Алексей Чичкин: Нефтехимия в сухом остатке (29.11.2018)
Производство продукции мало- и среднетоннажной нефтехимии в главном добывающем регионе страны – Ханты-Мансийском автономном округе – Югре стагнирует уже которое десятилетие, впрочем, не только там. Главный фактор накопившихся проблем – неимоверная выгодность экспорта сырья в сравнении с затратами на его глубокую переработку.
Такой вывод напрашивается после презентации инвестиционно-экономического потенциала Югры в ТПП РФ. Если пройтись по всей цепочке: добыча – переработка – нефтехимия, то судя по дискуссиям на форуме и в кулуарах, ситуация в регионе такова. Ресурсы качественной нефти сокращаются из-за преимущественно экстенсивной добычи. При этом легкодоступные пласты истощены, себестоимость растет. Потому приходится консервировать многие проекты и даже идеи. Хотя ресурсы, не осваиваемые ввиду экстенсивной добычи, вполне достаточны для организации в регионе системного производства широкого ассортимента нефтехимии всех переделов. В том числе эксплуатационно-экологически эффективных видов смешанных топлив (например МТБЭ и его производные, смеси), гидравлических жидкостей, масел и присадок, а также промежуточной продукции для мало- и среднетоннажной химии.Отсутствие реального продвижения проектов, намеченных в первой половине 80-х годов в Когалыме, Ноябрьске, Нефтеюганске, Сургуте, вызвано еще и длящейся более 30 лет стагнацией производства современного оборудования для такой переработки. В середине 70-х ставка была сделана на его ввоз в СССР по преимуществу из Японии, Западной Европы, Северной Америки и стран содружества. А в 2014 году вступили в действие антироссийские санкции, включающие запрет на высокотехнологичное оборудование. Потому и сетует известный практик нефтегазовой индустрии Геннадий Шмаль на то, что мы фактически потеряли очень многое, включая результаты НИОКР, многие практические наработки по инновационным продуктам этой сферы.
Напомним, что к мало- и среднетоннажной химии (МСТХ) относится прежде всего выработка основных органических химвеществ, пластмасс и синтетических смол, искусственных и синтетических волокон, реактивов и растворителей широкого ассортимента, особо чистых и элементоорганических материалов, продуктов неорганической химии, большинства видов композитов и производных всего этого ассортимента. При этом многие эксперты небезосновательно полагают, что современные правительственные планы по развитию газонефтехимии предусматривают без детального расчета реальных направлений спроса быстрое наращивание выпуска крупнотоннажной продукции. Масштабные проекты производства полиэтилена, полипропилена и смежных материалов, например, в Татарстане, Тюменской области уже начинают конкурировать между собой, реально угрожая затовариванием внутреннего рынка и экспортом по демпинговым ценам.
Что производит соседний с Югрой мощный Тобольский нефтехимический комплекс? Полипропилен, сжиженные газы (пропан, изобутан, н-бутан), легковоспламеняющиеся жидкости (изопентан, н-пентан, гексан), мономеры (бутадиен и изобутилен), МТБЭ. А что будет выпускать смежный нефтехимический комбинат «ЗапСибНефтехим» (его ввод на полную мощность планируется в 2020-м)? Опять же пропилен, полипропилен, полиэтилен, полиолефины, бутан-бутиленовую фракцию. Причем почти все оборудование на обоих комбинатах из дальнего зарубежья.
Тем временем, как и в сырьевом секторе, близка к критической ситуация во многих сегментах МСТХ ввиду избыточной экстенсивной нефтедобычи не только в Югре. По данным Союза химиков РФ, уже давно остается сложным положение, к примеру, с производством видов отечественных химволокон, внедряемых в термореактивную полимерную матрицу в ракетостроении, и отечественных элементоорганических полимеров, необходимых в микроэлектронике, получении композиционных топлив. В результате с конца 80-х годов от половины до трех четвертей всего объема мало- и среднетоннажных нефтехимпродуктов, требуемых России, в том числе ОПК, страна импортирует. Причем ввоз, по имеющейся информации, бывает контрафактным на 25, а то и на 40 процентов…
Как считает ведущий эксперт Rupec.ru Андрей Костин, с мнением которого согласны многие профильные аналитики, рынок Югры неспособен поддержать инвестиции в местную, особенно объемную нефтехимическую переработку. При этом крупные, но ориентированные на выпуск тоннажа мощности, размещенные здесь, менее эффективны, чем аналогичные, стоящие внутри страны – ближе к основному рынку сбыта, то есть в Европейском регионе РФ. А транспортные реалии региона создают риски в логистике конечной продукции.
За Уралом целесообразно размещение мало- и среднетоннажных производств дорогостоящей остродефицитной нефтехимии. Но при том условии, что будет устранен или хотя бы сведен к минимуму давний дефицит специального подвижного состава для неналивных нефтехимических грузов и увеличится пропускная способность железных дорог ХМАО в направлении европейской части РФ.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Алексей Чичкин
Источник: https://vpk-news.ru