Андрей Власов: Ложный выбор Кипрской Православной Церкви: ни с Фанаром, ни с Москвой (Религиозная сфера деятельности) (06.11.2019)
Какую огромную ошибку допустил архиепископ Хризостом II, попавшись в ловушку патриарха Варфоломея.
3 ноября 2019 г. греческое издание «Ромфея» передало слова Предстоятеля Кипрской Православной Церкви архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II о том, что иерархи этой Поместной Церкви не согласны ни с Фанаром, ни с Москвой. В чем ложность и опасность такой позиции, и какую вопиющую ошибку допускают киприоты?
Мы озаглавили статью «Ложный выбор…», хотя Кипрская Церковь еще не сделала никакого выбора. Наоборот, она заявила, что не поддерживает ни Москву, ни Фанар, т.е. остается как бы над схваткой, позиционирует себя как нейтральную в данном вопросе, а значит, и сохраняет за собой право выступать посредником для урегулирования ситуации.3 ноября 2019 г. греческое издание «Ромфея» передало слова Предстоятеля Кипрской Православной Церкви архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II о том, что иерархи этой Поместной Церкви не согласны ни с Фанаром, ни с Москвой. В чем ложность и опасность такой позиции, и какую вопиющую ошибку допускают киприоты?
Но Архиепископ Хризостом, по-видимому, попался в ловушку, которую расставил всем Поместным Церквам патриарх Варфоломей. Как уже писал СПЖ, тот пытается навязать всем ложный выбор: Москва или Фанар, Константинополь или Русская Православная Церковь. Глава Константинопольской Церкви говорит всем: вы за «Вселенский» престол, существующий почти 2 000 лет и упоминаемый в решениях Вселенских Соборов, или за РПЦ, возникшую 1 000 лет назад и почти полтысячелетия существовавшую в качестве 66-й митрополии Константинопольского патриархата? Такая постановка вопроса уже подразумевает ответ.
Говоря, что не поддерживает ни Москву, ни Фанар, Предстоятель Кипрской Церкви показывает, что принял этот ложный выбор: или-или.
А на самом деле выбор совсем в другом: мы веруем во «едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» или Церковь с Фанаром во главе? И РПЦ здесь ни при чем. Просто в силу своей многочисленности и авторитета в православном мире, который она имеет в том числе и благодаря подвигу исповедничества многих тысяч архиереев, священников и мирян, пострадавших за веру в XX веке, РПЦ может громко возвысить свой голос против беззаконных притязаний Фанара на главенство.
Патриарх Варфоломей расставил ловушку для всех Поместных Церквей: он пытается всем навязать ложный выбор – Москва или Фанар.
РПЦ не заявляет, что она, а не Константинополь, должна пользоваться привилегиями первенства в Православии. РПЦ даже не настаивает, что только она имеет право решать «украинский вопрос». Наоборот, РПЦ всегда заявляла, что его, как и многие другие вопросы в Православии, необходимо решать соборно всеми Поместными Церквами.
Еще в 2008 г. Архиерейский Собор РПЦ принял определение «О единстве Церкви», в котором призвал Константинопольскую Церковь «впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздерживаться от шагов, могущих взорвать православное единство. Особенно это относится к попыткам пересмотра канонических пределов Поместных Православных Церквей».
После откровенно беззаконных решений Фанара по Украине от 11.10.2018 г., в которых он объявил УПЦ вместе с раскольническими УПЦ КП и УАПЦ своей собственностью, признал раскольников и объявил об автокефалии, Священный Синод РПЦ принял заявление от 15.10.2018 г.: «Призываем предстоятелей и Священные Синоды Поместных Православных Церквей к надлежащей оценке вышеупомянутых антиканонических деяний Константинопольского патриархата и совместному поиску путей выхода из тяжелейшего кризиса, раздирающего тело Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви».
После признания ПЦУ со стороны Элладской Церкви Священный Синод РПЦ 17.10.2019 г. принял заявление, в котором тоже упомянул о призывах к соборному решению «украинского вопроса»: «9 октября 2019 года – за несколько дней до упомянутого внеочередного Собора иерархии Элладской Церкви – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к блаженнейшему архиепископу Афинскому и всея Эллады Иерониму с братским посланием, содержавшим призыв воздержаться от односторонних действий и не принимать поспешных решений до тех пор, пока Дух Святой не соберет предстоятелей всех Святых Божиих Церквей и не умудрит их сообща от имени всей Святой Соборной и Апостольской Церкви найти решение, которое всех устроит и послужит преодолению нынешнего кризиса».
В этом же духе выдержаны и заявления УПЦ. Вот, например, цитата из постановления Собора епископов УПЦ от 13.10.2018 г.: «Собор епископов призывает Константинопольский патриархат к диалогу с Украинской Православной Церковью с братским участием всех Поместных Православных Церквей с целью соборного решения этой проблемы».
Да и практически все другие Поместные Церкви прямо или косвенно призывают к соборному решению «украинского вопроса».
Вот, например, заявление Предстоятеля Православной Церкви Чешских Земель и Словакии митрополита Ростислава от 12.10.2018 г.: «Так как Православная Церковь зиждется на принципе соборности, мы твердо убеждены, что любые конфликтные ситуации и спорные вопросы, угрожающие единству Православия, будут решены соборно, в строгом соответствии общепринятым церковным традициям и священным канонам».
А вот слова Патриарха Антиохийского Иоанна Х от 14.10.2018 г.: «Какая необходимость именно сейчас дискутировать по вопросам автономий или автокефалий, когда нам больше всего нужно полное и твердое единство всех православных христиан? Нет никаких сомнений, что Православная Церковь должна рассмотреть свои проблемы на общем Соборе, где были бы собраны предстоятели всех Поместных Церквей».
