Олег Мирославов: Литва и Польша на грани молочной войны (19.03.2016)

На фоне ухудшения двусторонних отношений Литва готовит почву для начала молочной войны с Варшавой. О назревании проблем свидетельствует появившаяся на днях в литовских СМИ информация о том, что Государственная продовольственно-ветеринарная служба (ГПВС) находит всё больше несоответствий при проверке польских молочных продуктов. 
Как подчеркнули в литовской ветеринарной службе, исследование ввозимых молочных товаров показывает, что в польской продукции «масса нарушений по качеству и маркировке». В качестве примера специалисты приводят результаты экспертизы зернистого творога, в котором «содержится больше допустимого уровня энтеробактерий, что говорит о нарушении требований гигиены и технологического процесса при его изготовлении». Также отмечаются систематические случаи неверной маркировки товара, что «вводит в заблуждение покупателей и нарушает их права». Во многих случаях «указанный на упаковке состав йогуртовых напитков или творожного крема не соответствовал реальному наполнению». В результате такая продукция изымается соответствующими надзорными инстанциями из торгового оборота.

Литовские власти на фоне «проверок» качества развернули целую информационную кампанию против польской молочной продукции. Как заявил заместитель директора ГПВС Д. Ключинскас, «литовские продукты более качественные, поскольку на всех предприятиях действует жёсткая система самоконтроля». Как подчеркнул чиновник, всё это позволяет избегать таких казусов с польской продукцией, когда, к примеру, «одна сторона упаковки маркируется как “Банановый йогуртовый напиток”, а другая как “Йогуртовый напиток со вкусом банана”, то есть речь идёт не о бананах, а об ароматизаторах».

У назревающей польско-литовской молочной войны есть реальные экономические предпосылки. Литовские власти обеспокоены поступательным увеличением экспорта польской молочной продукции в Литву (в 2015 г. – на 7%). В планах Варшавы – дальнейшее наращивание объёмов экспорта, так как «в выигрыше окажутся потребители Литвы, у которых будет возможность более богатого выбора качественных товаров по приемлемым ценам». Как подчеркнула директор Молочной палаты Польши Агнешка Малишевска, реализации этих планов способствуют более низкие издержки (более дешёвая электроэнергия и рабочая сила по сравнению с другими западными странами) на переработку и современное производство. Всё это позволяет Польше, даже при закупках польскими производителями молочного сырья в Литве (в Польше, по данным Eurostat, на 20–30% дороже), выходить с конкурентной конечной молочной продукцией на литовские прилавки, где местные цены на тот же самый товар зачастую выше, чем у польского аналога.

Возникшая ситуация, при которой Варшава и Вильнюс оказались заложниками жёсткой конкуренции, стала закономерным следствием проводимой этими странами внешней политики по вводу продовольственных санкций против России.

До ввода Москвой ответного продуктового эмбарго на ряд европейских сельскохозяйственных продуктов, литовские молокопереработчики все излишки (производилось гораздо больше, чем потреблялось) реализовывали в основном на российский рынок. Сегодня литовские молочники вынуждены терпеть серьёзные убытки из-за вызванного перепроизводством падения цен на внутреннем рынке, а также пытаться выйти на новые, нетрадиционные и географически удалённые рынки сбыта (США, Китай, страны Ближнего Востока, Латинской Америки и т. д.).

Вместе с тем сами литовские власти признают парадоксальность ситуации, когда польские молочные продукты из импортного литовского сырья стоят в Литве дешевле, чем местные продукты. По мнению министра сельского хозяйства Литвы В. Балтрайтене, такому ценовому перекосу способствуютаппетиты литовских производителей: «Наши торговцы в какой-то мере являются патриотами Литвы и будут смотреть, какие наценки применять, чей средний показатель сегодня составляет около 50–60%».

Мнение министра, в свою очередь, разделяет и председатель Литовской сельскохозяйственной палаты А. Станчикас, полагающий, что с точки зрения качества польская продукция, по сути, не отличается от литовской: «Если речь идёт о сливочном масле 82% жирности, то литовское и польское отличаются только ценой, а потребитель выбирает более дешёвое».

Выходит, что Литва, прибегающая для защиты собственных национальных производителей к нерыночным заградительным мерам, где эффективным препятствием на пути польского экспорта выступает ГПВС, не готова к честной европейской конкуренции.

Поляки, в свою очередь, указывают литовцам на единую рыночную политику ЕС, где требования ко всем европейским производителям одинаковы: товары должны быть безопасными и качественными, – настаивая на полном соответствии своей молочной продукции и призывая Вильнюс к честной конкуренции.

То, что польский экспорт рано или поздно натолкнётся на жёсткое государственное противодействие, было ясно с самого начала ввиду затянувшегося внутреннего конфликта между литовскими властями и фермерами. В конце прошлого года на фоне обострения ситуации в молочной отрасли из-за рекордного падения закупочных цен фермеры были готовы организовать блокаду дорог для защиты собственных интересов от внешней конкуренции. Масла в огонь подлил и Брюссель, который на запрос Литвы об оказании финансовой помощи национальным фермерам предложил более активно осваивать различные европейские инструменты и программы по стимулированию малого и среднего бизнеса (кредиты на развитие, информационное сопровождение по выходу на внешние экспортные рынки и т. д.). В итоге Вильнюсу удалось получить в 2015 г. помощь в размере 12 млн евро (2% от общего пакета помощи сельскохозяйственному сектору ЕС – 500 млн евро) от необходимых 75 млн евро (всего предполагалось выделить на поддержку молочной отрасли 150 млн евро – половину за счёт бюджета). Это не спасло молочную отрасль от череды банкротств, что в свою очередь обострило социально-экономическую ситуацию в стране (10% активного населения Литвы занято в сельском хозяйстве).

Фермеры, в связи с бездействием властей (в бюджете на текущий год вообще не предусмотрена какая-либо финансовая помощь), были вынуждены пойти на крайние меры, пригрозив проведением в конце марта 2016 г. бессрочного пикета у стен Сейма.

Сегодня кризис в молочной отрасли активно эксплуатируется различными политическими силами накануне парламентских выборов в стране.

На днях глава литовских консерваторов, председатель парламентской оппозиционной партии «Союз Отечества – Христианские демократы Литвы» Г. Ландсбергис и бывший министр сельского хозяйства К. Старкявичюс провели переговоры с руководителями и делегатами представляющих фермеров организаций. Политики напрямую увязали усугубление текущего бедственного положения отрасли с политикой бездействия правительства социал-демократов, «игнорирующего на протяжении последних четырёх лет проблемы фермеров, особенно в молочном секторе». Парламентарии также поддержали планируемую фермерами акцию протеста, призвав министра сельского хозяйства социал-демократа В. Балтрайтене уйти в отставку.

Активизация политической борьбы за голоса избирателей, усиление давления представителей молочной отрасли на власть в предвыборный период вынудят её пойти на определённые уступки по ограничению внешней конкуренции. В ход пойдут апробированные методы. В ближайшее время стоит ждать новых «громких» разоблачений польской молочной продукции по линии ГПВС, что в свою очередь приведёт к очередному витку обострения польско-литовских отношений. 
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
19.03.2016

Олег Мирославов
Источник: http://www.rubaltic.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта