Эдхам Акбулатов: Муниципально-частное партнерство должно развиваться (23.12.2015)
Экономический кризис заставил потуже затянуть пояса и более тщательно просчитывать деньги. Мэрия Красноярска, как выяснилось, к кризису готовилась заранее, изучая возможности пополнения бюджета не за счет налогов. Каких результатов удалось достичь, «Эксперту-Сибирь» рассказал глава города Эдхам Акбулатов.
«Мы не банк»
— Эдхам Шукриевич, давайте начнем разговор с самой интересной и волнующей темы: деньги. Насколько удалось выполнить бюджет 2015 года, какие дополнительные источники дохода вы видите?
— Прежде всего, отмечу: мы не финансовая корпорация, не банк, наша задача не может заключаться в зарабатывании денег. Бюджет — это финансирование важных, социально значимых направлений, таких как строительство, содержание и ремонт объектов, зарплата бюджетников. Естественно, он делится на текущие расходы, которые нельзя откладывать: зарплата, субсидии на перевозку пассажиров, уборка улиц, поддержание в порядке объектов внешнего благоустройства… И данные расчеты нельзя каким-либо образом реструктуризировать или пролонгировать. По-другому обстоит ситуация с капитальными расходами. Здесь платежи вполне могут быть разнесены во времени. Именно такую практику мы применяли на протяжении последних трех лет: объекты строились, а оплата совершалась только после выполнения работ, с рассрочкой на три года. И у нас были подрядчики, которых такие условия устраивали. Конечно, в течение года ситуация динамично менялась, теперь немногие подрядчики могут себе позволить строительство того или иного объекта только за счет собственных средств, ожидая последующей оплаты из бюджета в течение трех лет. Поэтому мы будем сокращать сроки расчета, но основные требования — отложенного платежа — сохранятся.
К примеру, в этом году в городе будет введено в эксплуатацию 17 детских садов. Это и новые объекты, и капитально отремонтированные здания. И практически по каждому из них применяется практика отложенных платежей. Так же, как и при строительстве жилья, при реконструкции и строительстве дорог.
Что касается в целом исполнения бюджета на 2015 год, то при планируемом объеме в 16 миллиардов рублей мы, к сожалению, собственных доходов получим на 2,5 миллиарда меньше. Снижение произошло по всем налоговым платежам, в том числе по подоходному налогу. Кроме того, осложнилась ситуация с приватизацией. В этом году на торги было выставлено 105 объектов, однако реализовать удалось менее 40 объектов. Возможно, цена на них оказалась завышенной, потому что оценка проводилась в условиях, когда экономическая конъюнктура была другой. Поэтому мы будем проводить переоценку, и объекты на торги будут выставлены повторно.
Но отступать перед трудностями нельзя. Мы намерены развивать новые проекты и строить новые объекты. А для этого будем искать дополнительные источники наполнения бюджета.
— Речь идет о неналоговых доходах?
— В нынешней экономической ситуации мы должны обратить более пристальное внимание именно на неналоговые доходы, чтобы сбалансировать бюджет. Наш бюджет и в 2015, и в 2016 годах балансируется с максимальным дефицитом.
Но при этом нам ни в коем случае нельзя сворачивать темпы работ. Мы готовим город к проведению Универсиады. С опережением реализуем программу сноса ветхого и аварийного жилья. А это не только решение «квартирного вопроса» красноярцев, но и изменение облика города с точки зрения формирования более современной и комфортной среды.
Проблемам и развитию столицы региона особое внимание уделяется со стороны краевой власти. И я благодарен Виктору Толоконскомуза поддержку и ряд решений, благодаря которым в 2015 году город получил более 700 миллионов рублей дополнительно. На ряд субсидий Красноярск рассчитывает и в 2016 году.
Еще одно направление по неналоговым поступлениям — аренда муниципального имущества. Надо сказать, что по этим платежам накоплен достаточно серьезный долг, многие арендаторы не соблюдают дисциплину платежей в бюджет города. Поэтому со стороны муниципалитета будут приниматься жесткие меры. Мы не поднимали в 2015 году ставки по аренде и вправе рассчитывать на своевременное внесение платежей.
Особую ставку муниципалитет делает на развитие практики муниципально-частного партнерства. Можно стремиться все реализовать за счет бюджета, а можно часть функций делегировать бизнес-сообществу. И сейчас, в новой экономике, эта работа стала более «рельефной», более понятной обществу.
— Можете привести примеры?
— Например, частные детские сады, у которых мы приобретаем услугу по присмотру за детьми. Давайте посчитаем: чтобы построить место в одном муниципальном детском саду, надо потратить до миллиона рублей капитальных вложений. Затем его необходимо эксплуатировать: оплачивать зарплату персоналу, коммунальные платежи, приобретать продукты питания. А это еще порядка семи тысяч рублей в месяц на одно место.
Мы предложили частным предпринимателям платить за предоставленное место до девяти тысяч рублей ежемесячно. И несколько десятков частных дошкольных центров заключили с нами контракты более чем на 2 700 мест. Если бы мы шли традиционным путем, то просто не нашли бы денег на реализацию этой программы. Выбрав такой неординарный путь, мы оказались более готовыми к новой экономической реальности.
Второй показательный пример: парковки Красноярска. Это тоже муниципально-частное партнерство, когда бизнес вкладывает деньги в решение общественно важной задачи. Можно было найти эти деньги в бюджете, но тогда пришлось бы сократить другие расходы: меньше переселять из ветхого жилья, меньше ремонтировать дорог.
Развитие практики муниципально-частного партнерства — это магистрально важный путь не для того, чтобы наращивать возможности бюджета, а чтобы в максимально сжатые сроки совместно с заинтересованным бизнесом решать важные для города и горожан задачи.
Еще один пример — программа развития застроенных территорий. Можно переселять жителей ветхих и аварийных домов за счет бюджетных денег, при условии, что они есть. А можно предоставить право освоения этих участков предпринимателям, которые в свою очередь берут на себя расходы по сносу ветхого и аварийного жилья и переселению жителей этих домов в современные, благоустроенные квартиры. Притом, что такое право приобретается на открытых торгах, а победитель определяется из числа тех, кто готов внести в бюджет города максимально высокую выкупную стоимость данного участка. Отмечу, что уже в этом году несколько площадок было выставлено на торги, они нашли инвесторов. Где-то бизнес берет на себя полностью всю ответственность, где-то вскладчину, но, безусловно, ресурсов мы тратим меньше. Рассчитываю, что на следующий год такая практика будет расширена.
«Нужна гибкость и смена приоритетов»
— А много ли в городе аварийных домов?
— Более полутора сотен — это те, которые уже признаны аварийными после 2012 года. Прежнюю программу по расселению мы выполнили досрочно: она должна была завершиться в 2017 году, а завершилась на два года раньше. Это позволяет нам претендовать на получение дополнительных средств из федерального бюджета на новую программу. На ее выполнение в бюджете города необходимо консолидировать средства в рамках софинансирования. Значит, какие-то еще полномочия будут переданы заинтересованному бизнесу.
Надо отходить от ожиданий, что статьи бюджета постоянно будут прирастать: на культуру, на благоустройство… Необходимо понимать, что в нынешних условиях какие-то статьи расти не будут, а, возможно, и уменьшатся, потому что мы бизнесу делегируем эту задачу. Это позволит нам сконцентрировать деньги и получить мультипликативный эффект, в том числе и за счет поступлений из вышестоящих бюджетов.
Спокойная жизнь сейчас невозможна, нужна гибкость и готовность к смене приоритетов. Поэтому практика муниципально-частного партнерства будет расширяться. Мы будем отдавать объекты благоустройства в частные руки, привлекать бизнес к освоению острова Татышев, к развитию спектра физкультурно-оздоровительных услуг. Потому что денег у города на реализацию этих проектов в достаточном объеме нет. Возможно, будем арендовать частные бассейны для различных возрастных и социальных групп населения. Хотя там, где обещали (я имею в виду Свердловский район), в ближайшие два–три года построим обязательно.
Не исключаю, что с развитием муниципально-частного партнерства будет меняться законодательство. Скажем, взаимодействие с частными детскими садами: мы купили услугу по уходу и присмотру, но образовательную можем купить только у лицензированных садов. Пока их в городе можно пересчитать по пальцам. Но и в этой ситуации существует общая заинтересованность, чтобы были пересмотрены нормативные документы, в том числе и федеральные. Мы же со своей стороны намерены оказывать помощь, в том числе и финансовую, тем садам, которые готовы получить лицензию.
Есть предложения, с точки зрения наших доходов, с которыми будем выходить на федеральный уровень. Первое — это переоценка кадастровой стоимости земельных участков, об этом я докладывал президенту России. С моей точки зрения, этот процесс идет неконтролируемо и в ущерб финансовому обеспечению полномочий органов местного самоуправления. Сейчас в Госдуме находится проект закона, который не до конца нас устраивает, будем настаивать на своей редакции, влиять на этот процесс через Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов, через министерство экономики, чтобы свести к минимуму возможность пересмотра кадастровой стоимости со стороны землепользователя. Это принципиальная позиция. Ущерб от недобросовестной работы оценщиков весьма значителен. По сути, они предлагают разделить бюджетные деньги после переоценки с землепользователем. Я считаю, что это подход, граничащий с преступлением.
Вторая инициатива касается налога на имущество физических лиц. Жители домов, построенных после 2013 года, не платят налог на имущество, потому что для этой недвижимости не установлена инвентаризационная стоимость, только кадастровая. Но мы пока еще не перешли на расчет по кадастровой стоимости. Практика других регионов говорит о том, что это вызывает много вопросов. Мы пока остановились на старом подходе — расчет по инвентаризационной стоимости. Но из-за этой недоработки в законах и практике за три года бюджет города недополучил почти 200 миллионов рублей в виде налога на имущество физлиц. В этой связи мне кажется разумным восстановить институт инвентаризационной стоимости, который уравняет красноярцев, владеющих недвижимостью и в правах, и в обязанностях.
«Никто не диктовал бизнесу»
— Бюджет 2016 года вы охарактеризовали как «жесткий». В чем это выражается?
— Да, бюджет следующего года будет жестким. Мы недополучим против наших первоначальных прогнозов почти четыре миллиарда рублей. Это серьезная потеря, поэтому нам просто необходимо перегруппировывать приоритеты. Мы вынуждены будем передвинуть сроки реализации ряда проектов, важных и нужных городу, но мы должны будем это сделать, чтобы продолжить работу по строительству детских садов, чтобы начать строительство новых школ. Обязательно продолжим реконструировать и строить новые объекты дорожной инфраструктуры. Мы рассчитываем начать строительство Волочаевской, закончим развязку на Брянской.
— Дорожная отрасль в 2015 году освоила рекордные средства: только на ремонт и реконструкцию было выделено около миллиарда рублей. Как вы оцениваете итоги работы?
— Стройка — это отрасль, где противопоказано быть удовлетворенным. Это всегда критика, где-то разговор, мягко говоря, на повышенных тонах, который сохраняется до последнего момента, если относиться к вопросу принципиально. Но результаты работы я оцениваю позитивно, хотя были нарекания, отклонения по срокам работ. Строительство невозможно поставить на конвейер, это всегда сложный процесс. Например, реконструируем школу — и выясняется, что в кладке стен раствор не той марки, которая предполагалась, или замочены грунты под фундаментом…
Что касается дорог… Проблема Красноярска — узкие «горлышки», поэтому нам надо предлагать горожанам больше дублирующих маршрутов. Появление четвертого моста, открытие путепровода на Авиаторов — очень важная альтернатива.
Мы реализовали первый этап реконструкции проспекта Свободного. Сейчас идет подготовка ко второму этапу, и к сентябрю следующего года он должен быть выполнен. Это как раз один из процессов, который мы не можем ни отложить на потом, ни, тем более, отменить совсем. Мы не смогли реализовать проект по вводу развязки на 2-й Брянской, он оказался сложнее, чем предполагалось, хотя часть работ уже выполнена — реконструирован мост через Качу.
Нам удалось запустить четвертый мост и подходы к нему, приступить к прокладке направления на Волочаевскую. Думаю, что дальше мост будет прирастать в масштабах движения и в обустройстве территории. Уверен, что мы в ближайшие несколько лет увидим, как растет интерес к площадкам на правом и левом берегах. И на месте заброшенных промышленных площадок будет сформирована качественно новая городская среда. Ведь посмотрите, что происходит вокруг нового въезда в Сосновоборск: когда его строили, там был пустырь. Сейчас — новые микрорайоны с современным жильем. Никто не диктовал бизнесу: стройте там, развивайте территорию. У этого места возник потенциал — и бизнес сам захотел его реализовать. Вокруг Сосновоборска есть красивые места, но там ничего не строят, потому что нет дороги. Так что дороги и мосты — это не просто сложные технические и важные стратегические объекты, это ресурсы развития. И четвертый мост не просто объединил берега Енисея, значимость четвертого моста заключается в мультипликативном эффекте, который будет возрастать с каждым годом. Сейчас очень часто употребляют такой термин — «реперные точки развития». Так вот, для Красноярска именно четвертый мост является реперной точкой, той основой, которая позволит городу определить пути развития на долгосрочную перспективу.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Эдхам Акбулатов
Источник: http://expert.ru/