Дмитрий Скворцов: Новая волна захвата храмов на Украине (Религиозная сфера деятельности) (30.11.2019)

Для Украинской Православной Церкви Московского Патриархата завершилась «оттепель», наблюдавшаяся в первое время после победы на президентских выборах Владимира Зеленского. Возобновляются захваты храмов раскольниками. Духовенству УПЦ МП приходится лавировать, чтобы отвести Церковь от удара националистов.
Об этом в интервью «ПолитНавигатору» рассказал киевский публицист Дмитрий Скворцов, специализирующийся на церковной проблематике.
«ПолитНавигатор»: Митрополит Киевский Онуфрий и некоторые другие иерархи УПЦ МП на минувших выходных приняли участие совместно с Владимиром Зеленским в мероприятиях, посвященных голоду в УССР 1932-33 года.Об этом в интервью «ПолитНавигатору» рассказал киевский публицист Дмитрий Скворцов, специализирующийся на церковной проблематике.
Как и предшественники, новая украинская власть делала акцент на том, что т.н. «голодомор» был «геноцидом украинского народа», «устроенным Москвой с целью истребить украинцев, стремившихся к выходу из СССР».
Более того, помимо антироссийского подтекста в выступлениях политиков, на церемонии присутствовали представители раскольнических структур и униаты.
Для чего духовенство УПЦ МП присутствовало там? Можно было ограничиться панихидой в Лавре по жертвам голода.
Дмитрий Скворцов: Дело тут даже не в том, что руководитель крупнейшей конфессии Украины, участвующий в очередном праздновании геноцида-голодомора, самим фактом своего присутствием соглашается – от имени миллионов верующих – что это был некий геноцид и специально устроенный клятыми москалями «голодомор», а не голод, охвативший всю страну, а не только Украину.
Но это малодушие политическое, так сказать. И не знаю, вправе ли мы требовать сейчас политических демаршей от структуры Московского Патриархата в «воюющей стране». Воюющей со «страной агрессором», напомню.
Хотя, наверное, можно было бы устроить по всем епархиях массовые панихиды по жертвам Голода – 33 с соответствующей информационной поддержкой, чтобы никто и не посмел обвинить УПЦ (МП) в «непатриотичной позиции».
Куда опаснее для Церкви нарушение канонов. В первой же строке Псалтири звучит заповедь «Блажен муж, не ходящий на совет нечестивых». Блаженнейший же Онуфрий посетил и это сборище еретиков (униаты, римо-католики, сектанты), раскольников (тот же Драбынко), самозванцев (Епифан с Филаретом) и иноверцев (иудеи и мусульмане).
Думаю, чтобы быть верно понятым, митрополит Онуфрий на первой же встрече с Зеленским (когда тот знакомился с руководителями конфессий, только победив на выборах) мог бы пояснить, что по канонам Церкви он не имеет права участвовать в собраниях с теми, кто считается разрушителями Церкви. И попросить, чтобы это не воспринималось, как антигосударственая позиция и игнорирование Зеленского лично. Тот, ведь, при всех его недостатках, всё же адекватный человек.
Но, опять же, чего требовать от священноначалия, если оно участвует в абсолютно бесполезном для УПЦ (МП) Всеукраинском совете Церквей? С теми же еретиками и иноверцами.
Но самое большое преступление – участие в совместной молитве с еретиками. Что наблюдалось со времён Ющенко, если не ошибаюсь. Наконец-то Блаженнейший отказался от этого. Что не может не радовать верующих. Будем надеяться, это первый шаг. И мужественный шаг, учитывая всю предысторию.
Может ли в этой ситуации сыграть свою роль мнение епархий Крыма и Донбасса, которые по-прежнему относятся к УПЦ МП?
Эти епархии возглавляют ещё большие конформисты, чем оставшиеся на Украине. С другой стороны, именно благодаря этому они понимают, что такого рода их голос может только повредить Киевской митрополии. Той, ведь, придётся реагировать, и любой ответ будет «плохим». Если они согласятся, с критикой «из страны-агрессора», это станет свежим аргументом для захватчиков храмов. Если «дадут отпор», потеряют авторитет среди православных.
А киевская паства как воспринимает реверансы перед националистами?
На самом деле, 90% паствы вообще не следят за происходящим в верхах. Люди живут жизнью прихода. А то и только своей собственной жизнью. Делом собственного спасения. А поскольку смотрят телевизор, то гораздо лучше знают, где побывал Зеленский, чем где побывал Блаженнейший. Церковные-то новости совсем никто не показывает.
Насколько справедливы утверждения, что митрополит Онуфрий просто не мог проигнорировать националистическое мероприятие, поскольку в этом случае он ставил бы Церковь под удар? Оттепель, на которую надеялись при Зеленском, не наступила? Как можно охарактеризовать ситуацию? Захваты храмов продолжаются?
Так, собственно, этим и определяются те его поступки, которые время от времени смущают верующих – отвести удар от Церкви.
А оттепель – она поначалу действительно наступила. Захваты храмов на пару месяцев прекратились, даже дела на каких-то чиновников завели вплоть до главы Госкомрелигий Юраша.
Но, как известно, любой украинский президент, побеждающий как надежда антифашистов, всё равно скатывается к украинству. Вот и начинают возобновляться захваты, тот же Юраш претендует на пролонгацию своих полномочий, министр культуры заявляет об обязательности упоминания в названии канонической Церкви «страны-агрессора»… Так что приходится Блаженнейшему и далее мимикрировать, где это, по его мнению, допустимо.
Продолжают ли епархии УПЦ МП помощь участникам АТО?
Ну, вроде прекратилось социалистическое соревнование, кто больше памперсов карателям на передовую передаст. Справедливости ради, стоит отметить, что участвовало в этих починах заметное меньшинство архиереев. А теперь и в обществе всё меньше запрос «на патриотизм», так что и прогибаться особо не перед кем.
Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Дмитрий Скворцов