Надежда Алексеева: Масло за счет пушек (14.06.2016)

Военно-политическая гегемония позволяет США привлекать колоссальные средства со всего мира на почти безвозмездной основе

По последним данным Федеральной резервной службы США, объем общего долга американской экономики достиг 64,1 трлн долларов, увеличившись по итогам первого квартала 2016 года на 645 млрд долларов. Данные включают как государственный долг (превысивший в последние месяцы отметку в 19 трлн долларов), так и задолженность корпоративного сектора и физлиц. При этом за аналогичный период ВВП США вырос на 65 млрд долларов, достигнув 18,23 млрд.
Таким образом, суммарная задолженность американской экономики превысила ее ВВП приблизительно в три раза. Такой объем госдолга по отношению к национальному ВВП мог бы подкосить любую страну третьего мира, однако Штаты продолжают оставаться в числе мировых экономических лидеров.
Навязав большинству стран свои государственные облигации, Вашингтон держит их в заложниках: крах американской экономики, ее реальный дефолт больно ударит и по кредиторам. Таким образом, США вынуждают другие страны продолжать поддержку американской экономики и ее кредитоспособность. Осенью 2015 года Барак Обама признался в том, что средства от размещения новых партий казначейских облигаций будут потрачены на выплаты по ранее проданным долговым обязательствам.
Доверительная дань
Впрочем, вероятность дефолта США оценивается экспертами как ничтожно низкая: кто решится потребовать возвращения долгов у страны с 607-миллиардным военным бюджетом и колоссальным политическим влиянием на международной арене, широкой сетью агентов влияния на территории потенциальных противников?
После одностороннего выхода США из Бреттон-Вудских соглашений в 1971 году доллар перестал обеспечиваться золотом. Этому решению Ричарда Никсона предшествовал скандал 1965 года, когда глава Франции Шарль де Голль потребовал от американцев выдать в золоте эквивалент 1,5 млрд долларов, накопленных Францией. После того как Париж пригрозил США выходом из НАТО и эвакуацией с территории Франции 29 натовских и американских баз, Белый дом был вынужден выкупить у французского правительства 3 млрд долларов в обмен на золото.
Американцы хорошо запомнили этот урок и вскоре отменили золотой стандарт, привязав собственную валюту к эфемерным понятиям политического «доверия» и инвестиционной «надежности». В этом свете непомерная агрессия США на внешнеполитической арене выглядит вполне логичной мерой по поддержанию собственного авторитета, который затем успешно конвертируется в финансовые вливания.
Заметно, что в мировом рейтинге стран по объему внешнего долга лидируют наиболее преуспевающие государства — США, Евросоюз, Япония и т.д. Россия в данном списке занимает средние позиции — 24-е место. Ниже располагаются государства, которые принято относить к «развивающимся» — страны Африки, некоторые азиатские государства, до которых пока не докатился региональный экономический бум, страны Латинской Америки. К примеру, Аргентина, поставленная в прошлом году на грань государственного дефолта, имеет внешний долг в объеме всего лишь 23% от объема национального ВВП.
Парадокс: чем беднее страна, тем меньше у нее долгов. А чем богаче — тем больше, но при этом ниже угроза дефолта. Эта закономерность наталкивает на мысль о том, что отчасти процветание мировых экономических лидеров имеет политические корни. Аккумулируя средства чужих государств, страны из проамериканского «клуба» могут развиваться более интенсивно, отчасти именно вливаниями со стороны (в том числе и российскими) обусловлен экономический рост США и ведущих европейских стран. Разумеется, они тщательно следят за тем, чтобы данное положение сохранялось: недаром после размещения Россией своих евробондов на сумму в 1,75 млрд долларов Госдеп США недвусмысленно предупредил американский бизнес о «недопустимости» приобретения этих ценных бумаг.
Отчасти можно понять логику российских властей, последовательно добивавшихся сокращения российского госдолга на протяжении последних 15 лет: если американцы могут себе позволить иметь объем внешних заимствований, перекрывающий национальный ВВП, то для России наращивание внешнего долга грозит неприятными политическими издержками — перед глазами уже есть пример Аргентины. К сожалению, в настоящее время мировая система устроена по принципу «что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку», где Юпитер — Вашингтон и его союзники.
Но именно Россия должна перевернуть эту систему, избавив мир от политико-экономической гегемонии американцев, и для этого у нас есть все возможности. Дипломатические и военные победы, рост роли России на мировой политической арене должны сопровождаться сокращением вложений в казначейские облигации США, вплоть до полного отказа от данных финансовых «инструментов».
Увы, после короткого периода снижения объемов вложений в американские гособлигации в 2014 году уже с мая прошлого года Россия снова начала наращивать покупку долговых бумаг США, доведя суммарный объем вложений в американскую экономику до 96 млрд долларов.
Свержение мирового Кощея
Так как экономическое превосходство Вашингтона находится в прямой зависимости от его на международной арене, основным фактором для снижения «инвестиционной привлекательности» американских ценных бумаг может стать урезание политической гегемонии Вашингтона в мире.
Следует отметить, что вместе с ростом геополитических амбиций ряда держав (Германии, Турции, Саудовской Аравии, Франции, России, Китая и т.д.) тщательно выстроенная Вашингтоном система может быть разрушена. По сути, ее создание было возможно лишь в условиях двуполярного мира, когда американцы получили возможность распространить свое доминирование на половину планеты. Увы, после поражения СССР в холодной войне и распада Союза данная схема выкачивания ресурсов в пользу США была распространена и на Россию. На определенный период мир стал однополярным. Однако в последние годы наметилась явная тенденция к рождению многополярной системы международных взаимоотношений: хотя страны продолжают платить «дань» американцам, недовольство американской политикой растет, и не только в России.
Например, недавно власти Саудовской Аравии пригрозили Вашингтону распродажей американских ценных бумаг на сумму в 750 млрд долларов. Эти угрозы прозвучали на фоне политического обострения между прежними союзниками, спровоцированного инициативой американских конгрессменов по заморозке счетов и активов Эр-Рияда в США из-за саудовского «следа» в деле о терактах 11 сентября. Перепалка Вашингтона и Эр-Рияда не закончилась выводом саудовских миллиардов из американских долговых облигаций. Это объяснимо — политический вес королевства все же слишком мал, чтобы противостоять американцам.
США всеми силами стремятся сохранить свое военно-политическое превосходство в мире, понимая, что именно оно является залогом финансового благополучия страны. Россия — основной геополитический соперник США. Что заставляет нас при этом продолжать скупку американских долговых облигаций вместо того, чтобы возглавить движение по пересмотру сложившейся системы, — большой вопрос, который следует адресовать российскому кабмину.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
14.06.2016

Надежда Алексеева
Источник: rusplt.ru




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта