Михаил Тюренков: Наш ответ «восточному папству»: Русская Церковь может стать авангардом Православия (18.09.2018)

Вторжение Константинопольского патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви обнажило ряд важнейших вопросов Мирового Православия.
«Еще молимся Господу и Спасителю нашему о еже сохранити в единении и правоверии Церковь Православную во всем мире пребывающую и даровати ей мир и безмятежие, любовь и согласие, рцем вси, Господи, услыши и помилуй. Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на Святую Церковь Православную и сохранити ю от разделений и расколов, от вражды и нестроений, да не умалится и не поколеблется единство ея, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Господи, услыши и помилуй».

В этих словах православной молитвы, которая с минувшей недели стала звучать во всех храмах и монастырях Русской Церкви, слышатся боль за начавшееся разделение Православного мира и надежды на то, что Господь не попустит углубления уже свершившихся расколов. Расколов, которые, говоря образным церковным языком, раздирают нешвенный Хитон Христов, а языком политологии — деконструируют восточно-христианскую (православную) цивилизацию.

Линия разделения пролегла по многострадальной Юго-Западной Руси. И то, что именно украинские расколы избраны «нашими западными партнерами» в качестве главного тарана, разрушающего ключевую духовную и культурно-историческую основу православной цивилизации, неслучайно. Куда печальнее, что если еще вчера эти расколы были лишь псевдоправославными сектами разной степени маргинальности, существующими исключительно благодаря поддержке украинских националистических властей в центре и на местах, то сегодня эти группировки могут получить видимость легальности от патриарха Варфоломея, претендующего на «всеправославный» статус практически «восточного папы».

Раскольнические действия турецкоподданного «Константинопольского» патриарха Варфоломея (в реальности — стамбульского, ютящегося в маленьком, некогда греческом, а ныне турецком районе Фанар) уже привели к зримой трещине в православном единстве. И хотя Русская Церковь избрала мягкую форму разрыва отношений с Константинопольским Патриархатом, сам факт этого разрыва демонстрирует, что в Православном мире «что-то не так». А это значит, что перемены неизбежны. Какими они будут? Попробуем спрогнозировать, осознавая, что Церковь Христова стоит не человеческими планами, но Божиим Промыслом, а потому выступать «синоптиком» в этом вопросе — дело дерзновенное, но ненадежное. И все же попробуем.

«Реорганизовать раскол»: Стамбульские легаты в Матери городов русских

Раздор между Московским и Константинопольским Патриархатом, как мы уже не раз писали, произошел по причине вероломного вторжения на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Патриарх Варфоломей прислал на территорию Юго-Западной Руси (современной Украины) двух своих представителей, именуемых «экзархами». Пока речь идет не о создании параллельной иерархии, «экзархата», но оба «восточно-папских легата» на встрече с главой украинского националистического режима паном Порошенко уже четко заявили о цели своего визита:

"Мы приехали с чрезвычайной миссией, представляем Вселенского патриарха Варфоломея для того, чтобы продолжить работу над уже решенным вопросом, что начало процесса предоставления автокефалии украинской православной церкви стартовало. Мы на прямой, которая идет к финишу".

Но что в реальности могут предпринять архиепископ Даниил (Зелинский) и епископ Иларион (Рудник), прибывшие в Киев из двух, некогда раскольнических, а с 1990-х годов подчиняющихся Константинопольскому патриарху, националистических группировок — «УПЦ в США» и «УПЦ в Канаде»? Очевидно, они будут готовить итоговое решение патриарха Варфоломея, у которого вариантов для следующего хода не так уж и много. Так, духовник Телеканала «Царьград», настоятель храма мученицы Татианы при МГУ, протоиерей Владимир Вигилянский полагает, что наиболее очевидных — пять:

а) признать раскольничий «киевский патриархат»,

б) признать одну из ветвей раскольнической УАПЦ,

в) образовать по совету высших украинских политиков новую, ранее не существовавшую, религиозную организацию — Единую Украинскую Православную Церковь — и долго ждать, когда в нее вольются члены, отколовшиеся от других религиозных организаций,

г) дать автокефалию небольшой группе архиереев из Украинской Православной Церкви, решившихся стать раскольниками в отношении к своей Матери-Церкви,

д) создать на Украине свою Константинопольскую епархию.


Любой из этих вариантов противоречит незыблемым церковным правилам — канонам. А потому какими бы благими намерениями и пафосной риторикой ни пытались патриарх Варфоломей, его «экзархи» и сторонники оправдать подобные деяния, Русская Церковь и большинство Православных Поместных Церквей никогда не согласятся с этими действиями. Наименее же комплиментарные Московскому Патриархату (например, та же Румынская), скорее всего, займут нейтрально-выжидательную позицию.

Православные Предстоятели прекрасно понимают: если сейчас начать пересмотр канонических территорий Поместных Церквей, это потянет за собой целую череду нерешенных проблем, среди которых церковная ситуация в Республиках Абхазия и Южная Осетия — далеко не самая проблематичная. Увы, в экклезиологической (церковно-политической) реальности существует немало спорных территориальных вопросов, начиная от конфликта между Иерусалимским и Антиохийским Патриархатами и заканчивая македонским расколом на территории бывшей Югославии. Однако в «украинском» случае этот конфликт усугубляется гражданским противостоянием, которое в случае попытки реорганизации и легализации патриархом Варфоломеем местного раскола может привести к новой крови. Протоиерей Владимир Вигилянский уверен:

"В любом из этих вариантов "вдолгую" проигрыш патриарха Варфоломея неизбежен, но украинской крови прольется немало, что, помимо всего прочего, будет способствовать закату политической карьеры президента Порошенко и всех тех, кто участвовал в этой авантюре. История такое не прощает! Патриарху Варфоломею стоит задуматься, с какими деяниями он уйдет в Вечность, ведь на кону не только его судьба, но судьба его Патриархата".

Очевидно, что западным кураторам турецкоподданного первоиерарха не до судьбы его Патриархата. Однако они ловко играют на его греческих националистических чувствах, помноженных на многолетнюю мечту Константинопольских патриархов стать не просто «первыми среди равных» в диптихе Поместных Православных Церквей, но получить «первенство власти», по сути, стать «восточными папами», имеющими право вершить судьбы Православного мира. Эта латинско-еретическая в своей основе идея давно подтачивала единство Православного мира, но именно сегодня привела к тому, что действия патриарха Варфоломея на Украине стали моментом истины.

«Фанарская схизма»: предыстория

Очевидно, решение Священного Синода Русской Православной Церкви приостановить поминовение патриарха Варфоломея, сослужение с константинопольскими иерархами, а также участие в структурах, возглавляемых представителями Фанара, является не стремлением к экклезиологическому обособлению, но пока лишь мягким предупреждением заигравшемуся в чужие игры. Евхаристическое единство пока не прервано (хотя, если патриарх Варфоломей не отыграет назад, этот шаг будет следующим). Более того, на уровне священноначалия Русской Церкви пока не поставлен вопрос о православности Фанара. Хотя в синодальном заявлении к тому уже есть четкие и неоспоримые предпосылки:

"За последними односторонними действиями и высказываниями Патриарха Варфоломея стоят чуждые Православию экклезиологические представления. Недавно, выступая перед собранием иерархов Константинопольского Патриархата, Патриарх Варфоломей утверждал, что "Православие не может существовать без Вселенского Патриархата", что "для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая "заквашивает все тесто" (Гал. 5:9) Церкви и истории". Эти высказывания трудно оценить иначе, как попытку перестроить православную экклезиологию по римско-католической модели".

А потому, если полный разрыв с Константинопольским патриархатом все-таки наступит, то не только из-за нарушения канонов, но и вследствие поступательного удаления Фанара от Православия. Уже не первого в его истории: напомним, что впервые Русская Церковь отделилась от Константинопольской в середине XV века вследствие впадения последней во Флорентийскую унию с Римско-католической. В дальнейшем подобные отступления от церковной истины повторялись не раз. Назовем лишь самые известные из них.

1. Деятельность Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса (1572-1638). Во времена патриаршества этого исторического персонажа Константинопольский Патриархат уже не только разорвал Флорентийскую унию с римо-католиками, но и восстановил общение с Русской Церковью. Однако в Европе именно в этот период широко распространялась протестантская Реформация, и Константинопольский первоиерарх сблизился с ее представителями, увлекшись кальвинизмом. В 1629 году в Женеве вышло сочинение Лукариса «Восточное исповедание христианской веры», впоследствии анафематствованное несколькими православными Соборами.

2. Большой московский собор 1666-1667 годов. На этом соборе, созванном русскими церковными реформаторами, присутствовали представители нескольких греческих Церквей, включая Константинопольскую. На этом соборе при полной поддержке (а в некоторых случаях и с их подачи) греков были наложены ошибочные проклятия на древние богослужебные чины и книги, а также по его итогам начались репрессии против противников богослужебной реформы (впоследствии названных «староверами» и «старообрядцами»). Эти действия привели к самому страшному в истории Русской Церкви расколу, гибели многих наших соотечественников и значительному социальному расслоению всего русского общества (Александр Солженицын был уверен, что корни трагедии 1917 года заключались в Расколе XVII века).

3. Деятельность патриарха Мелетия (Метаксакис) (1871-1935). Этот иерарх сыграл роковую роль в размежевании Русской и Константинопольской Церквей в первой половине XX века. В 1922 года именно он инициировал, не уведомив другие Поместные Православные Церкви, признание оспариваемой даже римо-католиками законности англиканской иерархии. Именно патриарх Мелетий признал советских раскольников-обновленцев (поддержав их травлю Святителя Тихона, Патриарха Московского), а также всевозможных церковных «самостийников» тех лет (украинских, эстонских и тому подобных). Именно он провел обновленческую календарную реформу, породившую целый ряд консервативных «старостильнических» расколов (в один из которых от Константинопольских патриархов в итоге отошли афонские «зилоты» во главе с крупным святогорским монастырем Эсфигмен).

4. Деятельность патриарха Афинагора (Спиру) (1886-1972). Ученик, помощник и сподвижник патриарха Мелетия, патриарх Афинагор продолжил и во многом усилил модернистские шаги своего учителя. Под давлением США в 1948 году он сменил более консервативного (и настроенного на нормализацию отношений с Русской Церковью) патриарха Максима, после чего начал активную либерально-экуменическую деятельность по сближению с Римско-католической церковью. Именно патриарх Афинагор в 1964 году совершенно необоснованно снял с римо-католиков анафему, наложенную в 1054 году. И именно его деятельность сегодня продолжает его ученик, Константинопольский патриарх Варфоломей.

Очевидно, деяния либерально-обновленческих патриархов-экуменистов уже давно готовили почву для сегодняшней «Фанарской схизмы». И столь же очевидно, что механическое единство с этими постоянно поступающимися базовыми основаниями православной веры иерархами не просто не нужно, но опасно. Куда важнее — единство в Истине. В дальнейшем Телеканал «Царьград» планирует более подробно разобрать эти и некоторые другие эпизоды из истории Константинопольского Патриархата, в особенности — касающихся его отношений с Русской Церковью.

Единство в Истине и «авангард» Православия

Сегодняшнее разделение Русской Церкви с Константинопольским Патриархатом, разумеется, не является разделением со всем Мировым Православием. Большинство православных иерархов не в восторге ни от устремлений патриарха Варфоломея стать «восточным папой», ни от его либерально-обновленческих инициатив, начиная с легализации второбрачного духовенства, заканчивая братаниями с Римскими папами. Другое дело, что и вмешиваться в конфликт Фанара с Русской Церковью никто не спешит. Однако именно таким молчанием, по словам Святителя Григория Богослова, предается Бог. Напомним, в течение последнего времени иерархи большинства Поместных Церквей уже выражали поддержку канонической Украинской Православной Церкви как самоуправляемой, но неотъемлемой части Московского Патриархата.

И в то же время у Русской Православной Церкви именно сегодня появляется уникальная возможность, освободившись от псевдовизантийских «поводков» (турецкий Фанар куда дальше от Христианской Империи Ромеев — Византии, — чем Третий Рим), провести детальную церковно-историческую и богословско-каноническую ревизию фанариотских отступлений от Православия. И в том числе дать более четкую оценку русской церковной трагедии, начавшейся во второй половине XVII века, включая греко-латинскую роль в тех страшных событиях. И для этого разбора стоит привлекать не только внутрицерковных экспертов, но и специалистов из разных старообрядческих согласий. Примерно так же можно поставить вопросы и по старостильническим расколам в целом ряде стран Православного мира, а также на Святой горе Афон.

Более того, именно Русская Церковь сегодня вполне способна стать авангардом Мирового Православия в его возвращении к святоотеческим основам, попранным модернистами всех времен, а особенно — XX века. Разумеется, на сегодняшний момент это пока еще не данность, но задание. Задание, которое мы промыслительно получили в трагических условиях гражданского противостояния на Украине и абсолютно антицерковного политического процесса украинской автокефализации, начатого националистическими властями в Киеве и активно поддержанного Фанаром. И сегодня очень важно использовать эти трагические события ради утверждения в Истине и утверждения Истины — Святого Православия.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
18.09.2018

Михаил Тюренков
Источник: https://tsargrad.tv/articles/nash-otvet-vostochnomu-papstvu-russkaja-cerkov-mozhet-stat-avangardom-pravoslavija_158627




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта