Гавриленко Дмитрий: Нечерная пятница (24.01.2016)
Ночь с 22 на 23 января в США закрепила пятничный рост индексов, первый такой дружный и сильный рост с начала года. В пятницу 22-го китайские индексы прибавили от одного до трех процентов. Японские индекс Nikkei 225 вырос на 5,88%. Из Азии волна подъема перекинулась на Европу, где основные индексы выросли от двух до четырех процентов. Не стал исключением и российский рынок, на который кроме общемирового положительного тренда оказала влияние значительно подорожавшая нефть. Марка Brent поднялась в цене на 10 % в течение дня и ее стоимость составила 32,18 долларов за баррель. В результате индекс РТС вырос на 9,38%, а ММВБ прибавил 2,43%. Не отстали от общей тенденции и биржи США – рост индекса NASDAQ составил 2,66%, а Dow Jones 1,33%.
Слова стоимостью в миллиарды
Основным драйвером для удорожания ценных бумаг и нефти, по-видимому, послужили новости о намерениях монетарных властей Евросоюза. Еще в четверг глава Европейского Центрального банка Марио Драги заявил, что на следующей встрече совета управляющих ЕЦБ, которая пройдет в марте, может быть рассмотрен новый пакет стимулирующих мер. Это заявление, в свою очередь породило ожидание, что Банк Японии, на своем заседании 28 января, тоже примет решение о продолжении программы количественного смягчения. Таким образом, волну оптимизма на японском фондовом рынке вызвали по сути домыслы, основанные на заявлениях ЕЦБ о возможном смягчении монетарной политики. Но и этого оказалось достаточно для бурного роста японского фондового рынка в течение пятничной торговой сессии. Так истосковались инвесторы по хорошим новостям.Исторические минимаксы
Конечно, поводов для оптимизма не так уж и много. Даже после пятничного роста, биржевые индексы находятся намного ниже показателей начала этого года – слишком сильно они упали за прошедшие три недели. Например, американский NASDAQ начал 2016 год с отметки в 5007 пунктов, а после роста 22 января остановился на 4591 пункте. Nikkei 225 после почти 6-ти процентного роста достиг отметки в 16958 пунктов, а ведь перед Новым годом равнялся 19033 пунктам.РТС, выросший за пятницу на 9,38% и достигший 691 пункта, на начало года составлял 757 пункта. О максимальных показателях РТС 2011 года в 2044 пункта или о максимуме 2008 года в 2460 пунктов нечего и говорить.
Программы количественного смягчения, проведенные ФРС США с 2008 по 2014 годы, еще сильнее наполнили фондовые рынки ликвидностью. Банки, получив эти деньги направили их на максимально удобный для них рынок акций и фьючерсов, где вызвали рост производства в отдельных отраслях - напрмер, сланцевой нефти. Сделанные тогда инвестиции продолжают работать по сей день - несмотря на крах стоимости фьючерсов нефти или никеля, длинный производственный цикл запущен и останавливать производство нет смысла, так как основные расходы на запуск производства были давно понесены. А на новый производственный цикл, во всяком случае в нефтяной отрасли, при такой стоимости фьючерсов, (условно, бурить новую нефтяную скважину или строить инфраструктуру) сейчас, по-видимому, смысла нет.
Нефть быстрого реагирования
Волна подорожания не затронула большинство сырьевых товаров. Кроме нефти, практически ничего не подорожало - алюминий, медь и олово прибавили в цене не более чем 0,3%. А никель, свинец, цинк и палладий снова подешевели. Подорожание нефти явилось исключением не потому, что на нее вырос спрос, и не потому, что из-за низких цен сократилось предложение – предложение по-прежнему существенно превышает спрос. Опасения сокращения добычи в ближайшем будущем, из-за нерентабельности добычи, тоже не играли особой роли. Например, сегодня стоимость никеля в два раза ниже средней себестоимости его производства, но никто не поспешил вкладываться в этот вид сырья. Инвесторы опять посчитали нефть активом, который будет дорожать в первую очередь, вне зависимости от общего состояния экономики. Нефть в очередной раз исполнила роль «черного золота».Надолго ли хватит порции оптимизма, не подкрепленного ростом экономики или эмиссией, покажет ближайшее время. Возможно, инвесторы окажутся правы и программы количественного смягчения будут запущены в ЕС и Японии. Тогда, при условии сохранения жесткой монетарной политики со стороны ФРС США, односторонние действия центральных банков ЕС и Японии приведут, в конечном итоге, к девальвации евро и йены по отношению к доллару США.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Гавриленко Дмитрий
Источник: http://expert.ru/