Марина Балтачёва, Михаил Мошкин: «Не вернемся ни при каких обстоятельствах» (12.03.2015)
Россия не будет восстанавливать свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и не исключает, что скорректирует сотрудничество с Западом в сфере контроля над вооружениями. Договор, подписанный на излете холодной войны, в последние годы лишь помогал НАТО закрепиться у рубежей России. Пока Москва честно следовала ограничениям «мертвого» ДОВСЕ, «западные партнеры» развязали себе руки.
Россия не намерена восстанавливать свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Такое заявление сделал в среду директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД Михаил Ульянов.«Я думаю, что ни при каких обстоятельствах мы не вернемся к ДОВСЕ», - подчеркнул дипломат в комментарии Интерфаксу. Москва не исключает, что может внести коррективы в сотрудничество с Западом в сфере нераспространения и контроля над вооружениями, - цитирует заявление МИД России РИА Новости.
Генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг поспешил выразить свое разочарование «приостановкой Россией работы консультативной группы по ДОВСЕ», - прокомментировал решение Москвы руководитель НАТО. «Консультации по вопросам вооружений важны», - добавил Столтенберг.
Поясним, что Россия приостановила свое участие в ДОВСЕ еще в 2007 году, согласившись продолжить работу только в Совместной консультативной группе (СКГ). Начиная со среды прекращается и работа в этом формате.
«Полный анахронизм»
ДОВСЕ «совершенно не соответствует нынешним реалиям, это - полный анахронизм», пояснил Ульянов, напомнив о том, что документ разрабатывался еще в конце 1980-х, когда существовали СССР и Организация Варшавского договора (ОВД).
Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в Париже в 1990 году 16 государствами-участниками НАТО и шестью странами Варшавского пакта. Одной из целей заключения договора было провозглашено ограничение возможности размещения обычных вооружений между вдоль линии соприкосновения двух блоков, что явно не соответствует нынешним реалиям.
Кроме того, договор был призван контролировать количество вооружения – танков, военных самолетов, тяжелой артиллерии на территории между Атлантикой и Уральскими горами. На этой территории обеим группам государств-участниц договора (странам НАТО и ОВД) разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, чье суммарное количество не должно было превышать: 40 тыс. танков, 60 тыс. боевых бронированных машин, 13,6 тыс. боевых самолетов и 4 тыс. ударных вертолетов. Вводились ограничения и на другие виды обычных вооружений, в том числе БМП и БТР.
ДОВСЕ вводил и так называемые ограничения на флангах – для Советской армии и армий стран ОВД это были Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа; для НАТО - Греция, Исландия, Норвегия и Турция. На флангах каждой стороне разрешалось размещать 4,7 тыс. танков, 5,9 тыс. бронемашин и 6 тыс. артиллерийских систем.
Еще в 2008 году тогдашний начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский, выступая в Госдуме, подчеркнул, что «фланговые ограничения (в ДОВСЕ) носят дискриминационный характер и должны быть отменены».
«Страны НАТО предпочли обходить положения договора»
В нынешнем разъяснении главы департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаила Ульянова говорится «охлаждение отношений с Западом серьезных значительных последствий для взаимодействия наших стран в сфере нераспространения и контроля над вооружениями не имело», но «вряд ли это может продолжаться вечно».
«Если нас считают противниками, то вряд ли получится продолжать сотрудничать, будто ничего не происходит», - цитирует Ульянова РИА Новости. Дипломат не исключил, что Россия «проведет обзор ситуации в этой сфере (нераспространения и контроля над вооружениями)». «Какие-то коррективы могут быть внесены», - сообщил директор департамента МИДа.
О том, что Россия приняла решение приостановить свое участие в заседаниях СКГ, стало известно накануне из сообщения Антона Мазура, главы нашей делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями.
«Российская сторона на протяжении многих лет делала все возможное для поддержания жизнеспособности режима контроля над обычными вооружениями, была инициатором переговоров по адаптации ДОВСЕ, ратифицировала Соглашение об адаптации», – заявил Мазур, чье сообщение было размещено на сайте МИДа. Руководитель делегации констатировал, что «к сожалению, страны НАТО предпочли фактически обходить положения ДОВСЕ за счет расширения альянса, одновременно под надуманными предлогами препятствуя вступлению в силу соглашения об адаптации».
С точки зрения Генштаба, устаревший ДОВСЕ позволяет натовцам практически без всяких ограничений реализовывать стратегию продвижения альянса на восток, осуществлять реконфигурацию американского военного присутствия в Европе, осуществлять постоянный мониторинг состава и состояния российской группировки вооруженных сил в европейской зоне.
Очередным подтверждением этого очевидного утверждения может служить то, что в среду сотни единиц военной техники из США прибыли в Латвию для прохождения учений Atlantic Resolve («Атлантическая решимость»). Учения призваны продемонстрировать России готовность НАТО обеспечить оборону и безопасность балтийских союзников – Латвии, Литвы и Эстонии, отметила ВВС. После завершения маневров американские танки останутся в Европе.
«Порох держать сухим, нос держать по ветру»
Прекращение участия России в ДОВСЕ с одобрением восприняли в обеих палатах парламента. Зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников заявил: российские инициативы, направленные на обеспечение безопасности Европы, разбивались о неконструктивную позицию Запада. «Новые переговоры можно было вести, если есть желание их вести с той стороны. А если их не было, это было всем понятно, что надо было прекратить работу контактной группы», – цитирует парламентария «Русская служба новостей».
Калашников добавил, что «эта история тянется 15 лет в вялотекущем виде в надежде на то, что когда-либо кто-либо ратифицирует договор. А потом мы вышли из ДОВСЕ, и вообще смысл пропал», – напомнил парламентарий.
Глава думского комитета по обороне, адмирал Владимир Комоедов в комментарии ТАСС подчеркнул, что Россия была вынуждена приостановить свое участие в ДОВСЕ из-за действий США – и при нынешней администрации Белого дома вряд ли следует ожидать каких-либо перспектив для создания аналога договора 1990 года. «Они (руководители Соединенных Штатов – прим.) к этому, наверное, все и вели - чтобы развязать себе руки», - подчеркнул адмирал Комоедов. По мнению парламентария, в недавнем прошлом командовавшего Черноморским флотом, «нам надо порох держать сухим, нос держать по ветру, искать и находить союзников в противовес, устанавливать теснейшие связи с Востоком, вплоть до военных, крепить свою оборону».
Впрочем, как добавил член комитета Госдумы по обороне, генерал-полковник Виктор Заварзин, решение о приостановлении участия России в заседаниях СКГ по ДОВСЕ не ставит точку на переговорном процессе о контроле над обычными вооружениями в Европе. В свою очередь, член комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич заявил РИА «Новости», что Россия может через какое-то время возобновить свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), так как европейцы начинают «видеть сквозь темные очки».
Выход России из ДОВСЕ «является логичным шагом и отвечает сложившимся на сегодняшний день военно-политическим реалиям», полагает глава комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Озеров.
В момент подписания соглашения «Польша, Венгрия были странами Варшавского Договора, и то были одни ограничения. Сегодня эти страны входят в состав НАТО, и ситуация кардинальнейшим образом поменялась», - заметил сенатор в комментарии Интерфаксу.
Хотя Россия неоднократно предлагала адаптировать ДОВСЕ к новым реалиям, «однако на Западе этот вопрос увязывают с урегулированием обстановки вокруг Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии», - напомнил Озеров. С учетом того, что Запад не желает подготовить новый адаптированный договор, то вполне логичным является выход из него, констатировал глава комитета Совфеда по обороне и безопасности. Сенатор пояснил, что теперь Россия может «размещать свой личный состав и свое вооружение, не оглядываясь на фланговые ограничения», которые были приняты Советским Союзом при подписании ДОВСЕ.
«Наши партнеры, мягко говоря, развязали руки»
«Скажем проще: Россия выходит из ДОВСЕ с 11 марта», - заметил в комментарии Интерфаксу экс-начальник Генштаба Юрий Балуевский. По его мнению, «сегодня есть все объективные основания сделать второй шаг - приостановить, полностью выйти из ДОВСЕ». «Почему? Потому что наши партнеры по Договору, мягко говоря, уже полностью развязали себе руки, - поясняет генерал. - Без всяких там целесообразностей, оперативных, политических, военных начинается переброска войск сначала под видом учений, но я убежден, что то, что сегодня они создают группировки на территории прибалтийских государств, Польши, я убежден, что часть тяжелой техники, если не вся тяжелая техника, останется на территории этих государств».
«Этот договор уже много лет не работает, он – мертвый», - считает президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. Эксперт объяснил, что Россия постоянно участвовала только в консультативной группе, держала там делегации. «Периодически там собирались, но не смогли сформировать повестку дня», - подчеркнул собеседник.
По мнению эксперта, уже в 1990 году ДОВСЕ «был ущербным, потому что американцы категорически настояли, чтобы не включались морские вооружения, крылатые ракеты и так далее».
Ивашов напомнил, что в 1999 году была попытка адаптировать договор с учетом изменившихся условий: нет Варшавского договора, ряд стран восточного блока стали членами НАТО и «прибалты в очереди стояли». «Вроде что-то там получалось, но он так в силу и не вступил», - отметил Ивашов. При этом для России ограничения договора: особенно фланговые, и особенно на юге – кавказкой зоне, продолжали лимитировать численность наших вооружений, добавил собеседник. «Поэтому в 2007 году Россия заморозила свое участие в этом договоре, но согласилась ждать лучших времен: что может быть отношения между Россией и Западом улучшатся, НАТО осознает важность этого договора. Однако этого не случилось. Поэтому состоялись похороны этого мертвого дитя», - заключил эксперт.
«Политические процессы – в явном противоречии с духом договора»
Эксперт ассоциации военных политологов Александр Перенджиев назвал выход России из ДОВСЕ «вынужденной» мерой. Он напомнил, что сейчас, когда «США обсуждают вопросы поставок оружия на Украину, когда на Украину открыто поставляет оружие Литва и недавно был скандал по поводу поставок из Чехии, получается, что эта консультационная группа, по крайней мере, молчаливо соглашается с той ситуацией, которая сейчас происходит».
Перенджиев напомнил, что заявление по поводу создания вооруженных сил ЕС также не вписывается в концепцию ДОВСЕ. «В наступившей ситуации Россия вынуждена приостановить свою работу в договоре, потому что политические процессы, которые сейчас происходят, идут в явное противоречие с самим духом этого договора», - заключил политолог.
Директор московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин позитивно воспринял новость о прекращении участия России в СКГ по ДОВСЕ. «Эта группа, как я понимаю, была чисто формальным институтом, который не занимался какими-то вопросами по существу. Так что это - демонстративный, символический шаг. Это, если хотите, ответ на ту деятельность, которую НАТО сейчас разворачивает по укреплению своего восточного фланга от Балтики до Черного моря», - цитировали Тренина РИА «Новости».
Он добавил, что это «дипломатический жест», не имеющий серьезного реального содержания: «...мало что меняется. Но как демонстрация, как жест он фактически сигнализирует, что сейчас в Европе отсутствует совместная система безопасности» - констатировал Тренин. Кроме того, по мнению эксперта, это объясняется тем, что ДОВСЕ в его нынешнем виде устарел и не отвечает интересам национальной безопасности России.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Марина Балтачёва, Михаил Мошкин
Источник: http://vz.ru