Дмитрий Скворцов: Начало религиозной войны на Украине отложат до выгодного момента (13.10.2018)
Решения завершившегося 11 октября заседания Синода Константинопольского патриархата нарушают апостольские правила и будут иметь далеко идущие последствия. Однако силовой вариант перераспределения церковного имущества может быть отложен до выборов.
Об этом сказал в интервью изданию Украина.ру известный киевский православный публицист Дмитрий Скворцов.Синод Константинопольского патриархата заявил, что приступил к предоставлению автокефалии церкви на Украине. Также решено отменить анафему и все запреты, наложенные Русской православной церковью (РПЦ) на главу «Киевского патриархата» Филарета Денисенко. Лидер еще одной раскольнической структуры на Украине, Макарий Малетич, и их с Денисенко последователи «восстановлены до их иерархического или священнического звания», а их паства «восстановлена к общению с церковью».
Кроме того, Константинополь аннулировал обязательство синодального письма 1686 года о передаче Московскому патриархату Киевской митрополии, которое давало право патриарху Московскому назначать митрополита Киевского, и принял решение «восстановить немедленно ставропигию (представительство. — Прим. ред.) Вселенского патриарха в Киеве».
В канонической Украинской православной церкви в связи с этими решениями заявили, что Константинопольский патриархат сознательно становится на путь раскола мирового православия.
— Дмитрий, как можно трактовать решения Синода в Стамбуле? Что, собственно, произошло?
— Трактовать их можно так… Есть такое слово, из фени пришедшее, — «беспредел». Я не люблю, когда в русском языке появляется феня, есть слово «произвол». Но в данном случае даже слово «произвол» эмоционально и по наполнению не охватывает того, что произошло.
Произошёл полный беспредел. Беспредел — это нарушение всех принятых норм, правил, а в данном случае апостольских правил. Каноны церковные — они называются апостольскими правилами, потому что приняты они были изначально самими апостолами и их последователями, их преемниками, причём прямыми преемниками, на Вселенских соборах.
Последний Вселенский собор прошёл в VIII веке, и с тех пор общепринятых правил не меняли. И вот этот злобный карлик, предстоятель карликового совершенно патриархата сейчас ломает эти апостольские правила. И придумывает новое правило, благодаря чему он оправдывает своё вмешательство на каноническую территорию другого патриархата. Вот таким образом это и можно трактовать: беспредел.
— Одни, в том числе Пётр Порошенко, говорят, что практически уже получена автокефалия, по крайне мере, теперь открыт к ней путь. А кто-то считает, что патриарх Варфоломей просто подминает часть структур на Украине под себя. Какой вариант более близок к действительности?
— Что касается того, подминает ли Варфоломей под себя украинские структуры, или же даёт автокефалию, то в принципе принятое (в Стамбуле. — Прим. ред.) решение предусматривает и то, и другое.
Поскольку прошла информация о том, что Порошенко встречался с блаженнейшим митрополитом Онуфрием (главой канонической Украинской православной церкви. — Прим. ред.), можно допустить, что Порошенко как бы просил его в последний раз: если вы (УПЦ. — Прим. ред.) не попросите Стамбул об автокефалии, то я вас предупреждаю, что Стамбул восстанавливает в епископском звании Филарета.
И признаёт епископом Макария…
— Что это означает?
— Это означает, с одной стороны, что есть кому давать автокефалию. Раньше ведь не было кому давать автокефалию, она не могла даваться государству. И она не могла даваться непризнанным псевдоцерковным структурам.
Теперь эти структуры как бы признаны, каноническая территория на Украине признана «Константинопольской». И поэтому они сейчас быстренько обоснуют, придумают ещё какой-нибудь канон, благодаря которому дадут автокефалию новой объединённой структуре.
— Эти структуры — Киевский патриархат и УАПЦ?
— Да. И примкнувшие к ним епископы-перебежчики из УПЦ Московского патриархата… Скажем, примкнувшие к этому собору. Собор они созовут, назовут его объединительным.
— Уже Киевский патриархат призвал созвать такой собор…
— Да. Это один вариант. Но может быть и такая ситуация: этот объединительный собор созывают, структуры объединяются, но они (Константинополь. — Прим. ред.) скажут: поскольку автокефалия даётся только собственной части церкви, а собор все же ещё не является частью Константинопольского патриархата, то давайте сделаем так — ваш собор объявим экзархатом Константинопольского патриархата или даже просто Киевской митрополией Константинопольского патриархата. И тогда уже экзархату или митрополии даём автокефалию, как это положено по канонам.
— Такой вариант нельзя исключать?
— Конечно. И тогда начнут тянуть с этой автокефалией под разными предлогами. Предлог может быть любой. Например: мы даём вам экзархат, чтобы дать автокефалию, но для этого нужно, чтобы Филарет отрёкся от титула патриарха. Потому что не может быть двух патриархов в одной церкви. Не может быть Филарет равным Варфоломею. Значит, пусть Филарет будет митрополитом. Или так: митрополитом Киевским пусть будет тот, кого изберёт Собор. А может быть, Собор изберёт не Филарета, а епископа Симеона, который является протеже лично Порошенко. Тогда Филарет начнёт сопротивляться, он же вчера заявил уже: я был, есть и буду патриархом. И под этим соусом патриархат этот экуменический…
— Экуменический?
— Именно. Я призываю всех русских людей, всех православных людей не называть этот патриархат Вселенским, потому что Вселенским он был в то время, когда Константинополь был столицей империи православной, которая называла себя Вселенной. А сейчас нет ни той Вселенной, ни Константинополя. Поэтому это устаревший и потерявший актуальность титул — Вселенский. Точно так же, как и Константинопольский. Это дань традиции. Но у них, внутри патриархата, рабочий язык — английский, наряду с греческим. Так вот, по-английски это так и звучит: экуменический патриархат. Так давайте его так и называть.
Так вот, этот экуменический патриархат может «подвесить» ситуацию, заявить, что пока мы автокефалию не можем дать своему экзархату или своей Киевской митрополии, потому что вот такие коллизии. Или ещё что-то могут придумать. И так может длиться годами.
— Какой из вариантов развития событий более реален?
— Не будем забывать о том, что и у Экуменического патриархата, и у киевского режима одни и те же кукловоды, одни и те же хозяева — это Госдеп США. Как будет выгодно Госдепу, так и будет.
Будет выгодно Госдепу иметь здесь ручной Константинопольский экзархат — будет экзархат. Потому что Украина — это нестабильная территория, неизвестно, как ещё тут всё обернётся с автокефалией… Скорее всего, экзархат более выгоден Госдепу.
— А как же с заявлениями Порошенко об автокефалии?
— Скажут Порошенко, чтобы не рыпался. Скажут: вам же главное, чтобы «Геть від Москви»? Это вы получили, радуйтесь.
Но если будет Госдепу выгодна автокефалия — будет автокефалия. Решение Стамбула предполагает оба варианта, поэтому, как говорится, будем посмотреть. А выберут один из вариантов всё равно в Госдепе.
— В заявлении Константинополя было также сказано об «отмене юридической силы синодального письма 1686 года… которое предоставило патриарху Московскому через икономию право рукоположить митрополита Киевского, избранного Собором духовенства и мирян его епархии». Восстановление Киевской митрополии по сути. Но ведь тогда она охватывала другие территории?
— Киевская митрополия была небольшой. Вся Новороссия и Слобожанщина в нее не входила — это от нынешних Харьковской и Сумской областей и до Одесской области. Даже если руководствоваться логикой Фанара, на это претендовать они не имеют права. Эти епархии уже непосредственно Русская православная церковь создавала. Притом что не было никакой Украины (как независимого государства. — Прим. ред.), это были новороссийские губернии и губернии Слободского края. И не только Новороссия и Слобожанщина, ещё и территории вверх по Днепру, вплоть до современной Черкасской области. А это же большая часть территории современной Украины, и не может этот экуменический патриархат претендовать на неё даже теоретически.
Но зато входили две области нынешней Белоруссии. Так что пусть попробуют это Лукашенко ещё сказать… И входила часть Смоленской и часть Брянской областей РФ. Пусть попробуют там организовать.
Но, между прочим, по моим сведениям, две общины так называемой «УПЦ Киевского патриархата» в РФ сегодня уже подали на перерегистрацию в епархии Константинопольского патриархата. По крайней мере, они застолбят и своё присутствие в Российской Федерации.
— Звучат предостережения относительно возможных провокаций националистов 14 октября. Уже выступили и настоятели лавр, да и сами националисты, по некоторым данным, настроены по-боевому — на штурм…
— Я думаю, что им не позволят. Томос ещё официально не дали, а уже начинать религиозную войну? Нет, не позволят, это ударит по международному имиджу как Украины, так и по имиджу Фанара в православном мире. Поэтому начало религиозной войны будут оттягивать до выгодного момента.
— Получится ли оттянуть?
— Мы же знаем, что все эти военизированные фашистские формирования — карманные, они либо находятся на содержании у олигархов, либо непосредственно аффилированы со Службой безопасности Украины и МВД. Им разрешат, может быть, походить у лавр, покричать «Геть московского попа!». А сами выставят вокруг спецназ, чем покажут, что государство не допустит сейчас… По крайне мере, сейчас, пока томоса не дали, им не выгоден силовой сценарий.
Но когда Порошенко увидит, что у него нет шансов на выборах, когда поймёт, что у него остаётся только один выход — введение чрезвычайного положения, вот тогда он даст команду «фас!».
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Скворцов
Источник: https://ukraina.ru/exclusive/20181013/1021398266.html?fbclid=IwAR3GBPu1Oa4xfa25AzymJUdZzbWy0v7LdHZfIcRDE6udQFKgeOE-DGlo3XE