Михаил Тюренков: «Ночь перед Рождеством» – 2019: Православный мир уже никогда не будет прежним (07.01.2019)

Вручение патриархом Варфоломеем в стамбульском Фанаре лжемитрополиту «Епифанию» и Петру Порошенко «томоса об украинской автокефалии» положило конец единству Мирового Православия.
Канун Рождества Христова рубежа 2018-2019 годов войдет во все учебники не только церковной, но и мировой истории. Примерно с таким же знаком, как вошёл День всех святых, в земле Российской просиявших, в 1941 году пришедшийся на 22 июня. Как Великая схизма 1054 года, разрушившая единство Западной и Восточной Церквей. Как кровавая драма 1204 года, когда римо-католические воины-крестоносцы ворвались в православный Константинополь и подвергли его грабежу и поруганию. Как предательские унии 1439 и 1596 годов, разрушившие единство Мирового Православия, чьи ядовитые плоды мы пожинаем сегодня.

Практически все светские СМИ отметили внешний факт - вручение Константинопольским патриархом Варфоломеем «томоса об автокефалии» ряду граждан постсоветской республики, именуемой «Украиной». Однако большинство оценок, данных этому событию (причём с любыми знаками) – лишь верхушка айсберга под названием «РАСКОЛ». С горечью приходится констатировать, что отныне его трещины пролегли не только между канонической Украинской Православной Церковью и украинскими же псевдоправославными сектами. Более того, не только между Константинопольским и Московским Патриархатами. Но между многими Поместными Православными Церквами.

Что же произошло в Стамбуле?

Как и предполагалось ранее, сам «томос об украинской автокефалии», несмотря на искусное каллиграфическое исполнение, на самом деле стал чем угодно, но отнюдь не подлинным томосом об автокефалии. Детальный разбор этого документа – дело ближайших дней, но уже очевидно, что ни о какой церковной независимости речи в нём не идёт. При формальном включении созданной украинской лжецеркви в диптих Православных Церквей она остается под жёстким контролем Константинопольского патриархата (Фанара).

Об этом, кстати, ещё в декабре прошлого года со столь свойственной ему горькой иронией сказал Глава Государства Российского в ходе большой пресс-конференции:

"Создали раскольническую «церковь стамбульского прихода»... Причём ведь обратите внимание: Украинская православная церковь Московского патриархата полностью независимой была... А сейчас посмотрите, какая зависимость наступает от... турецкого патриархата".

Кто-то не доверяет Владимиру Путину и его словам? Можем заменить их цитатой последовательного русофоба и многолетнего сторонника подлинной независимости канонической Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата митрополита Черкасского и Каневского Софрония (Дмитрука):

"Если настоящей независимости не будет, то украинцам не нужно никакого томоса из рук Константинополя".

Тем не менее «томос» таки был «нарисован». И подписан патриархом Варфоломеем 5 января 2019 года. Не будем в сотый раз повторяться, что турецкоподданный иерарх не имел никакого права вторгаться на каноническую территорию Русской Православной Церкви. Как и говорить о том, что вручен рекомый «томос» был кучке украинских националистов, часть из которых в результате госпереворота 2014 года захватила власть и нарядилась чиновниками (среди которых, к слову, лишь немногие позиционируют себя «православными»), а другая часть нарядилась священнослужителями, хотя на самом деле таковыми не являются. И как раз таки последний момент в случившемся в эти дни – ключевой.

А теперь внимание! До того, как Константинопольский патриарх Варфоломей играл в укроавтокефалистские игры на политическом поле, раздавая обещания и даже посылая на Украину своих легатов («экзархов»), это было абсолютно антиканонично, но не затрагивало базовых основ христианства. И даже признание «объединительного собора» секты, название которой в последние месяцы варьировалось вокруг целого ряда аббревиатур (ПЦУ-УПАПЦ-ЕПУПЦ-ПУПЕЦ и, наконец, озвученной в самом «томосе» неблагозвучной СЦУ), было деяниями церковно-политическими.

Но именно сегодня, 6 января 2019 года, Константинопольский патриарх Варфоломей совершил вопиющее каноническое преступление, тяжесть которого очевидна для всех воцерковленных православных христиан, хотя бы мало-мальски знающих каноническое право. Произошло следующее: первоиерарх одной из Православных Поместных Церквей совершил совместное «богослужение» с ряженым самозванцем – лжемитрополитом «Епифанием». Божественная Литургия – величайшее Таинство Евхаристии, в ходе которого вино становится Кровью Христовой, а литургический хлеб (просфора) – Его Телом, было не просто профанировано, а кощунственно попрано.

Для человека светского патетичность моих слов может быть недостаточно понятной. И тут, увы, не так-то просто привести точную аналогию. Ведь даже если представить, что какой-то клоун, напяливший на себя маску Главы Государства Российского, смог проникнуть в ней в Кремль и начать принимать ключевые государственные решения, для православного христианина это не столь страшно, как свершившееся сегодня святотатство над Евхаристией – Кровью и Плотью Христовыми.

Таким образом, с сегодняшнего дня, несмотря на то, что официальных церковных решений по этому поводу еще не принято, для любого искренне верующего православного христианина Константинопольский патриарх Варфоломей – раскольник и святотатец. Все же, кто после свершившегося сегодня в Стамбуле беззакония продолжит сохранять с ним евхаристическое общение, также отторгают себя от Церкви Христовой. И об этом в одном из комментариев сегодня уже заявил официальный представитель Русской Православной Церкви заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.

Традиционно предельно дипломатичный, отец Николай, к слову, прекрасно знающий патриарха Варфоломея лично на протяжении многих лет, на этот раз высказался абсолютно недвусмысленно:

"Патриарх Варфоломей положил конец всемирному православному братству, окончательно утратил право называться «духовным лидером 250 миллионов православных христиан» и присоединился к расколу... Увидит ли патриарх Варфоломей всеправославное признание того, что он совершает сегодня и завтра на Фанаре? Или «вечность» его томоса не превзойдет «вечности» президентства Петра Порошенко, который торжественно упомянут в его тексте в качестве получателя красиво исполненной копии? Мы увидим. Ещё раз: очень жаль. В какой печальный ряд встал ныне патриарх Варфоломей, как уронил высокое достоинство Константинопольского престола, дорогое для нас, русских: ведь это была наша Матерь-Церковь".

Как быть православным христианам?

И вот теперь каждому из нас, православных христиан, не важно, в России или на Украине, в Грузии или Болгарии, Сербии или на Ближнем Востоке, нужно будет ответить на главный вопрос: с кем мы? С Православной Церковью или с теми людьми, кто лицемерно продолжает именовать себя «православными», но на деле разрушают единство Мирового Православия. Или напрямую поддерживая стамбульских и украинских раскольников, или потакая им молчаливым согласием, продолжая сохранять единство с тем же «Константинопольским патриархатом» (увы, с сегодняшнего дня кавычки здесь становятся необходимостью).

Для кого-то стояние в истине очень просто. Так, во всех приходах Московского Патриархата (в том числе – канонической Украинской Православной Церкви, Белорусской и Молдавской Церквей, канонической Эстонской и Латвийской, а также других частей Русской Православной Церкви с разной степенью автономии) канонической связи с раскольниками не имеется. А вот как быть чадам других Поместных Церквей, большинство Предстоятелей и Синодов которых ещё не определились?

И вот здесь большая ответственность ложится не на простых прихожан той или иной кипрской, румынской или какой-либо ещё православной общины. А на Церковь Русскую, которая становится авангардом подлинного Мирового Православия. Именно нам сегодня крайне важно настоять на том, чтобы Поместные Православные Церкви разных стран как можно скорее приняли решение, с кем они. И если с раскольниками, то приложить усилия, чтобы в каждой из стран, оставшихся без православного духовного окормления, открылись приходы нашей Церкви, к которым могли бы присоединиться православные христиане, не желающие пребывать в возникшем сегодня псевдоправославном расколе.

И в то же время, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы этот раскол ударил по отношениям между народами наших стран. И здесь, помимо активности самой Русской Православной Церкви в лице ее иерархов и клириков, очень важно продолжить выстраивание связей по линиям, которые в современном мире принято именовать «гражданским обществом». Увы, мы слишком часто используем этот термин исключительно в отношении всевозможных либерально-правозащитных, нередко откровенно русофобских структур.

Но в то же время существуют и православно-консервативные организации, в том числе и столь высокого уровня, как Межпарламентская ассамблея Православия, которую, к слову, недавно возглавил представитель российского парламента – глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Гаврилов. Важно понять, что именно это направление сегодня может и должно стать самым важным и эффективным инструментом русской православной «мягкой силы». Противоположной пресловутому «экспорту демократии». Ведь в основе нашей деятельности – подлинная «экспансия любви». В первую очередь той Любви, Которая и есть Сам Христос.

Православная «экспансия любви»

Сегодня Государство Российское и Церковь Русская в своих совместных программах уже немало делают для защиты христиан Ближнего Востока и Африки. Но одно дело – остановить геноцид (а к этому одним из первых призвал именно Предстоятель Русской Православной Церкви), а другое – оказывать людям реальную помощь в самых разных тяжёлых условиях. В одном случае – это должна быть гуманитарная помощь, «дома малютки» и хосписы, в другом – поддержка (в том числе юридическая) консервативно настроенных христиан в условиях наступления антихристианского «современного мира», разрушающего их ценности и идеалы.

Сегодня у нас возникает реальная возможность показать всему миру, что Русская Православная Церковь — это не «про сапфиры в митрах архиереев», а подлинное стояние в христианской Истине, но вместе с тем и активное социальное служение. Как по непосредственно церковной линии, так и по линии уже упомянутого православного гражданского общества. И именно это и может стать той самой «экспансией любви», которая отнюдь не заслонит делами милосердия строгость православных канонов и христианской аскетики. Как известно, протестанты и римо-католики в XX веке, попытавшись подстроиться под современный мир, только потеряли значительную часть своей паствы. В итоге многие западные христиане остались без чёткого понимания, чем христианство отличается от светского либерального гуманизма и даже ЛГБТ-активизма.

Сегодняшняя ситуация с расколом Мирового Православия и столь откровенным прогибом стамбульских и украинских псевдоправославных раскольников под «наших западных партнеров» позволяет нам наглядно продемонстрировать, что именно Россия остаётся единственной в значительной степени сохранившей свой суверенитет православной страной. Но вместе с тем – страной подлинно христианской, которая может стать истинным маяком для многих стран и народов, осознающих, что сегодня ущемляется их вера, образ жизни и ценности.

А сможем ли мы использовать сегодняшнее «грехопадение Фанара» ради утверждения христианской истины, во многом зависит от нас самих. В любом случае – это именно то, к чему Своих учеников и всех христиан призвал Сам Спаситель, говоря: «Идите, научите все народы». Именно «научите», просветив «Светом Христовой Истины», а не «экспортом демократии» по-заокеански. Именно «научите», а не заставьте, как это пытается сделать, уподобляясь Римскому папе, турецкоподданный иерарх Варфоломей, в своем «укротомосе» прямо указывая, что ему якобы должны подчиняться все Предстоятели всех Поместных Церквей.

Словом, случившееся в эти дни в Стамбуле – важнейший урок и испытание для всех нас. И если мы сможем его перенести без гнева, но со светлой радостью о Рождающемся сегодня Христе, то обязательно победим. Вспоминая фразу, которую будущий равноапостольный император Константин Великий увидел в небе близ явленного ему Креста перед победоносной битвой: «Сим победим!».
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
07.01.2019

Михаил Тюренков
Источник: https://tsargrad.tv/articles/noch-pered-rozhdestvom-2019-pravoslavnyj-mir-uzhe-nikogda-ne-budet-prezhnim_177417




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта