Николай Глебов: Мы были первыми (27.04.2018)

Пришёл 30-летний срок – год юбилейный, когда в ночь с 25 на 26 апреля на 4-ом энергоблоке ЧАЭС произошла крупнейшая ядерная авария в мире. Многие непосредственные участники ликвидации последствий этой аварии  лежат в земле, а живые практически все инвалиды, которые не могут за себя постоять.
Чуть более 30-ти лет назад в Советском Союзе произошла смена власти. На престол главного руководителя СССР взошёл М.С. Горбачёв. В то время молодой. «энергичный, весёлый», со своим «лучшим» советником, женой Раисой. Вместо продолжения развития экономики и укрепления мощи нашего государства, занимающего в то время второе, а иногда и первое место в мире по своему экономическому и политическому развитию, он объявил всему народу какую-то дикую перестройку, предложил подтянуть ремни на животе года на два, после этого заживём.

Вот и руководство ЧАЭС решило тоже перестроиться, чтобы получить себе награды, затеяв в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года провести эксперимент на 4-ом и 8-ом энергоблоках, выжать из них незапланированную проектом и инструкцией по эксплуатации реакторов мощь, при этом выключив ряд защит, чтобы автоматика не остановила реактор. Результат – взрыв. Около 190 тонн топлива и радиоактивных элементов разлетелось по территории станции, погнав радиоактивное облако по ветру, заражая все на своём пути.

Семь миллионов человек получили разную дозу облучения и были обречены на болезни и смерть. 10 миллиардов рублей – только прямых расходов на ликвидацию аварии.

Бывая на других АЭС, я видел, что реакторы строились примерно на отметке -40 м. Над реактором: защитные бетонные стены, мощные перекрытия, мостовой кран, вентиляция и другие элементы. При взрыве все конструкции падают на реактор, частично уже хоронят его. Остаётся собрать всё вокруг бульдозером, залить всё бетоном и могильник готов без больших потерь. Реактор 4-го блока ЧАЭС был построен без углубления на бетонном основании. При взрыве всё разнесло по территории и в воздушное пространство.
Про катастрофу в Чернобыле мы узнали из сообщений по радио и телевидению. Первой помощью трудового коллектива треста «Гидромонтаж» и п. Селятино был трудовой субботник, который мы провели 31 мая 1986 года. Заработанные средства были перечислены в фонд помощи ликвидации последствий аварии. Было перечислено 44 325 рублей.

До 15 мая с аварией пытался справиться эксплуатационный персонал, но они оказались не готовы к такой ситуации. Действия их были хаотичны и бесперспективны, и всё меньше их оставалось на блоке. Переоблучённых сотрудников вывозили в Москву, они умирали в больнице. И тогда по решению ЦК КПСС работы по ликвидации последствий аварии были переданы Министерству среднего машиностроения. Министром в то время был легендарный Ефим Павлович Славский, умный, способный решать любые самые сложные проблемы.

Первыми от треста на разведку с целью изучения ситуации прибыли начальник треста В.Д. Захаров, Г.В. Сазонов, В.И. Юшин, Е.В. Шапошников, И.А. Переверзев, И.В. Бабий.

2 июня, собрав автопоезд со всеми необходимыми механизмами, материалами, продуктами питания, первая автоколонна бригадира Ю.А. Котко своим ходом двинулась в Чернобыль.

Вторая бригада В.И. Якушева поменяла бригаду Котко 31 июня. Наша бригада прибыла на смену В.И. Якушева 24 июля. Её состав: прораб Александр Иванович Нарыжный (в настоящее время инвалид Чернобыля I группы); начальник участка Евгений Васильевич Ермак (умер); бригадир Николай Тимофеевич Глебов; Юрий Васильевич Станюков (умер); Александр Сергеевич Жернаков (умер); Иван Иосифович Горячий (умер); Юрий Николаевич Червяков (инвалид); Михаил Михайлович Черняев (инвалид); В.А. Константинов; А.Е. Хрисанфов; Я.И. Бормотов; А.И. Валов; А.Е. Андреев; Е.В. Воронин; А.А. Лебеденко. Руководил нами А.М. Уланов (умер).

Нашей базой стала монтажная площадка «Сельхозтехника». Мы набрали себе в бригаду ещё человек 25-30 рабочих из контингента «Стройбата». Их в Чернобыле называли «Партизанами».

По просьбе А.М. Уланова я отработал на ЧАЭС два срока по 32 дня с 24 июля по 28 сентября 1986 года. За это время бригада под моим руководством выполнила следующие работы: участие в монтаже 3-х бетонных заводов; подводка к ним водопроводов и разводка по бетонным заводам; монтаж и запуск в работу узла перегрузки бетона в деревне Капачи; монтаж водопровода к узлу перегрузки и солдатской столовой; монтаж и обвязка трубопроводами горячей и холодной воды стационарной котельной д. Капачи; монтаж мойки загрязнённой техники; монтаж теплотрассы и паропровода от котельной г. Чернобыль до бетонных заводов. Кроме основных заданий мы собрали из добротных вагончиков монтажный городок, где в обеденный перерыв отдыхали, переодевались, принимали душ. Кроме этого, мы соорудили небольшой заготовительный цех для всех видов монтажных сборок.

Распорядок дня: 5.30 – подъём, умывание, завтрак; 6.30 – отъезд (дорога занимала 2 часа), 8.00 – прибытие в 30-километровую зону; 20.00 – окончание работы, душ, мытьё машины или автобуса, дорога обратно. Приезжали на нашу базу в выселенный пионерский лагерь «Голубые дали» около 23 часов. Там нас ждала проверка дозиметристов, повторный душ и ужин. Ложились спать около полуночи или двух часов ночи, если был концерт. Можно было вздремнуть по дороге на работу. В кузов машины мы стелили матрасы. Ребята спали, а мне не приходилось. Я сидел рядом с водителем, и когда он начинал дремать за рулём, мы менялись местами. Дорога на Чернобыль была всегда перегружена, шло большое количество военной и гражданской техники: танки, бронетранспортёры, разные спецмашины. В дороге нужно было быть очень внимательным, тем более что в кузове спали герои-чернобыльцы и их нужно было беречь, как самого себя.

Совесть и мужество звали людей на достойную, честную работу. Люди знали, что облучение обрекает их на болезни, инвалидность и, вероятно, на преждевременную смерть, но они не дрогнули, выполнили свой долг. Так воспитала поколение «детей войны» наша Родина.

В заключение хочется от всего сердца сказать огромное спасибо нынешнему руководству треста – Александру Васильевичу Буренкову, Анастасии Сергеевне Крючковой, Максиму Петровичу Шилину и другим – за то, что они не забыли нас. Пишутся о нас книги, создаются фильмы. И, самое главное, стоит в п. Селятино памятник, наверное, лучший не только в Московской области, но и в России. Ведь ветераны многое создали своим трудом не только в п. Селятино, но и в нашей стране, которая называлась Союз Советских Социалистических Республик.

Но горько отмечать, что некоторые представители молодого поколения и даже некоторые наши депутаты были против установки памятника. Говорили, зачем такой большой. Он займёт много места на «Тропе здоровья», что жалко вырубить несколько кустиков и три берёзки. Молодёжь, разве можно память о героях поменять на три берёзки!? Знайте, не будет у вас будущего, если не будете помнить прошлое. Съездите в Чернобыль и Припять. Там природа вырастила деревья, кусты и бурьян даже на крышах домов. Но кому от них польза, если нет там людей.

Вечная память преждевременно ушедшим товарищам, а живым – здоровья и долгих лет жизни! С 30-летием всех, совершивших людской подвиг в Чернобыле!
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
27.04.2018

Николай Глебов
Источник: http://www.today.gr-sozidatel.ru/articles/my-byli-pervymi.html




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта