Александр Кареевский: Насколько эффективна политика Центрального банка? (12.11.2015)
На днях, выступая в Госдуме, глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила, что людей интересует уровень инфляции, то есть темпы роста цен, а вовсе не курс рубля к мировым валютам. Таким образом, руководство ЦБ фактически оправдывает свое бессилие против повышенной волатильности на валютном рынке. Мол, резкие движения на нем не влияют на инфляцию. Вернее, влияние носит ограниченный характер. В теории это, конечно, так. Да и жители многих стран мира действительно не следят за курсом своей национальной валюты в обычной жизни. Об этом рассуждает в программе "Реплика" экономический обозреватель Александр Кареевский.
У нас же ситуация несколько иная. С одной стороны, половину наших граждан, действительно, валютный курс не интересует ввиду хронического отсутствия в их руках иностранных денежных знаков. Но у тех , кто имеет возможность их купить, часто возникает вопрос: купить сейчас или подождать, когда валюта станет немного дешевле. И не только для поездки за рубеж. За десятилетия рыночной экономики, как говорится, нашего разлива, мы четко уяснили: если растет доллар, жди повышения цен в магазинах. Причем даже при обратном движении доллара цены за ним вниз не пойдут. Так уж устроена наша розничная торговля: по принципу диода, который, как известно, пропускает переменный электрический ток только в одном направлении. И эта закономерность работает как часы. Но она явно противоречит теоретическим выкладкам наших денежных властей: на уровень инфляции валютные котировки имеют ограниченное влияние. Действительно, факторов инфляции много, и далеко не все они носят монетарный характер. И в ЦБ это вроде бы понимают, но почему-то решают посвятить свою деятельность прежде всего борьбе с ростом цен, не обращая особого внимания на состояние экономики в целом, уверенно заявляя, что именно инфляционные ожидания граждан создают основные проблемы. Именно они не позволяют снизить процентные ставки и, таким образом, поддержать экономический рост. И даже предлагают строить овощехранилища, чтобы не создавать сезонного всплеска цен на плодоовощную продукцию. А то граждане, прежде всего из-за опережающего роста цен на продовольственные товары, услуги ЖКХ, и ощущают общие темпы инфляции.
Но, замечу, дело тут не в ощущениях. Просто это основные статьи расходов большей части нашего населения. На остальные благА просто не остается денег. И величина этих основных расходов растет гораздо более быстрыми темпами. Таким образом, мы имеем высокие инфляционные ожидания, высокие ставки процента для борьбы с ними и при этом ЦБ - в роли благородного рыцаря, посвятившего свою жизнь спасению людей от высоких цен. А для этого не жалко тех, кому и не хватит средств, чтобы дождаться этих светлых времен, когда огурцы и помидоры будут дешевы, а процентные ставки по кредиту соответственно низкими. Вот только кто их будет покупать?
Усилиями наших монетарных властей посредством девальвации и сокращения предложения рубля потребительский спрос упал на 20-25%. Это означает, что реально располагаемые доходы населения падают. Государственные расходы не могут расти из-за бюджетных ограничений. Получается, что причин ускорения экономического роста сейчас нет. Надежды на скорое снижение ставки рефинансирования из-за высоких инфляционных ожиданий тоже не увеличиваются. А снизить их не только овощехранилищами, но и стабилизацией валютного курса - МАЛО. Хотя рубль, по заявлению Эльвиры Набиуллиной, и нашел себя в новых условиях свободного плавания, глядя на котировки, которые быстро меняются, увы, пока этого не скажешь.
И вроде бы рубль торгуется сейчас в некоем диапазоне. Однако нет никакой гарантии, что он не уплывет куда-нибудь опять в штормовые воды. Это косвенно признал первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин. Он считает, что в нынешних условиях на мировых рынках значительно снизить волатильность рубля вряд ли возможно. Получается, что снизить эти самые инфляционные ожидания, из-за которых все беды, не получится. Это только в ЦБ считают, что граждан не волнует валютный курс. Но сами граждане, не зная, что, по мнению Центробанка, им это неинтересно, сколько стоит доллар или евро, продолжают пристально наблюдать, как спекулянты гоняют туда-сюда наш родной рубль, порой даже по несколько процентов в день, и думают: 60 будет к новому году или 70? А то путевки уже надо на отдых покупать….
То же делает и бизнес, но на всякий случай цены поднимает, так как в 70 верит больше, чем в 60. Но даже если доллар будет и 50, цены все равно не упадут. Так как нет уверенности, что вскоре опять не будет 70. Ведь на нашем рынке 3 четверти потребительских товаров импортные и напрямую зависят от курса рубля. ЦБ это, конечно, знает. Именно поэтому, несмотря на политику плавающего курса, на всякий случай страхуется и изымает рублевую ликвидность с рынка. Только во вторник банки не досчитались 500 миллиардов рублей. Как бы чего не вышло, думает регулятор: как начнут банки опять к 70 рублям за доллар плыть при первых же проблемах на нефтяном рынке - не остановишь.
У рядовых граждан нет столь глубоких познаний в экономических теориях, зато есть жизненная смекалка: штормит рубль - жди роста цен. Так что пока мы не наведем порядок на валютном рынке, ситуация принципиально не изменится. А для этого в свободное от строительства овощехранилищ время, может, все-таки задуматься руководству нашего ЦБ о том, насколько эффективна в целом та политика, которую они проводят в жизнь. Уверяют же многочисленные эксперты и известные экономисты, что есть другая, более щадящая для граждан и более эффективная для бизнеса экономическая политика, которая открывает новые горизонты для процветания страны.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Александр Кареевский
Источник: http://www.vestifinance.ru/
Страницы: [1]