Сергей Огороднов: МЫ И ЖКХ: ВРАГИ, ДРУЗЬЯ ИЛИ ПАРТНЁРЫ? (15.10.2015)

 Для того чтобы избежать обмана и неэффективного расходования средств, полученных за счёт коммунальных платежей граждан, потребителям необходимо внимательно контролировать работу товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, управляющей организации. Для этого надо знать и понимать, на что конкретно тратятся средства, с какими подрядчиками ведется работа, и насколько цена предоставляемых ими услуг релевантна рыночной
Конец энергетической монополии в России мы можем приблизить только сами.

Рост тарифов в ЖКХ, как и возникновение муниципальной платной парковки у тебя во дворе, всегда вызывает негативную реакцию и множество вопросов, на которые никто не даёт подробного ответа. Такой «явочно-уведомительный» подход провоцирует недоверие населения не только к управляющим организациям, но и к местной власти, от которой ждут сдерживания роста тарифов.

Стоит отметить, что подозрения граждан небезосновательны, ведь, поставщики энергоресурсов являются монополистами. Регулярный рост тарифов эти игроки рынка объясняют, как правило, повышением собственных расходов, а также общим уровнем инфляции в стране. А поскольку собственники недвижимости лишены возможности выбора, им приходится молча оплачивать выставляемые счета.

По мнению некоторых экспертов, тарифы на услуги естественных монополий значительно завышены и могут быть сокращены практически на треть. Однако сэкономить всё же можно. Не последнюю роль в такой экономии может сыграть фактическая цена на обслуживание инфраструктуры жилых сооружений, поскольку дома различаются и по своим конструктивным особенностям, и по степени физического износа, и по техническому состоянию общего имущества. Для того чтобы избежать обмана и неэффективного расходования средств, полученных за счёт коммунальных платежей граждан, потребителям необходимо внимательно контролировать работу товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, управляющей организации. Для этого надо знать и понимать, на что конкретно тратятся средства, с какими подрядчиками ведется работа, и насколько цена предоставляемых ими услуг релевантна рыночной.

Безусловно, конкретному гражданину или даже группе инициативных людей сложно влиять на стоимость водоснабжения, подогрева воды в котельных или эксплуатации труб, однако экономить, например, на оплате электроэнергии, вполне реально. Оптимизация расходов на электричество будет заметна не только рядовым потребителям, но и самим ТСЖ, если им предоставить возможность измерять собственное энергопотребление дать и право выбора альтернативного подрядчика из 2–3 энергосбытовых компаний взамен одного нынешнего монополиста. Аналогичным образом сократить расходы на оплату ЖКУ можно в масштабах всей страны – главное, чтобы информация о потребляемом трафике была доступна всем заинтересованным в оптимизации энергозатрат лицам, как собственникам и арендаторам недвижимости, так и управляющим организациям.

Наиболее эффективным и адекватным современным реалиям решением в калькуляции расходов на электроэнергию может стать онлайн контроль над трафиком, используемым всеми электроприборами в квартире или доме. Однако это – технологии будущего. Для того чтобы энергетические компании или сами потребители смогли получать и анализировать эту информацию, необходимо для начала обеспечить вай-фай доступом все жилые постройки и установить на электрокабели в домах интерактивные гаджеты, считывающие и структурирующие данные о расходуемых киловатт-часах в режиме онлайн. Звучит фантастически, но с планшета или смартфона можно уже сегодня видеть, сколько электроприборов (и какие) включено в квартире или у всего подъезда, построить в режиме онлайн графики энергопотребления собственного пентхауса или всего дома – но пока только в Европе.

Я сомневаюсь, что сейчас государство или кто-либо из поставщиков электроэнергии готов заняться этим процессом «юберизации» энергопотребления в России, поскольку расходы на реализацию данной идеи колоссальны, а рентабельность проекта просчитать очень сложно – в первую очередь выгоду получат потребители, а не обслуживающие компании. Однако и для энергосбытовых компаний есть своя выгода: в случае подключения к единой сети всех электроприборов энергетики могли бы чётко определять уровень потребления энергии в течение суток, недели, месяца и подстраивать тарифы и трафик под конкретный объект, здание или жилой комплекс. Альтернативный и более простой вариант – создание конкуренции на рынке услуг энергоснабжения между государственными и коммерческими организациями, что заставит подрядчиков регулировать тарифы в борьбе за клиентов. Сейчас единственным поставщиком в Москве является Мосэнергосбыт – безусловный монополист отрасли. При этом столица является и одним из самых дорогих городов в России, здесь стоимость 1 кВт∙ч электроэнергии для физических лиц составляет 4,02 руб., в то время как, например, в Рязани, аналогичный тариф равен 2,89 руб./кВт∙ч.

Ещё один эффективный способ сокращения расходов – введение разнообразных гибких тарифов, не только «день» – «ночь», но и, например, «будни» – «выходные». В таком случае было бы возможным смещение потребления энергии с пиковых часов на менее загруженные. В периоды наибольшей активности граждан мог бы действовать максимальный тариф оплаты за потребление электроэнергии, а в остальное время – минимальный. Это дало бы возможность потребителям самостоятельно или с помощью современных гаджетов и стационарных или мобильных средств связи настраивать работу приборов, потребляющих большое количество энергии, таких как стиральные или посудомоечные машины, на автономную работу в то время, когда расход электроэнергии тарифицируется по минимальным расценкам.

Экономия электричества за счет активного энергомониторинга – эффективная практика, слабо развитая в нашей стране. В России нет структурированного подхода к формированию бюджета на оплату электроэнергии как со стороны жилищно-эксплуатационных предприятий и управляющих организаций, так и со стороны самих граждан, руководствующихся принципом: тарифы терпимые – заплатим. Даже в мегаполисах наблюдается отсутствие современной инфраструктуры и конкуренции между энергосбытовыми организациями. Это в свою очередь не позволяет потребителям выявлять недобросовестные энергосбытовые компании, присваивающие себе – и это средняя цифра по рынку – 10–15% средств от оплаты электроэнергии, и выбирать наиболее надежных поставщиков.

Если у потребителей появится возможность в режиме онлайн следить за работой приборов и контролировать потребление энергии, расходы на оплату коммунальных услуг удастся сократить. Поскольку экономическая ситуация, сложившаяся сейчас в России, заставляет людей тщательнее продумывать свои траты, тема контроля и прозрачности расходов на ЖКУ становится всё более актуальной. Скрытых резервов для остановки роста платежей множество – и на бытовом уровне, и на уровне ТСЖ, и на уровне муниципалитетов.

В данной ситуации спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
15.10.2015

Сергей Огороднов
Источник: http://www.aspmedia24.ru/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта