Михаил Сарафанов: Меченый Горби (04.03.2016)
Михаил Сергеевич Горбачев стал генеральным секретарем ЦК КПСС фактически случайно. Да, его лоббировали, у него были высокие покровители, но даже они не могли представить, что этот молодой человек — по меркам Политбюро — станет главной политической фигурой страны в конце XX века. И уж тем более, они не могли вообразить, что сей простодушный и косноязычный Михаил Сергеевич явится злым гением СССР — его могильщиком. Но хотя бы в смысле возраста не прогадали. Горбачев ныне здравствует и отмечает 2 марта свой 85-летний юбилей.
Из прозвищ, которым его наградил народ, больше всего запомнилось «Мишка-Меченый» — из-за родимого пятна на лысине. Злая, но точная погремушка, выдающая не только вульгарный мистицизм позднесоветского человека, но и выражающая на уровне ощущений угрозу, которую почувствовал народ с приходом этого «господина» к власти. Угроза была действительно неясна. Сейчас Горбачева даже не за что судить. И не только потому, что мы чего-то не знаем, а потому что его соучастниками было большинство населения Советского Союза!Только сейчас, по прошествии тридцати лет, можно обозреть его нелепую биографию, и с удивлением понять, что она с точностью стратегической ракеты была направлена на смерть страны. Потом за это он получит Нобелевскую премию, а от американцев медаль «За победу в «Холодной войне». Он от нее не откажется, а примет с благодарностью — проклятый на родине, одинокий демон-разрушитель.
***
После череды смертей «кремлевских старцев», имидж СССР, как внутри страны, так и за рубежом сильно пошатнулся. Все это вызвало к жизни неуместные шуточки и анекдоты. Но главная проблема была в том, что «новая метла», которая приходила на смену очередному партийному покойнику, через год уже сменялась еще более новой. Такая турбулентность никого не устраивала, хотя она и была заложена в самой сути пожизненного управления страной очередным «дорогим товарищем». СССР нужна была стабильность, которую взять было неоткуда. Шла Афганская война, страна испытывала нехватку валюты из-за очередного мирового финансового кризиса, ощущалось сильнейшее отставание в передовых областях промышленности; кроме того «холодная война» была в самом разгаре, ядерную угрозу никто не отменял. И все же, запас прочности у страны был огромен. Союз выдержал и смерть Брежнева, и «новую метлу» Андропова — когда «тунеядцев» вылавливали в рабочее время по кинотеатрам и очередям, — и даже перманентную анемию Черненко. Политика последнего даже не являлась «метлой», по причине слишком затрудненной коммуникации с новым Генеральным секретарем, хотя, говорят, человек он был неплохой. Вот поэтому Горбачев пришелся ко двору, хотя в других условиях шансов занять высочайший пост у него не было. После двух с лишним годов кризиса власти, Горбачеву была вручена величайшая страна в мире — и по размерам, и по потенциалу; с великой армией и флотом, с прекрасными перспективами, несмотря ни на что. Даже в высоких технологиях — самом тонком месте промышленности Союза — имелись очевидные успехи: например, мы сделали аналоги компьютеров IBM PC и даже Apple! Конечно, эти машины имели все признаки «нашего гештальта», но все-таки это были первые шаги, и мы не так уж и отставали от Запада — всего на 2—3 года.
***
Но ужас Советского Союза был в том, что ничего, что составляло успех нашей промышленности, люди не видели. Все шло военным. К тому же Рейган со своими «Звездными войнами» (доктрина СОИ, презентованная в марте 1983 года), заставил СССР удвоить оборонные усилия и тратить на это огромные деньги, что точно не шло на пользу ни «легкой промышленности» для народа, ни бюджету страны.
США уже не впервые брали нас «на понт». Я читал, как военрук одной из школ еще в 70-х с понурым видом рассказывал школьникам про американский сверхзвуковой бомбардировщик, носитель ядерного оружия, XB-70 Valkyrie. Говорил он, что против лома нет приема, и надежды отразить такой удар, тоже нет. Как его только не посадили! Но умолчал он, или, скорее, не знал о том, что проект «Валькирия» закрыт еще в 1969 году после катастрофы опытного самолета! Прибавьте сюда «Лунную программу» США, в которую я не верю и считаю еще одним очень хитро спланированным «понтом». К тому же в Союзе в первой половине 80-х появились «видики», и по ним люди почему-то не смотрели бодрые отчеты о строительстве БАМа, а смотрели они «Греческую смоковницу» и американские боевики, которые вбивали в девственные советские мозги мысль о превосходстве Америки.
Мифы о США принимались на веру немедленно и проглатывались с готовностью, в то время как наши успехи замалчивались или были государственными секретами. И это при том, что мы уже сделали Ту-144 — сверхзвуковой пассажирский самолет, и МиГ-25/31 — высотный перехватчик, равному которому нет в мире и сейчас. Но уже при Андропове в магазинах было шаром покати, да и водка — отдушина советского человека — подорожала.Людей мучил когнитивный диссонанс: несоответствие представления о жизни — самой жизни. Им твердили, что наша система самая лучшая, но они фактически этого не видели. Все это закончилось в 80-х полнейшим неверием в советский строй, цинизмом, высмеиванием лозунгов, и жутким материализмом людей, которые были озабочены только тем, где что «дают». И поделом! Андропов это понимал, пытался поправить положение, но действовал «как умел». Он все равно ничего не мог «дать», а «дать» было необходимо! Вместо этого он стал закручивать гайки. В 1983 году была запрещена группа Pink Floyd, ходившая раньше в «прогрессивных британских ВИА», за слова из песни с последнего альбома Final Cut: «Brezhnev took Afghanistan // Begin took Beirut» (Брежнев взял Афганистан // Бегин взял Бейрут). По подъездам ходили оперативники, которые, прознав, что в квартире есть «видик», выключали общий рубильник, чтобы невозможно было извлечь кассету, и врывались в дом. И не приведи Господи, если в аппарате застряла та же «Греческая смоковница» или «Калигула» — фильмы, конечно, эротические, но с точки зрения нашего дня, когда в интернете царит жесткое порно, совершенно безобидные.
***
Но все равно ничего нельзя было сделать. Народ, разуверившись в политике партии, обособился, и просто пытался обустроить свою жизнь, скрашивая ее маленькими радостями. Кто-то говорил, что интеллигенция тогда «ушла во внутреннюю иммиграцию». Красиво звучит. Но фиг там! В эту самую внутреннюю иммиграцию ушло большинство граждан. И если не было «видика», то копались до потери сознания на своей «фазенде» — лишь бы не слышать ложь, которая лилась из всех средств массовой информации.
Огромный хищный зверь — Советский Союз — был в глубоком кризисе, сохраняя все черты могущественного государства. Его подтачивали изнутри нерешенные, и, казалось бы, мелкие проблемы, которые потом, стали решающими в его гибели. Так мыши грызут ноги слонам, от чего они теряют возможность ходить; так микроскопические клещи заражают смертельными болезнями высших животных; так огромный океанский лайнер СССР разбился о быт.СССР нуждался в перестройке. Только, боюсь не в такой перестройке, которую устроил нам Горбачев. Ему досталась страна с неудовлетворенным материально населением (которое уже не могло «развидеть» западный образ жизни и хотело того же), и с полностью расшатанной идеологией, которая не соответствовала действительности. И первые годы перестройки, пожалуй, хотя бы чуть-чуть смогли нивелировать влияние этих двух отрицательных факторов. Я помню «золотые годы Горбачева» — 1985—87, когда страна пыталась выглядеть иначе, по крайней мере, в столице. Пока не кончились нефтедоллары…
Рейган еще во 1985 году приказал Саудовской Аравии увеличить добычу нефти, что привело к падению цен на этот энергоноситель. Ничего не напоминает? Это дало американскому президенту возможность разговаривать с советским лидером с позиции силы. Мягкой силы. Рейган был недалеким человеком, но с твердыми убеждениями, в то время как Горбачев был продуктом своего времени.
Горбачев был дик, глуп, неопытен, не искушен, не изощрен и не уверен в себе. Он даже не мог осознать какие козыри у него на руках: огромная страна, которую еще можно было спасти, ядерная дубина, Восточная Европа, большое количество сателлитов СССР по всему миру. Он не знал, как этим распорядиться. Не осознавал, что за всем этим стоят живые люди. Рейган его раскусил в первую же секунду!Загипнотизировал. Он ведь некогда был неплохим голливудским актером. Он тут же понял, что нужно этому дремучему человеку, а сам Горбачев не мог ему предложить ничего. Но уже очень хотел! Ведь Рейган говорил правильные слова о разрядке (он искренне ненавидел ядерное оружие), а Горбачев на этом фоне выглядел как зарывшийся в донный ил морской обитатель ощетинившийся иглами — ядерными ракетами. Горбачев стремился выглядеть столь же респектабельно и разумно, к тому же все в СССР было направлено на эту рефлексию — чтобы не хуже как у них. Он стеснялся роли Андрея Андреевича Громыко, который умел говорить Западу «нет», за что и получил прозвище «Мистер Нет». Горбачев был «Мистер Да», поэтому Громыко «ушли» еще в 1985-м. Через три года он умер, не дожив до падения Берлинской стены… Именно это событие — разрушение Берлинской стены — знаменует веху, когда уступки Горбачева Западу, превращаются в государственную измену. До своего свержения в 1991 году, Горбачев фактически был изменником Родины на главном государственном посту. Разумеется, судить его было не за что. И сейчас к нему не придерешься. Но я допускаю, что между ним и администрацией США были и такие договоренности, за которые в СССР расстреливали.
Раиса Максимовна Горбачева, разумеется, тоже сыграла свою роль в развале СССР. Слова из кинофильма «Брат-2» про то, что Горби продал страну, чтобы «тусоваться красиво» — справедливы. Я уже где-то писал, что Раиса Горбачева была самой счастливой женщиной на свете за всю историю человечества, потому что к ее ногам, обутым в золотые туфельки с бантиками, которые так возмущали советских домохозяек, была брошена в буквальном смысле половина мира! Такое не снилось даже Клеопатре.
Горбачев явился для СССР огромнейшей дырой ниже ватерлинии. Его увлеченность «международными контактами» и полное нежелание заниматься страной (ей «занимались» всевозможные «прорабы перестройки» и комсомольские лидеры-подонки, которые потом стали олигархами), привели к развалу СССР и разрухе 90-х годов.Михаил Сергеевич всерьез думал, что договорись он с Рейганом — и все в ажуре. Все само собой придет в норму. Но Союз, к сожалению, был устроен так, что отпускать вожжи, как это сделал Горбачев, было нельзя! Люди моментально распустились, страна пошла во все тяжкие… Именно на его совести Карабахский конфликт со множеством жертв. У него не хватило мудрости осознать, что свобода это не только благо, но и яд — если ей залить все вокруг. Особенно это было опасно в многонациональном государстве, коим являлся СССР. До этого о том, кто какой национальности, говорили шепотом на кухне, несмотря на то, что строка «национальность» была в советском паспорте. Фактически в Союзе существовала некая форма современной американской политкорректности — только более человечная. Горбачев, начисто лишенный дара государственного предвидения — неотъемлемой черты любого политика, пустил национальный вопрос на самотек. Из-за этого мы получили Карабах, Вильнюс… И в конце концов развал СССР. После того, что сделал Горбачев, Ельцину уже ничего не оставалась, как сакраментальное «берите суверенитета сколько хотите». Ничего спасти уже было нельзя.
***
А последним гвоздем в гроб Советского Союза был «новый НЭП» — кооперативы, коммерческие цены, и, как следствие, страшное социальное расслоение общества уже к концу 80-х. Добила старую систему ельцинская приватизация, когда воровали уже заводами, аэропортами и нефтепромыслами.
Международное предательство интересов государства, неправильная национальная политика и преждевременная фактическая отдача в частные руки государственных мощностей — вот три казни египетские, которые вызвал к жизни Горбачев, и они быстро доели остатки суверенитета СССР.Прибавьте к этому идейную недееспособность — неумение предложить новую идеологию обществу; и начало развала того, что составляло гордость страны — военно-промышленного комплекса. И вот, страна уже беззащитна! Я тогда был подростком, но все равно не понимал, на кой на военных заводах выпускать швейные машинки? Тогдашняя «конверсия» уничтожила самые передовые отрасли промышленности Союза.
Горбачев ныне, это живое свидетельство того, как не надо управлять государством — для нынешних и грядущих правителей России. Он наглядно доказал, что даже хорошо отлаженный державный механизм может разрушить один единственный человек.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Михаил Сарафанов
Источник: http://kolokolrussia.ru