Мария Левченко: Молдова не стала отказываться от российских новостей (03.08.2016)

Поправки в Кодекс о телевидении и радио не были внесены в повестку дня последнего заседания весенне-летней сессии парламента Молдовы. Ранее часть из них, предусматривающая запрет на ретрансляцию информационных и аналитических программ из России, вызвала широкий резонанс в молдавском обществе.
Отказаться от ретрансляции теленовостей стран, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, а значит информационно-аналитического контента из России, депутаты правящей коалиции решили еще 7 июля, проголосовав за соответствующие поправки в Кодекс о телевидении и радио в первом чтении. Они также предусматривают обязательное соблюдение доли отечественного контента. Вещатели должны производить восемь часов телевизионного продукта, транслируя его с 6 до 24 часов. Из них четыре часа должны транслироваться в прайм-тайм (с 18:00 до 24:00 часов) на румынском языке. Кроме этого, поправки предусматривают меры для борьбы с пиратством.
Критике, прежде всего, подверглось намерение властей бороться с «пропагандой». «Поправки скандальные и недемократичные. Любой запрет ведет к узурпации власти», — заявила на круглом столе член Ассоциации русскоязычных журналистов Молдовы Ирина Астахова.
Ирина Астахова: «Их скандальность и недемократичность очевидна, именно поэтому такое возмущение проект и вызвал в обществе. Отмечу, что категорически против выступают не только защитники русскоязычных, что понятно, но и проевропейские организации, за которыми нередко стоят в том числе русофобы, и это свидетельствует только об одном — проекты с душком, на интуитивном уровне, для всего общества, вне зависимости от национальности и языка общения».
Против принятия поправок высказались ОБСЕ, Совет Европы, делегация ЕС в Молдове, а также профильные молдавские и зарубежные НПО.
Участники молдавского медиарынка считают, что поправки защищают прежде всего интересы олигарха Влада Плахотнюка, которому принадлежит крупнейший медиахолдинг General Media Grup в составе четырех телеканалов, а также крупнейшая компания по продаже медийной рекламы Casa Media.
Дебаты о российской пропаганде прикрывают частные интересы, считает Астахова.
Ирина Астахова: «Это выгодно лишь известному в Молдове медиахолдингу, у которого есть возможность производить программы и прокручивать их не один раз, а сразу несколько на всех каналах. Рекламы у этого холдинга не уменьшится, а возможностей станет больше. По сути, речь идет о зачистке медийного пространства республики под интересы этого медиахолдинга, то есть авторы проекта пытаются создать законодательные условия для монополизации теле- и радиорынка Молдовы, и нет гарантии, что после зачистки этого пространства ситуация не вернется на исходную позицию».
Политический аналитик Виталий Андриевский, напротив, поддержал проект поправок.
Виталий Андриевский: «В чем суть обвинения авторов законопроекта? Это введение цензуры, это удар по свободе слова, это ограничение прав и свобод национальных меньшинств, это атака на русский язык, это разрушение телекомпаний. Давайте пройдемся по этому списку. В Молдове 7–9 оппозиционных телеканалов. Кто вводит цензуру против этих каналов? Я иногда хожу на эти каналы — постоянная критика власти. Никто не ограничивает работу этих телеканалов. Более того, возьмем работу оппозиционного канала NTV Moldova, у этого канала, если будет снят российский контент, остается еще больше времени на критику власти.
Теперь об ограничении прав и свобод национальных меньшинств и атаке на русский язык. Российский контент меняется на молдавский контент, который тоже может быть на русском языке. Вас что, господа, волнует, что меньше будут показывать Киселева и других? Да вы волнуйтесь, что больше будут показывать наших журналистов, в том числе тех журналистов, которые ведут передачи на русском языке. Вы волнуетесь, что вы увидите меньше Жириновского, Зюганова и Миронова? Да вместо этого вы увидите Усатого, Додона и Воронина».
С иным дискурсом выступил генеральный директор частного телеканала RealitateaTV Дмитрий Цыра. Он считает, что акценты изначально расставлены неправильно, подчеркнув, что на сегодняшний день ни одна страна СНГ не использует зарубежный контент для заполнения местного эфира. При этом Цыра подчеркивает, что для лояльной конкуренции необходимо транслировать все зарубежные каналы в оригинале, а до тех пор обязать рекламодателей размещать рекламу в часы трансляции отечественного контента.
Дмитрий Цыра: «Мне кажется, что все гораздо проще. За 25 лет независимости у нас семь или восемь каналов, которые ретранслируют часть контента, и не важно, это российский, румынский или любой другой контент. На протяжении 25 лет в медиапространстве Республика Молдова живет по чужой повестке, по повестке иностранных государств. На протяжении этих 25 лет принимались половинчатые решения. В Молдове нет телеиндустрии. С таким подходом ее и не будет. Зарубежное телевидение должно показываться в оригинале. Я сотрудничал с CNN. Несмотря на наши теплые отношения, CNN никогда не позволит мне показывать выпуск новостей на их контенте. Так называемая война с пропагандой на самом деле сводится к простым вещам. Телевидение, которое ретранслирует иностранный контент, в состоянии нести ответственность за его содержание? Нет, потому что не оно его производит».
Ожидалось, что поправки будут утверждены в окончательном чтении в пятницу, 29 июля, на закрытии весенне-летней сессии парламента. Однако в повестку дня они внесены не были.
«В парламентском большинстве не был найден консенсус по этому вопросу, поэтому не стали принимать поправки сейчас», — заявил в комментарии RFI секретарь парламентской комиссии по культуре, образованию и СМИ Корнелий Михалаке.
Он также отметил, что новый Кодекс о телевидении и радио планируется принять осенью. «Кодекс отправили на экспертизу Венецианской комиссии», — заявил Михалаке.
На вопрос, сохранился ли в его редакции запрет ретрансляции новостей и аналитических программ из России, Михалаке ответил утвердительно.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Мария Левченко
Источник: http://ru.rfi.fr/