Дмитрий Скворцов: На Украине Помпео снова указал «слугам народа», в какую церковь ходить (08.02.2020)
В конце января – начале февраля госсекретарь США Майкл Помпео проехался по четырём бывшим советским республикам (Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан). В Киеве он побывал, как говорилось в сообщении Госдепа, «чтобы подчеркнуть поддержку Соединёнными Штатами суверенитета и территориальной целостности Украины».
Госдеп объявил перед поездкой Помпео, что госсекретарь «примет также участие в церемонии возложения венков в Михайловском монастыре, чтобы почтить память погибших в Донбассе». Сей «монастырь» (киевский новодел 90-х, отданный Кучмой украинским самосвятам) – ныне резиденция главы «Святейшей церкви Украины» (СЦУ) Епифана Думенко, с которым и провёл большую часть своего рабочего дня в Киеве Помпео.
В трепетном ожидании…
Правда, всё общение упитанного пилигрима с «блаженнейшим Епифанием» свелось к благословению последним «усиления санкционного сдерживания России до полного прекращения нарушения прав человека на оккупированных территориях, их освобождения от оккупации и восстановления территориальной целостности Украины, ее суверенитета в пределах международно признанных границ». Икнулось ли при упоминании о санкциях сопровождавшему Епифана известному на российском рынке пивовару Андрею Мацоле (главному спонсору СЦУ), не сообщается. В любом случае ничто не помешало сторонам договориться «о дальнейшей поддержке двусторонних контактов в сфере защиты свободы совести и вероисповедания». Это значит, что «національна церква» будет и дальше доносить белому повелителю на тех, кто не желает отдавать ей свои храмы и кто смеет препятствовать их добровольному изъятию.
Осенённый печатью украинской духовности Большой Белый Босс даже на пресс-конференции с Зеленским не нашёл ничего более актуального в международной политике, чем поделиться обретённой благодатью: «Мне очень приятно, что Греческая и Александрийская церкви признали ПЦУ как автокефальную. Россия никогда не должна быть помехой защиты фундаментальных прав украинцев».
И если опуститься на бренную землю, так что это, как не признание того, что СЦУ – геополитический проект? А как иначе, если глава внешнеполитического ведомства одной страны выражает открытую поддержку религиозным организациям других стран за их признание религиозной же (казалось бы) организации в третьей стране?
А то, что проект СЦУ – именно американский, Фонд стратегической культурыпоказывал, отслеживая ход его реализации в 2018 году. Теперь мы можем видеть некоторые итоги.
Главная задача СЦУ зашифрована в обтекаемой сентенции шефа Госдепа «Россия никогда не должна быть помехой защиты фундаментальных прав украинцев».
ФСК уже упоминал о выступлении в Афинах посла США в Греции Пайетта.«Провозглашение автокефалии независимой украинской православной церкви 6 января стало историческим событием», – процитировал Пайетт своего шефа. А затем поведал, что «такие злобные игроки, как Россия (malign actors like Russia)… используют церковь… для разжигания нестабильности и подрыва демократии». А заключил американский дипломат тем, что «США с гордостью возложат на себя ответственность за защиту религиозной свободы». Это прямое, вызывающее противостояние Соединённых Штатов Америки «мировому злу» – России и Русской церкви.
При этом у спецпредставителя Госдепа по Украине Волкера хватало наглости заявлять: «США являются светской державой, мы не религиозная структура, поэтому мы не участвуем в решении религиозных вопросов в Украине», а вот «Россия делает вопрос автокефалии Украины политическим вопросом»: «Создалась ситуация, когда многие верующие, многие граждане Украины считают, что им отказывают в их собственной трактовке своей религии, в утверждении их собственного пути к Богу и самореализации в качестве верующих… Внешняя сила ограничивает осуществление свободы вероисповедания. И мы всегда будем вставать на сторону поддержки самих верующих».
При этом словоблудии ни Помпео, ни Пайетт, ни Волкер не привели ни одного примера «покушения России и РПЦ на религиозные свободы украинцев».
А вот поддержка или неприятие американским Госдепом тех или иных решений поместных церквей – это уже самое бесцеремонное вмешательство в религиозные свободы.
Посол США по вопросам свободы вероисповедания в мире Сэмюэл Браунбек, разглагольствуя о том, что «украинцы должны иметь возможность свободно организовывать свою веру так, как они считают нужным», заявлял: «Мы рады видеть его [Варфоломея] действия [по созданию СЦУ]... мы считаем, что они должны выполняться». В итоге Варфоломей и «упразднил» религиозную структуру, по численности в разы превышающую СЦУ, вместе с отколовшимся от неё «Киевским патриархатом». Заикнулся ли хоть раз американский «посол по свободе вероисповедания» о правах православно верующих, избиваемых и изгоняемых из своих храмов?
Пайетт, в бытность которого послом на Украине захваты уже начинались, тожевыражал «решительную поддержку Соединённых Штатов патриарху Варфоломею в его усилиях по обеспечению религиозной свободы и украинской автокефалии». А потом, будучи послом в Греции, Пайетт показательно «похлопал по плечу» архиепископа Афинского Иеронима, назвав признание им СЦУ «доказательством моральной силы руководства Элладской церкви».
В ноябре прошлого года – буквально на следующий день после того, как Иерусалимский патриарх призвал мировое православие соборно обсудить вопрос «автокефалии СЦУ», Пайетт прямо из Вашингтона принёсся к архиепископу Афинскому. По итогам экстренной беседы предстоятель Элладской церкви заявил, что отвергает предложение патриарха Феофила. На выходе к прессе гость поблагодарил предстоятеля ЭПЦ за признание СЦУ и сообщил, что передал ему письмо Браунбэка, «в котором выражается уважение за это решение архиепископа». Пайетт также подчеркнул, что «США оценили мудрость, с которой действовал Иероним».
Похоже, гостем в собственной резиденции был всё же Иероним
И никому в голову не пришло спросить американского посла: а какого лешего светские власти заокеанских Штатов вообще берутся судить о решении того или иного предстоятеля внутри совершенно чуждого им православного мира? Тем более что большая часть этого мира (в лице РПЦ и большинства поместных церквей) протестуют против «мудрого решения».
Можно представить, какой хай подняли бы в Вашингтоне, заяви МИД РФ, что он считает доказательством моральной силы руководства адвентистов Берега Слоновой Кости решение признать единственно истинной какую-нибудь новообразованную «Церковь адвентистов шестого дня», невзирая на протесты существующей с 1863 г. 20-милионной «Церкви адвентистов седьмого дня»?
Или представим заголовок: «Посол РФ в США и глава американских адвентистов обсудили экуменический диалог с американскими пятидесятниками». А в украинском случае это никого не коробит. Привыкли, что Украина – американская полуколония.
В украинском случае речь вполне может идти об экуменическом диалоге со СЦУ Епифана, которого временный поверенный США Тейлор принял чуть ли не первым из аборигенов, «обсудив процесс становления Поместной украинской православной церкви, её признание и связанные с этим вызовы».
А в июле прошлого года и сенат «светской державы, которая не участвует в решении религиозных вопросов на Украине» разродился резолюцией, где«приветствует создание автокефальной православной церкви Украины как важной вехи в построении на Украине собственного будущего, свободного от российского влияния».
И вот наконец Епифан удостоился посещения Самого! Визит к нему Помпео оказался куда более помпезным, чем пребывание американского госсекретаря в офисе президента Украины. «Предстоятель автокефальной Православной церкви Украины митрополит Епифаний второй раз за последние четыре месяца встретился с государственным секретарем США Майком Помпео, – отмечала BBC, вспоминая октябрьский визит главы СЦУ в Вашингтон. – Показательно, что у президента Украины Владимира Зеленского, который сегодня также примет Помпео, таких личных встреч с госсекретарем США еще не было».
Три месяца назад в связи с приёмом делегации СЦУ в Госдепе и вручения Епифану какой-то премии по правам человека ФСК напоминал: нынешний президент Украины, получивший в наследство весь этот головняк с армией-мовой-вирой, заявил, что в дела религий соваться не намерен. Тому пока и следует: во время визита в Турцию отказался подписывать подготовленный ещё климкинским МИД совместный меморандум с Варфоломеем. Затем вообще осмелился не поздравить СЦУ с её «признанием Элладской церковью».
С Епифаном у Зеленского наметилось отчуждение. Думенко всю предвыборную кампанию агитировал за «томосоносца» Петра, а став заложником новой ситуации, остался на побегушках у Порошенко. Чего только стоит его отказ участвовать в ролике Зеленского «за мир на Юго-Востоке»!
В преддверии визита в Вашингтон эсцэушники настучали американцам на украинские суды, приостановившие при Зеленском порошенковские инициативы по дискриминации УПЦ (МП). Как доложил Епифан, «во влиянии на суды прослеживается пророссийский след».
И то, что первый в истории официальный визит «главы церкви» состоялся не в Иерусалим, не на Афон, даже не в материнский Стамбул, а в Вашингтон, не только вскрывает сугубо политическую природу СЦУ, но и указывает Украине на «правильную церковь».
Так неужели этого было недостаточно, чтобы команда Зе поняла, «в какую церковь ходить»? Получается, недостаточно. «Нынешнее руководство Украины относительно прохладно относится к ней (СЦУ. – Д.С.), а глава СБУ публично заявлял, что он является прихожанином именно УПЦ Московского патриархата», – докладывает BBC News Україна.
Прислушаются ли «слуги народа» к повторному, куда более отчётливому сигналу Госдепа (визиту Помпео в Киев)? Скоро увидим. На фоне падения авторитета Зеленского захваты храмов на западе Украины возобновляются. Реакция власти и станет показателем восприятия ею указаний Большого Брата.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Скворцов