Дмитрий Славский: Московский «майдан» ― прививка от хаоса (Россия: политика) (14.08.2019)
Эпидемиологи различают вспышки инфекционных заболеваний, эпидемии и пандемии, т. е. эпидемии катастрофических масштабов и последствий. Естественно, любая вспышка может «дорасти» до эпидемии и даже пандемии, особенно если не принять должных мер по её купированию.
Происходившее в последние дни в российской столице также следует отнести пока к вспышкам «майданной чумы», которые в последнее время все чаще происходят в различных государствах. Но это не снимает опасений (а у кое-кого и ожиданий), что она перерастет в полноценную всероссийскую пандемию хаоса, как это случилось пять лет назад на соседней Украине.Практически уверен, что такой серьезной угрозы московский «майдан» не несет. Хотя все «майданы» и цветные революции ― это поддержанный, а чаще инспирированный извне бунт меньшинства против законной власти (ставшей таковой в результате всеобщих выборов), нужно признать, что в случае обоих киевских майданов это меньшинство было весьма значительным. Речь шла о расколотой практически надвое стране. Причем в столице число симпатизировавших майданам составляло порядка 80%, если не больше.
Существовал и базовый для майданщиков регион – Галиция, откуда, согласно опросам, прибыло в Киев порядка 50% участников майдана. Это обеспечивало массовость протестной акции, позволявшей проводить её в режиме «нон-стоп», и создавало иллюзию того, что «народ вышел на улицы».
Впрочем, очевидным фактом является и то, что кандидат в президенты, в поддержку которого случился первый майдан, получил на выборах 46%, а партии, руководившие вторым майданом, имели в парламенте около 40% мест. Оппозиционеры контролировали множество местных органов самоуправления, да и в целом во власти были представлены весьма широко, их поддерживало 80–90% СМИ.
И конечно, едва ли не решающую роль сыграла трусость самой власти, для которой, похоже, страх потерять благорасположение Запада (хотя о каком «благорасположении» может идти речь, если Запад же «майданы» и инспирировал), был страшнее потери власти.
Понятно, что в России такого нет и в помине.
Российскому руководству (как бы помягче выразиться) безразличны «озабоченности» и «сожаления» западных партнёров, оно отлично понимает их природу, а главное, зачем Запад «подогревает» эти протесты и чем чревато «дать слабину». Что же касается более серьезных, чем вербальные сожаления, средств воздействия со стороны Запада, то санкции, которые он ввел по куда более веским причинам, чем сугубо внутренние российские дела, явно буксуют. При этом сложно сказать, кому они наносят больше ущерба ― России или Европе. Поэтому сами западные страны (пусть и не все) давно ищут возможность выйти из них, сохранив лицо. В любом случае указывать, какую внутреннюю политику вести, Россия никому не позволит.
А главное, к московским протестантам вполне подходит данное Лениным декабристам определение: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа…». Причем если причиной такой «далекости» вождь пролетариата считал забитость и малограмотность основной части тогдашнего населения Российской империи, то теперь ситуация прямо противоположная: большинство граждан РФ обладает достаточным уровнем умственного развития, отлично осведомлено о «программе» протестантов (если о ней вообще можно что-то сказать), а главное, о том, кто стоит за протестами и какова их подлинная цель. Поэтому отторжение московских «майданщиков» подавляющей частью россиян носит вполне сознательный характер.
Именно поэтому не сработала хорошо показавшая себя в Киеве технология «онижедети», когда возмущение народа якобы излишне жесткими действиями правоохранителей привлекло в ряды майданщиков многих доселе индифферентных граждан и сделало малочисленную акцию «активистов» тем массовым Майданом, который привел к смене власти. В России же 70% опрошенных одобрили действия правоохранителей.
Сами же протестанты, как уже справедливо отметили многие, в том числе и «Альтернатива», уж очень смахивают на тоталитарную секту. «Ведь все признаки налицо: фанатичная и безоговорочная вера в ‘учение” и “гуру”, готовность следовать любым их указаниям, восприятие себя как “избранных” и “посвященных” (ох, как это льстит самосознанию, на чем, собственно, и привлекательность сект основывается), а остальных – “чернью” и “быдлом”, а то и “грязными животными”» (в этом их принципиальное различие с упомянутыми выше декабристами, которые, как бы ни оценивать их деятельность с исторической точки зрения, старались «для народа». ― Авт.)
Лучшая, на мой взгляд, характеристика таким людям дана в Доктрине национальной безопасности США от 1948 года. Относится она, правда, к сторонникам коммунистической идеи в западных странах, но, согласитесь, как будто про российскую «либеральную» оппозицию написано: «Другая часть представляет нечто вроде результата естественных биологических мутаций. Она порождается наследственной склонностью к "пятой колонне", которой подвержен определенный малый процент членов любого сообщества, и отличается отрицательным отношением к собственному обществу, готовностью следовать за любой противостоящей ему внешней силой. Этот элемент всегда будет присутствовать в любом обществе и использоваться не слишком щепетильными аутсайдерами; единственная защита от опасного злоупотребления им – отсутствие стремления со стороны могущественных режимов использовать эту несчастную особенность человеческой природы».
Стоит ли говорить о том, что враждебные России «могущественные режимы» на эту особенность человеческой природы и делают основную ставку. Поэтому относиться к московским беспорядкам легкомысленно не стоит ни в коем случае. Даже если они не приведут к падению существующей власти, они способны в той или иной степени ослабить страну, создать дополнительные сложности, способствовать отрицательному имиджу России за рубежом, что в нынешний медийный век имеет важнейшее значение.
Продолжая медицинские аналогии, стоит отметить, что не каждое инфекционное заболевание приводит к летальному исходу, но всегда выводит человека из строя на энное время и часто способно нанести серьезный ущерб здоровью. А такие «эпидемии» всегда означают и ущерб экономике, вопрос только в его масштабах.
Замысел иностранных кукловодов состоит не только в стимуляции роста протестных настроений в России (которые присутствуют в любом обществе), но и в их радикализации, в том, чтобы резко поднять градус противостояния между лояльным к нынешней власти большинством и оппозиционным меньшинством (радикалы и просто недовольные – это разные вещи). При этом кукловоды указывают последнему «верный путь» для реализации его чаяний путем противоправных уличных акций и столкновений с правоохранителями. В общем, главная цель – спровоцировать гражданский конфликт, а каких масштабов – это уж как получится.
Показательно использование майданных технологий там, где возникают естественные в любом нормальном обществе конфликты интересов, как это было недавно в Екатеринбурге. Так получилось, что мои родственники живут непосредственно возле «сквера у Драмы» и были вынуждены отметить, что, будучи вполне лояльными к центральной власти людьми, они полностью поддерживали протестующих, признавая, что среди них есть и «провокаторы». Убедить их, что таковых, которым собственно на сквер глубоко плевать, там было 99%, оказалось крайне сложно (при этом сами они на акцию так и не выбрались).
Поэтому купирование московской «вспышки» крайне важно и представляется, что российские власти справляются с этим вполне грамотно. Возможно, «власть употребить» следовало раньше, а не идти на поводу у протестующих, как это было в Екатеринбурге и с Иваном Голуновым, но не буду исключать и того, что «протесты» должны были достичь некоей критической массы, чтобы их решительное пресечение было правильно воспринято обществом. Опять-таки прямо, как у классика: «…вчера было рано, завтра будет поздно». Давить надо сегодня!
Действуя в целом гораздо мягче западных коллег при пресечении массовых беспорядков, российские правоохранители действительно в значительно больших масштабах, чем обычно на Западе, проводили задержания их участников. Иными словами, грубой физической силе предпочиталось действие закона.
И представляется, что «юридические проблемы» являются куда более серьезным сдерживающим фактором, чем вероятность получить полицейской дубинкой по голове (ведь полученной раной можно бравировать в своем кругу). Против «полевых командиров» возбуждены уголовные дела за организацию массовых беспорядков, они под стражей и, думаю, следствие выявит подлинных организаторов, соответствующие финансовые потоки и т. п.
Не минуло возмездие и блогеров, затеявших сбор и распространение персональных данных росгвардейцев и призывавших к расправам над их детьми. Их собственные персональные данные уже вовсю гуляют по Сети, а некоторые блогеры задержаны. За решеткой и те, кто совершил нападение на работников правоохранительных органов. Показательно и то, что 134 задержанных оказались уклонистами и теперь после получения повесток перед ними стоит выбор между тюрьмой, всероссийским розыском и возмещением «долга Родине».
Тем же, чьи неприятности ограничились административным протоколом, придется задуматься об испорченной «карме» (к слову, в демократической Германии при приеме на работу всегда требуют характеристику из полиции, и, если ты где-то в чем-то «засветился», шансы на трудоустройство резко снижаются).
Против супружеской пары же, «одолжившей» своего грудного ребенка одному из «сотников» для благополучного выхода из полицейского оцепления, возбуждено дело о лишении родительских прав. Конечно, до этого дело не дойдет, но повод задуматься возможным «продолжателям» подобных маневров дан. Ведь всем им свойственно ждать от «режима» самых жестких и подлых мер.
Впрочем, это ожидание до недавнего времени совмещалось у них с восприятием стычек с полицией, провоцирования её как увлекательной, но в целом безопасной игры. Для многих этот «драйв» был даже куда большей мотивацией, чем собственно политические убеждения. И вот власть дает понять, что шутки кончились. К слову, шутка с якобы письмом из Следственного комитета в редакцию «Дождя» с благодарностью за помощь в выявлении участников беспорядков также была весьма многозначительной и заставит сознательных раздувателей конфликтов задуматься о целесообразности своих действий.
Также истерика в определенном медиасегменте, мол, одного «мальчика» арестовали за то, что бросил в полицейского бумажный стаканчик, другого – за то, что «потрогал» росгвардейца за лицо, лучше всяких официальных предупреждений помогает понять, что делать этого не стоит.
В целом происходившие в Москве беспорядки ― это «бунт сытых», его участники ― это не пролетариат, которому «нечего терять кроме своих цепей». Им есть что терять, а главное, в отличие от Украины, пусть в глубине души, но все они отлично понимают, что надежды на скорое и даже не очень скорое «падение режима» эфемерны, а поэтому лавров и соответствующих коврижек участникам уличной «революции» ждать не приходится. В общем, вернутся они в кухонную оппозицию или в крайнем случае ограничатся законными/разрешенными формами проявления своей позиции. Ну а получивший наибольшую известность «активист», тот, который ушел, использовав чужого ребенка, и был объявлен в розыск, и вовсе счел за благо явиться в «органы» добровольно, прихватив маму для поддержки.
Нужно сказать, весьма показательно, что все следственные мероприятия: обыски, судебные заседания по избранию меры пресечения ― проходят в абсолютно спокойной обстановке, без всякого участия «групп поддержки» и уж точно без всяких попыток противоправных действий, что ни в какое сравнение не идет с тем, что имело место в Киеве. Судя по всему, желающих подставиться под статью нет.
А с другой стороны, авторитет власти, защищающей страну от «майданщиков», только вырос, как и неприятие народом оных, а особенно их вождей. Особо отмечу развернувшийся в соцсетях флешмоб в поддержку российских правоохранителей, который способствует повышению морального духа куда больше любых официальных слов начальства. Полиция лишний раз увидела, что не «воюет с народом», а защищает его от угрозы не менее опасной, чем внешний враг.
В общем, если еще раз обратиться к медицинской терминологии, происшедшее в Москве можно сравнить не только с купированием вспышки инфекции, но и с вакцинацией, когда в организм водится ослабленный или мертвый штамм вируса. Порой это приводит к некоторому кратковременному ухудшению самочувствия, но в итоге вырабатывается прочный иммунитет. И думаю, после московских событий мои уральские родственники другими глазами посмотрели бы на «защитников своих прав» в сквере у Драмы.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Славский