Инна Деготькова: Низкий налог на самозанятось может обернуться финансовой кабалой (18.05.2018)
Копилка предложений правительства по поводу обложения налогом самозанятых пополнилась еще одним. Теперь с фрилансеров хотят брать 3% от ежемесячного дохода и освободить от обязанности регистрироваться в качестве предпринимателей. Законопроект о новом налоговом режиме подготовил Минфин, которого не смутил тот факт, что в законодательстве до сих пор не закреплено определения "самозанятых". Пока государство изощряется с идеями, как вывести фрилансеров из тени и поиметь с этого копеечку, судьба 15-20 млн работающих на себя граждан остается неопределенной.
Самозанятые граждане — это настоящая головная боль властей. Раздражает государство то, что они составляют 20% рабочей силы страны, но при этом никак не идентифицируются. Их нельзя отличить от безработных и нельзя поймать на неуплате налогов с дополнительного дохода. Например, когда школьная учительница подрабатывает репетитором и не платит с допдохода налоги, государству это очень не по душе, но сделать оно ничего не может. Но если учительница платит хотя бы налоги со своего основного места работы, то, например, фотограф-фрилансер, зарабатывающий на жизнь частными съемками, не отчисляет казне ничего, а социальными благами государства пользуется, что государство бесит еще больше.
За последние два года министерства и ведомства фонтанировали идеями на тему того, как самозанятых посадить на фискальный поводок. Меры предлагались как разумные так и абсурдные, начиная от введения патентов и заканчивая налогом на тунеядство. Пока сошлись на том, что самозанятым до 2019 года «подарят» налоговые каникулы взамен на то, что они себя зарегистрируют. Россияне благородный шаг государства не оценили: в налоговой службе с 2017 года зарегистрировались по всей стране чуть больше тысячи человек.
Поэтому в 2019 году в пилотном режиме должен заработать налоговый режим, предложенный Минфином. Самозанятыми министерство предлагает считать людей, которые не имеют наемных работников и получают доход от оказания услуг и продажи товаров физлицам и юрлицам. Конкретики здесь мало, но можно предположить, что фрилансеры в традиционном понимании под данное определение попадают: это репетиторы, няни, косметологи, специалисты по ремонту, фотографы, художники, массажисты, блогеры, швеи, сапожники и другие. С них предлагается брать так называемый налог на профессиональный доход в размере 3%, если услуги оказываются частым лицам, и 6%, если компаниям. При этом, им не надо регистрироваться в качестве ИП, как предлагалось раньше, и заводить онлайн-кассы, через которые проходит оплата их услуг. Минфин планирует разработать мобильное приложение, где нужно будет пройти биометрическую идентификацию и каждый месяц отражать в нем свои доходы, с которых налоговая будет удерживать нужные проценты. По идее, самозанятых должна мотивировать выйти из тени низкая ставка налога: обычный официальный трудящийся платить 13%. При средней зарплате фрилансера в 20800 рублей, по расчетам Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), фискальный сбор составит 600 рублей.
Правда, этот приятный момент нивелируется массой спорных. Хотя бы что делать тем, у кого нет смартфонов с приложениями? А таких людей очень много в деревнях, селах и маленьких городках, где найти работу — большая удача и приходится перебиваться случайными заработками.
И самый главный вопрос: какие гарантии у самозанятых, что когда они выйдут из тени и «засветятся» в налоговой, с их дохода государство не решит брать вместо 3% все 20, 30 или 40%? Кроме того, под большим сомнением эффективность предложений Минфина. Даже администрирование налога, разработка приложения и прочие расходы могут обойтись дороже, чем будет в итоге получено. Судя по всему, в реальный эффект нововведения не верят даже в самом Минфине. Заместитель министра финансов Илья Трунин честно признался, что в ведомстве не видят в налоге на самозанятых большого источника доходов бюджетов. «Эффект будет максимум нейтральный, потому что еще надо потратить деньги на разработку этой системы, а она достаточно дорогая», - сказал Трунин.
Возникает резонный вопрос: и в чем смысл? Судя по всему, государство хочет держать самозанятых в напряжении, чтобы обрушить на них фискальный меч в нужный момент, когда прижмет. Но для этого фрилансеров нужно «засветить» и посчитать по головам, поэтому власти и приготовили очередную ловушку: поманят низким налогом и захлопнут мышеловку. Можно назвать такую трудовую политику в отношении самозанятых «методом кнута и пряника». Чиновникам это определение, вероятно, самим очень нравится. Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский так и сказал, комментируя предложения правительства: выманить фрилансеров из тени могут только «пряники», но «здесь нужно не перестараться». А пока самозанятые стараются увернуться от кнута и не особо ведутся на пряники.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Инна Деготькова
Источник: http://www.mk.ru