существенных моментах.

Что касается банков, то в 2014-2017 годах Центробанк отозвал лицензии у более чем 350 банков и кредитных организаций, в том числе в 2016 году у 96 банков и в 2017 году у 50 банков. Глава Центробанка пообещала, что отзыв лицензий будет проводиться еще два-три года.

Что касается блокировки счетов во имя борьбы с отмыванием нелегальных доходов и финансированием терроризма согласно ФЗ-115, то к октябрю 2018 года было заблокировано более 842 тысяч счетов.

К слову сказать, что и отзывы лицензий у банков тоже связаны с этим же, и, по словам Набиуллиной, 70% случаев отзывов связаны с нарушением законодательства о борьбе с отмыванием преступных доходов.

Стоит напомнить, что в существующей системе, установленной решениями и письмами Центробанка, определять подозрительные финансовые операции и блокировать их должны банки. Для этого ЦБ составил длинный список формальных критериев, которые должны помочь банковским служащим определить, какая операция подозрительная, а какая нет. Банки передают информацию в Росфинмониторинг, тот в свою очередь пересылает ее в Центробанк, а уже Центробанк рассылает сведения о подозрительном клиенте по всем банкам страны.

Как уже показала практика блокировок счетов, эта процедура выполняется по чисто формальным признакам (среди которых есть, к примеру, такой признак: нервное поведение клиента), и это открывает широчайшие возможности для произвольных решений. Эти решения наносят клиентам существенный материальный ущерб и могут даже привести компанию или мелкий бизнес к банкротству.

Это чисто репрессивная практика, когда клиенту отказывают в банковском обслуживании на основе лишь подозрения, он несет ущерб и еще потом должен доказывать, что он не виноват, и его операции законны. На рассмотрение прошения уйдет минимум 30 дней.

Судя по тому, что большинство закрытых банков лишились своей лицензии именно за то, что не выполняли эти инструкции Центробанка, можно сказать, что председатель Центробанка РФ насаждает такой порядок, по сути дела, порядок произвольных репрессий, в российской банковской системе.

О причинах такой политики пока трудно говорить определенно, не хватает опубликованных фактов, но есть подозрение, что из-за либерализма в пользу международных финансовых структур.

Дело в том, что когда говорят сейчас о либерализме, обычно забывают учитывать, что современный либерализм предусматривает свободу прежде всего для международных финансовых структур и транснациональных корпораций.


Ну да, под предлогом борьбы с отмыванием преступных средств можно закрыть банки и обанкротить компании, а потом преподнести российский рынок на блюдечке их иностранным конкурентам.

И вот итог этой политики — повальное бегство капитала. Интересная сложилась ситуация — никто не может гарантировать себя от того, что завтра или послезавтра счет не заблокируют по непонятным причинам (банки еще не обязаны объяснять причину своего решения), а сам банк не будет лишен лицензии тоже по непонятным причинам.

В такой ситуации, действительно, забрать деньги из банка и купить на них валюту уже кажется вполне разумным решением.

Такое решение приняли уже весьма многие. По словам профессора Никиты Кричевского, за третий квартал 2018 года из «Сбербанка», ВТБ и «Газпромбанка» клиенты забрали 7,4 млрд долларов и еще около 2,5 млрд долларов из других банков. В общем, это неудивительно.

Погром в банковском секторе, масштабная блокировка счетов, а потом еще и повышение НДС до 20% — все это веские причины для падения доверия и незамедлительного вывода капитала, если такой еще остался.

История еще явно не закончилась. Ходят слухи о кадровых перестановках в Центробанке РФ и о том, что лично В. В. Путин отдал указание выработать меры по стабилизации положения, да и совещание под председательством Вайно также приняло определенные решения и рекомендации.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
19.10.2018

Роман Сумеркин
Источник: http://rusvesna.su/news/1539643135




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта