Константин Бабкин: Немного о дивидендах (08.04.2020)
Ростсельмаш выплатит за 2019 год 2, 7 миллиардов рублей. Большая часть суммы достанется Юрию Рязанову, Дмитрию Удрасу и Константину Бабкину, которые владеют по 30% акций предприятия каждый.
https://www.panram.ru/news/constructing/aktsionery-rostselmasha-poluchat-ot-zavoda-2-7-mlrd-rubley-za-2019-god/Я один из этих граждан, и, пожалуй, выскажусь по этому поводу.
Упомянутые товарищи являются акционерами ОАО Ростсельмаш более 20 лет. Выплат подобного размера за всё это время не было. Размер годовых дивидендов компании составлял от 0 до 350 миллионов рублей. Все эти годы предприятие, хотя и прошло вместе с сельским хозяйством и со всей экономикой России через ряд кризисов, в целом являлось прибыльным. Прибыль компании направлялась на цели её развития, и сегодня предприятие вместо трёх моделей комбайнов производит широкий спектр машин, всего более 150 наименований. Произошло серьёзное повышение технического и технологического уровня предприятия, окреп и увеличился коллектив.
Впрочем, можно сказать, что один раз вывод денег из предприятия состоялся. В 2008 году ОАО Ростсельмаш приобрело за 3,5 миллиарда рублей 80% акций канадского производителя сельхозтехники, компании Бюлер Индастриз. Это приобретение позволило расширить компетенции и повысило устойчивость предприятия.
Сегодня планы развития кампании Ростсельмаш сформированы. В ближайшие годы будут разработаны и поставлены на производство новые модели комбайнов, тракторов, других машин, будут созданы десятки их модификаций. Будут внедряться новые электронные системы, в Ростове будет развиваться производство трансмиссий и других компонентов, будет создан новый тракторный завод.
У предприятия неплохое финансовое положение, и скорость реализации этих и других проектов развития ограничена не количеством собственных средств.
Покупательная способность крестьян, скорость проектных работ, быстрота и качество работы поставщиков, подрядчиков и других партнёров, наличие и уровень подготовки кадров, величина налогов, стоимость кредитов, цены на металл, электричество и железнодорожные перевозки, - много факторов влияет на развитие промышленного предприятия.
Очень большое значение имеют меры поддержки правительства. Долги предприятиям по программе 1432 за прошлый год не выплачены, на 2020 год программа пока не профинансирована. Есть неясность с мерами поддержки экспорта и другими программами. На этом фоне ситуация с вирусом выглядит лёгкой рябью на поверхности крупных волн.
В мире, в России и в Ростовской области было много неудачных инвестиционных проектов. Мы, трое упомянутых, тоже теряли миллионы долларов. Например, в авиастроении.
Поэтому приходится осторожничать. Когда политика государства благоприятна, инвестиции делать веселее. Когда менее благоприятна, наиболее смелые проекты приходится резать.
Чем более государство зациклено на пополнении бюджета, чем выше поднимает налоги и меньше поддерживает экономику, тем быстрее и в бОльших количествах бегут из него деньги.
Вот так удивительно устроен мир. Капитализм. Не я его придумал.
Впрочем, к готовящейся выплате дивидендов это рассуждение не относятся.
Ростсельмаш будет развиваться в любой ситуации, и скорость этого развития, повторю, не будет ограничена количеством собственных средств.
Куда мы направим полученные средства?
Строительство нового завода по производству цинковых белил. Реконструкция площадки завода СИТО под завод по производству опрыскивателей и посевных комплексов. Докапитализация Сельмашбанка в соответствии с ужесточившимися требованиями Центробанка. Есть несколько возможных направлений.
Машину мне к следующей зиме поменять надо опять же. А то этой 14 лет уже. Не завелась пару раз.
Убеждать правительство сменить курс, налоги снизить. На это тоже деньги нужны опять же. Зато если удастся убедить, можно будет в более смелые проекты пускаться. В авиастроение то же вернуться…
Много соображений есть.
Будем информировать общественность, как определимся.
Спасибо тем, кто следит.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /