Алексей Топоров: Натовские миротворцы ведут дело к установлению в Косово мира без сербов (НАТО) (30.04.2019)
Как и в 1999 году, так и спустя двадцать лет действующие по решению ООН и под управлением НАТО международные вооружённые силы KFOR делают всё для того, чтобы Сербия и сербы ушли из Косово, а албанцы утвердились там на правах хозяев.
Только в апреле в Косово произошли два скандала, связанные с KFOR (НАТО).
В первых числах апреля посольство Великобритании в отторгнутом от Сербии крае (в «Республике Косово»), а следом за ним Министерство иностранных дел Германии выступили с предупреждениями к своим гражданам не посещать сербские северные анклавы – Косовскую Митровицу, Звечан, Лепосавич и Зубин Поток по причине «криминальной обстановки» там. Формулировка интересная, поскольку данные о криминальной обстановке в северных сербских анклавах и в остальных муниципалитетах края, населённых теперь преимущественно албанцами, далеко не в пользу последних. И едва эти предупреждения появились, как около сорока военнослужащих KFOR перешли мост через реку Ибар, разделяющую албанскую и сербскую части Митровицы, а затем прогулялись по улице Короля Петра. Вояж вооружённых людей в чужой форме, к которым в Косово за последние двадцать лет уже привыкли, остался бы незамеченным, если бы среди пришельцев не было военных в албанской военной форме. А когда «гости» покинули Косовскую Митровицу, на опорах сербской (северной) части моста остались надписи: «UCK» (Армия освобождения Косово) и «Косово – это Албания».Только в апреле в Косово произошли два скандала, связанные с KFOR (НАТО).
По горячим следам происшествия представители «Сербского списка» – политической организации, объединяющей косовских сербов, направили запрос командующему KFOR: что делали в Косовской Митровице албанские военные, если Албания не член миссии KFOR? Ответ был краток: «Офицеры НАТО в сопровождении KFOR проводили разведывательную работу». Популярности силам KFOR (НАТО) у местных жителей это не добавило.
И второй случай. В конце апреля часть сербских представителей в «Республике Косово», которых сами сербы считают коллаборационистами, совершили показательный демарш. Зная, что одному из сторонников окончательного отторжения Косово от Сербии запрещён въезд в большую Сербию, группа представителей Самостоятельной либеральной партии вместе с её лидером Слободаном Петровичем (союзником Хашима Тачи) и косовским министром сербского происхождения Дияной Живич в знак протеста прошли через пограничный переход Мердар и обратно под охраной косовской полиции и бойцов KFOR. В нарушение резолюции СБ ООН №1244 (1999), признающей суверенитет Сербии над Автономным краем Косово и Метохия (в тексте ооновской резолюции была указана союзная Югославия, правопреемницей которой является Сербия). Впрочем, нарушать резолюцию 1244 альянс начал с момента ввода войск KFOR в Косово, поскольку был обязан разоружить албанские формирования, но вместо этого позволил превратить их в полноценную армию.
Силы KFOR (НАТО) никогда не были беспристрастны в косовском конфликте. В 1999 году, едва войдя на территорию края, немецкие «миротворцы» в Призрене стали участниками инцидента, который был показан по американскому телевидению: они в упор расстреляли гражданский автомобиль с двумя сербами; автомобиль при виде вооружённых людей дал задний ход, в результате водитель был убит, а пассажир ранен и истёк кровью. Оружия у сидевших в машине не было.
В целом, по данным из открытых источников, только с 10 июня 1999 по 30 марта 2000 года в Косово были убиты 835 сербов, уничтожено или частично разрушено более 50 тыс. домов, принадлежавших неалбанцам, а за первые два года мандата KFOR в крае, кроме того, были разрушены 107 православных храмов.
Вторая мощная вспышка насилия произошла в Косово в 2004 году, когда на волне слухов об убийстве сербами албанских подростков (впоследствии экспертиза доказала, что дети погибли в результате несчастного случая) по краю прокатилась волна антисербских погромов. Тогда за три дня были разрушены 35 православных храмов и монастырей, около 900 домов, убиты 16 человек (по официальным данным), около тысячи ранены, более четырёх тысяч сербов изгнаны из мест проживания.
С тех пор вспышки насилия в отношении сербов происходят периодически. Так, в 2010 году во время сербского протеста в Косовской Митровице против открытия в анклаве офиса албанской сепаратистской администрации неизвестный бросил в толпу протестующих гранату, шесть женщин и шесть мужчин были ранены; один из раненых, получивший осколок в область сердца, впоследствии скончался. В 2013 году в ответ на демонтаж сербскими властями памятника террористам UCK в населённом преимущественно албанцами сербском Прешево их косовские соплеменники в ответ за один день уничтожили 132 сербских надгробия на кладбищах, подожгли две церкви, разрушили памятник жертвам Второй мировой войны и расстреляли памятник детям Гораждевца, убитых албанскими боевиками в 2003 году во время купания в реке.
Эти преступления продолжаются, несмотря на присутствие в крае «миротворцев» KFOR (НАТО). Зато KFOR успевает в другом. Например, в ликвидации баррикад на пограничных переходах Брняк и Яринье в 2011 году, возведённых сербами в ответ на намерение сепаратистских властей поставить там полноценные таможенные пункты на границе с Сербией. Тогда, чтобы разогнать протестующих сербов, натовцы открыли огонь, утверждая впоследствии, что стреляли в людей резиновыми пулями. Однако врачи в Косовской Митровице, оперировавшие семерых раненных, констатировали, что раны были нанесены боевыми патронами из оружия калибра 5.65, используемого в войсках НАТО. Обстреляна была и скорая помощь, приехавшая за пострадавшими.
Так называемые миротворцы в Косово ведут дело к установлению там албанского мира. Горстке оставшихся сербов здесь будет отведена лишь роль коллаборационистов, сотрудничающих с этносепаратистским режимом.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /