Patrick Smith: Негативные последствия российской стратегии Обамы распространяются по всей Европе (25.12.2014)
Этот президент претендует на роль творца истории. Однако способен ли он отличить хорошую историю от плохой?
Плохая история приключится с Европейским Союзом, если ЕС впадет в новую рецессию в результате геополитических амбиций, которые Америка преследует в Восточной Европе. Несомненно, это будет плохая история, если Обама форсирует движение Вашингтона в сторону столиц Европейских государств, которые были очень слабыми, если не сказать едва заметными, в течение десятилетий.
Плохая история приключится с Европейским Союзом, если ЕС впадет в новую рецессию в результате геополитических амбиций, которые Америка преследует в Восточной Европе. Несомненно, это будет плохая история, если Обама форсирует движение Вашингтона в сторону столиц Европейских государств, которые были очень слабыми, если не сказать едва заметными, в течение десятилетий.
Давайте рассмотрим эту проблему со всех сторон.
Во время ежегодной встречи с журналистами, прошедшей на прошлой неделе в форме свободного диалога, Президент Путин дал понять россиянам, что они столкнулись не с кризисом, а с “трудными временами”. Затем он небрежно добавил: “Называйте это как хотите”. Если принять во внимание его совет, то можно сказать, что русская экономика сейчас находится либо в кризисе, либо на краю оного.
Последние новости гласят: восьмая экономика мира может пойти на спад. Затем наступит цепная реакция.
Содружество Независимых Государств, так же как и бывшие союзные республики, которые не являются членами СНГ, больны и их лихорадит. А те западноевропейские страны, в том числе и Германия, чьи экономики наиболее тесно связаны с экономикой России, будут следующими.
В результате, более здоровый организм может начать испытывать проблемы. В течение одной недели Обама подписал закон о наложении на Россию новых санкций, тогда как несколько стран-членов ЕС впервые открыто выступили против такой стратегии.
Акт о поддержке свободы Украины разрабатывается с тех пор, как об этом сообщил в сентябре сенатский комитет по международным отношениям. Принимая во внимание, в соответствии с этим документом, налагаются новые и весьма жесткие санкции, а также то, что Украине будет выделена военная помощь на сумму 350 миллионов долларов США, сложившуюся ситуацию можно характеризовать не иначе как агрессивные действия в период холодной войны. Обама не внял голосу разума, когда подписывал этот документ в прошлый четверг, придав ему законодательную силу.
Во-первых, становится очевидным, что ранее наложенные санкции являются разрушительными для курса рубля, лишают Россию доступа на международные финансовые рынки, наносят ущерб российскому рынку ценных бумаг и, как недавно заявило Министерство экономики, наносят ущерб российскому ВВП. Во-вторых, если вы находитесь в Европе, а не в Государственном департаменте США, то вы с ужасом осознаете, что все те неприятности, которые происходят в России, распространяются и на Запад.
В пятницу польский злотый достиг своего пятнадцатимесячного минимума против евро — и это является прямым следствием негативных процессов, происходящих в России. Из стран СНГ Белоруссия уже удвоила процентную ставку, доведя ее до 50 процентов, и наложила тридцати процентный налог на операции с иностранной валютой.
Киргизстан закрывает частные обменные пункты, а Армения позволила упасть своей национальной валюте, драму, на 17 процентов в прошлом месяце, назвав такой подход политикой “гипер девальвации”. Далее следуют такие валюты стран с переходной экономикой, как индийская рупия, южно-африканский ранд, и турецкая лира, которые подверглись воздействию рублевого кризиса.
Швейцария применила отрицательную процентную ставку, чтобы избежать наплыва держателей неконвертируемой валюты, которые могли бы использовать франк в качестве валюты-убежища.
Не обязательно быть гением, чтобы предвидеть такое развитие ситуации. Не обязательно было получать образование на экономическом факультете, чтобы понять, что ситуация разовьется подобным образом, когда Вашингтон начал предпринимать шаги с тем, чтобы ослабить экономику России и полностью унизить Путина.
Поэтому не вызывает никакого удивления то, что произошло, когда министры и главы правительств стран ЕС собрались в Брюсселе на прошлой неделе.
С одной стороны, Канцлер Германии Ангела Меркель и британский Премьер-Министр Дэйвид Камерон настаивали на том, что европейцы должны “довести дело до конца” в случае с Россией. Незадолго до саммита в Брюсселе, ЕС наложил запрет на инвестиции в Крым—был сделан жест, который говорит сам за себя и который преследует одну единственную цель.
С другой стороны, на поверхность вышли глубокие разногласия. Итальянский Премьер-Министр Маттео Ренци заявил “абсолютное нет” новым санкциям, а Франсуа Олланд, похоже, был против уже наложенных санкций. Какие-либо признаки достижения прогресса по украинскому вопросу не просматриваются. Президент Франции заявил, что “Если Россия сделает шаг навстречу в этом вопросе, как мы и ожидаем, то не существует каких-либо причин для введения новых санкций. Напротив, нам придется продемонстрировать, что мы можем предложить для де-эскалации существующей ситуации”.
Датский Министр иностранных дел Мартин Лидегаард заявил, что уже наложенные санкции могут иметь слишком тяжелые последствия. Мы хотим изменить линию поведения России, но не собираемся разрушать российскую экономику, сказал он.
Иными словами, в жесткой линии, проводимой в отношении России, появилась пара трещин. Во-первых, наметился явный раскол между странами ЕС. Политические взгляды лидеров стран ЕС разнятся, и, возможно, что европейцы достигли предела в попустительстве жесткой политике администрации Обамы. Обратите внимание, что у Европы сегодня нет той налоговой и кредитно-денежной системы, которой она располагала шесть лет назад, чтобы справиться с новыми финансовыми и экономическими потрясениями.
Во-вторых, Обама слишком заигрывает с европейцами. Напряженность в отношениях между Вашингтоном и Европой незримо нарастала в течение десятилетий, потраченных на холодную войну. Налицо признаки того, что из-за политики Обамы в отношении украинского кризиса, тон высказываний со стороны его транс — атлантических союзников постоянно меняется. Вполне возможно, что если дела будут складываться так и дальше, то могут произойти большие изменения.
Неудивительно, что Канцлер Меркель – само олицетворение этих серьезных расхождений во взглядах. В прошлом восточная немка и консерватор, она с почтением относится к отношениям между США и ЕС. В то же время, она должна переубедить инакомыслящих и обеспечить единство стран европейского альянса.
У себя в стране Меркель сталкивается с толпой сочувствующих Путину, “понимающих Путина, “ среди которых находятся не только люди, придерживающиеся левых взглядов, но и большое количество первых руководителей компаний. Последние, скорее всего, испытывают большое беспокойство из-за ухудшения отношений с Россией.
Вопрос: осознают ли назначенные Обамой представители американского Госдепа и Казначейства всю серьезность последствий той игры, в которую они играют? Проблема в том, что экономический ущерб от санкций только нарастает, а связанные с этим обстоятельствам взгляды европейцев на проблему изменяются.
Есть и еще один вопрос, который неудобно задавать, но задать его крайне необходимо: есть ли у Обамы действительно думающие люди в любом из государственных учреждений? Поскольку последствия от проводимой его администрацией политики по отношению к России становятся все более и более серьезными, они могут только ускорять процесс и молиться о том, что бы “примириться и пойти дальше вместе”, как сказал мне однажды за обедом мой друг и сотрудник Департамента по делам беженцев.
Перевод: Марат Акшулаков
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Patrick Smith
Источник: http://www.thefiscaltimes.com/