Подобные призывы регулярно звучат из уст иерархов Поместных Церквей или содержатся в постановлениях их Синодов.
Практически все другие Поместные Церкви прямо или косвенно призывают к соборному решению «украинского вопроса».
Ни Поместные Церкви, ни сама РПЦ не заявляют, что только Москва может решать вопросы по Украине. Лишь о том, что это может делать Собор всех Церквей.
Поэтому, выбор нужно осуществлять не между Москвой и Фанаром, а между Фанаром и Собором всей Церкви.
Заявление Элладской Церкви о признании ПЦУ не оставляет никаких сомнений в том, что греки отвергли Собор и признали главенство Константинополя. Пусть пока не во всем, но по «украинскому вопросу» – точно. Вот цитата: «нет никаких препятствий к признанию автокефальной Церкви Украины и полному принятию и поддержке Вселенского патриархата со стороны Элладской Церкви. <…> Архиерейский Собор решил ратифицировать решение прошедшего Священного Синода и предложение блаженнейшего архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима, а именно: признать каноническое право Вселенской патриархии даровать автокефалию».
Никакого даже намека на возможность решения «украинского вопроса» соборно – только Константинополь.
Кстати, элладские иерархи, которые протестуют против признания ПЦУ, также призывают решить вопрос соборно и даже рассылают по Помесным Церквам официальные письма с призывом собрать такой Собор.
А о том, что Фанар позиционирует себя именно как главу православного мира уже говорили много раз и патриарх Варфоломей, и фанарские иерархи, и богословы.
Из раннего: «Если мы будем говорить об источнике первенства, то таким источником является сама личность архиепископа Константинополя, который как епископ является первым "среди равных", но как архиепископ Константинополя и, соответственно, Вселенский патриарх есть первый без равных (primus sine paribus)», – митрополит Элпидофор (Ламбриниадис).
Из последнего: «Согласно этой административной структуре, Вселенский патриархат занимал первое место и поэтому имел много привилегий и прав. <…> Те, кто выступает против Фанара, – невежественные люди», – патриарх Варфоломей.
Опасность позиции Предстоятеля Кипрской Церкви в том, что он, по-видимому, принимает навязанную Фанаром дилемму и соглашается, что в данной ситуации выбор, который должны сделать Поместные Церкви, – это выбор между Фанаром и Москвой.
«Те, кто выступает против Фанара, – невежественные люди», – патриарх Варфоломей.
Да, Архиепископ Хризостом II говорит, что не хочет делать такой выбор, но он принимает саму концепцию: Фанар или Москва. И вполне возможно, что сотрудники Госдепартамента США, которые проводят огромную, скажем так, дипломатическую работу с Поместными Церквами по поводу признания ПЦУ, в конце концов заставят киприотов сделать выбор.
Хотя дилемма совсем в другом: Фанар или соборность. А приняв ложную дилемму, Кипрская Церковь рискует принять неправильное решение.
Помните, какой ложный выбор предлагали Христу? «И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лицо, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?» (Лк. 20, 20-22).
Теперь несколько слов о вопиющей ошибке Предстоятеля Кипрской Церкви.
Он, как, впрочем, и Архиерейский Собор Элладской Церкви, признавший ПЦУ, ни слова не говорит об УПЦ. Из заявления Архиепископа Хризостома II можно понять ситуацию так, что Москва и Константинополь борются за первенство, и этот конфликт нужно как-то урегулировать. Но почему он не говорит об УПЦ? Хотя по логике вещей, в любом заявлении по ситуации в Украине ее нужно упоминать: это единственная каноническая Церковь в Украине, которую всегда признавали все Поместные Церкви.
Константинопольский патриархат сейчас делает вид, что ее не существует вовсе. Недавно такая же слепота поразила и Элладскую Церковь. Не замечать более чем 12 000 общин (для сравнения, в Кипрской Церкви их 500), 100 архиереев, 260 монастырей (в Кипрской – 40), почти 5 000 монахов?
По логике вещей, в любом заявлении по ситуации в Украине нужно упоминать УПЦ: это единственная каноническая Церковь в Украине, которую всегда признавали все Поместные Церкви.
Почему Архиепископ Хризостом II говорит о выборе между Фанаром и Москвой? Почему он не говорит о выборе между ПЦУ и УПЦ? Между раскольниками, которые с помощью спортивных молодых людей из националистических организаций захватывают православные храмы, срезают замки, избивают прихожан, изгоняют священников из их жилищ и творят прочие беззакония, и православными, которые не отвечают злом за зло, уходят молиться в различные неприспособленные помещения, а то и просто под навесы, прощают своих обидчиков и молятся за них.
Почему не говорит о выборе между Епифанием Думенко, который открыто заявляет о будущем единении с греко-католиками, и Блаженнейшим Онуфрием, который призывает хранить заповеданную святыми отцами чистоту Православия, не страшась никаких угроз?
Именно Украинская Православная Церковь сейчас находится на переднем краю борьбы за Православие. За то, чтобы не допустить появления в Церкви нового папы в лице Константинопольского патриарха. За то, чтобы сделать невозможной унию с латинянами в Украине, о которой говорят и фанариоты, и представители греко-католиков. Именно Украинская Православная Церковь сейчас несет на себе все тяготы этой борьбы. И выносить ее за скобки, не упоминать о ней в контексте нынешней ситуации в Православии – огромная ошибка
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Андрей Власов