Андрей Иванов: Миллиарды для ТВ: Пусть говорят и пусть (26.09.2019)
Государственная пропаганда становится всё менее эффективной, поэтому власти готовы выделять на нее еще больше денег. Только получится ли вбить в головы зрителям то, что всё больше вызывает отторжение?
Минфин предложил в следующем году увеличить государственные субсидии Первому каналу и ВГТРК. Первый канал может получить 6,5 млрд. рублей, а ВГТРК — 24,2 млрд. Часть средств пойдет на улучшение технологий распространения сигнала, а часть — на производство контента.Понятно, что госканалы должны иметь бюджетное финансирование. Вопрос в том, каким будет контент? Налогоплательщики вполне логично имеют право требовать от государственных СМИ хороших телепередач. Сегодня же значительную долю эфира занимают либо политические ток-шоу, либо так называемые развлекательные. Соловьев, Киселев и прочие делают политические, а Малахов и иже с ним — развлекательные. И те, и другие похожи на какой-то бесконечный сериал без начала и конца, с одними и теми же действующими лицами и монологами. Просто в политических ток-шоу зрители видят, как из студии выгоняют очередного «эксперта» из Украины, а в развлекательных интрига создается за счет тестов ДНК на отцовство.
Все бы ничего, только вот гостелеканалы глубоко убыточны. Всё меньшее количество компаний готовы размещать рекламу своих товаров и услуг, так как телевизионная аудитория постоянно снижается.
Однако вместо того, чтобы создавать какой-нибудь новый, более интересный контент, гостелеканалы пытаются привлечь внимание к своим передачам еще большей скандальностью и пошлостью.
Не лучше обстоит дело и на лояльных власти площадках в интернете. Стало известно, что в следующем году сетевое издание Life впервые получит деньги от государства. На производство «социально-значимого контента» должно поступить 32 млн. рублей. Откровенная желтизна этой площадки вкупе с приевшимися штампами политической пропаганды, по всей видимости, перестали приносить прежнюю прибыль. Но вместо того, чтобы как-то изменить нынешний стиль работы, там решили попросить деньжат у государства. То есть залезть в карман к налогоплательщикам.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв полагает, что увеличение трат на пропаганду вполне закономерно в современных реалиях:
— У телеканалов так или иначе есть устойчивая аудитория. Сейчас стоит задача не 100-процентный охват обеспечить, а сохранить лояльность имеющейся аудитории. Власти нужны инструменты информирования и пропаганды, причем больше именно пропаганды. И эта работа будет усиливаться. Идет борьба за «мозги», а она дешево не обходится. Особенно в условиях снижения уровня социального самочувствия.
Чем больше в обществе будет критических настроений, тем больше средств будет тратиться на пропаганду.
Если говорить про интернет, то там тоже ведется работа. Просто работа эта так не видна. Никто же не публикует госзаказ на заполнение Facebook какими-то комментариями, которые должны дезавуировать посты критиков власти. С телевидением всё намного проще и очевиднее.
«СП»: — В каком направлении будет развиваться контент?
— Я настроен пессимистично. Казалось бы, наблюдается усталость от нынешних форматов. Но если мы возьмем социологические исследования, то самым популярным телеведущим будет господин Соловьев. С моей точки зрения, это представитель самого большого «трэша». Но есть аудитория, которой такой контент нравится.
Вообще, вести умную пропаганду значительно сложнее, чем делать постановочные ток-шоу с нанятыми участниками, выдающими себя за иностранных политологов. И я сомневаюсь, что в информационной политике что-то поменяется.
Хотя стоило бы подумать, что у определенной части аудитории все эти телешоу вызывают обратный эффект, то есть — неприятие. Да и сколько можно? Посмотрите топ-5 новостей в Яндексе, — Скабеева высмеяла Зеленского, Зеленский поел, Зеленский присел, Зеленский с кем-то встретился. Идет бесконечное обсасывание украинской повестки и выискивание козней Америки. На мой взгляд, это кризис жанра. Но есть люди, которым так не кажется.
«СП»: — Почему нельзя придумать что-то новое?
— Возможно, не хватает креативности. Другая версия — просто не считают нужным. Не берусь судить, какая версия ближе к истине. Но лояльность отдельных персонажей, которые уже делают свою работу, стоит дорого, наши телеведущие очень высокооплачиваемые граждане.
С другой стороны, большинство развлекательных программ у нас заимствовано. Просто ничего не могут придумать умного и глубокого. Но повторюсь, кто-то считает, что публика у нас отсталая, и нет никакого смысла работать на «продвинутую» аудиторию. Или думают, что для нее вполне достаточно радио «Эхо Москвы».
Координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов считает, что нынешняя госпропаганда сама в немалой степени может спровоцировать социальный взрыв:
— Власть выстроила сама себе параллельную реальность, тут можно вспомнить сказку о голом короле. Наверх поступают отчеты, информационные сводки, а в стране совсем другая ситуация. Наверное, в отчетах, которые ложатся на столы руководителям государства, присутствуют и свободные выборы, и рост благосостояния граждан. В этой параллельной реальности пытаются использовать соответствующие механизмы. На выборах формально удается протаскивать своих кандидатов, значит, можно продолжать работать прежними методами.
Другое дело, что всё находится уже на грани, общество на грани социального взрыва. А любые проблемы списываются на вмешательство Госдепа и иностранных спецслужб.
И не будем забывать, что госфинансирование телеканалов — хорошая возможность освоить бюджеты. Наши телеведущие очень богатые люди, и они не прочь получить дополнительные деньги за свою работу.
Только вот эта нарисованная реальность может очень быстро схлопнуться. Тогда уже никакие ток-шоу про Украину и Трампа не спасут. Понимают ли это чиновники? Не исключено, что они сами верят собственным фантазиям.
«СП»: — Может, расчет делается на то, чтобы посеять в людях апатию? Тогда никакого социального взрыва не будет.
— Людей действительно приучают к одностороннему черно-белому восприятию мира. Это отучает самостоятельно думать, анализировать, предлагают каждый день одну и ту же жвачку бесконечных шоу.
Но историческим процессом движет активное меньшинство. Сейчас это несколько миллионов человек в России. Количество таких людей увеличивается, причем они — самых разных взглядов. Мы увидели это на примере выборов в Мосгордуму.
У значительной части общества возникает отторжение к госпропаганде. Люди сами образуют сообщества, не смотрят телевизор, интересуются политикой, критически настроены к власти. И пока власть не начнет с такими людьми общаться, делая ставку лишь на телешоу, напряженность будет нарастать.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Андрей Иванов