Георгий Аветисян: Новый шок для экономики РФ, или Вредительство финансовых властей (28.10.2015)
Прямая речь, или Все плохо
Положение с бюджетом в стране неоднозначное. Обсуждение его идет на всех уровнях, оценки экспертов порою разнятся. Новый повод для разговоров дало выступление в Совете Федерации министра финансов и заместителя главы министерства экономического развития.
«Примерно на 2,6 триллиона рублей мы сократим объем наших резервов. Больше чем наполовину. Все это означает, что 2016 год — это год, когда мы сможем последний год так тратить наши запасы, наши резервы. А дальше у нас таких ресурсов не будет», — заявил с трибуны глава Минфина.
Он подчеркнул, что сегодня есть риск недополучить 900 миллиардов рублей, если цены на нефть останутся на уровне в 44 доллара за баррель для экспортной российской нефти марки Urals, а доллар будет стоить 62 рубля. В то же время в проекте бюджета на 2016 год, который правительство внесло на рассмотрение Государственной думы 23 октября, указана цена нефти в 50 долларов за баррель, среднегодовой курс доллара — 63,3 рубля.
После Силуанова выступала его первый заместитель Татьяна Нестеренко. Она указала на то, что резервные фонды при нынешних темпах их использования будут исчерпаны в 2017 или 2018 году. По ее словам, это обусловлено тем, что при нынешнем дефиците бюджета (в проекте на 2016 год прогнозируется дефицит в два трлн 360,2 млрд рублей — это 3% ВВП) государство не имеет возможности его пополнять, так как «внешних рынков у нас нет, а внутренние рынки ограничены».
Не менее критично настроен и замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев, который в своем выступлении предрек «повторный шок» для экономики России и заметил, что при консервативном сценарии (снижение цен на нефть до 40 долларов за баррель) на докризисный уровень российская экономика вернется не раньше 2020 года.
«На удивление все нормально»
Так резюмировал заявления чиновников экономист и финансовый аналитик Максим Иванов. «Я удивлен, что в резервном фоне до сих пор что-то есть, так как в конце 2014 года и начале 2015 значительную его часть привлекали. Да и в августе-сентябре тоже», — прокомментировал слова Силуанова эксперт.
Согласился наш собеседник и с Ведевым, заметив, что консервативный сценарий, который тот упомянул, более чем возможен. По его словам, в 2016 году в любом случае стоит ожидать ухудшения экономической ситуации. То есть спад произойдет даже в том случае, если государство прямо сейчас начнет принимать меры по его предотвращению.
Таковыми Иванов считает сокращение расходов на военные операции, развитие рыночной экономики, помощь малому бизнесу, раз уж был выбран путь импортозамещения (больше дотаций, льгот). Кроме того, по его мнению, правительству нужно обязать крупные предприятия при определенном уровне инфляции проводить индексацию.
Вредительская политика
Все популярнее становится мнение, что экономикой в России руководят не очень эффективно, если не сказать большего. Федеральное агентство новостей 21 октября брало интервью у директора Института проблем глобализации, доктора экономических наук Михаила Делягина, где тот заявил, что президент делегировал ответственность за сферу не совсем правильным людям. «Если бы он (президент) занимался экономикой, то эти люди, на мой взгляд, были бы там же, где сейчас господин Гуриев (в эмиграции), либо там, где в свое время находился господин Ходорковский (в тюрьме)», — сказал тогда эксперт.
С ним в целом солидарен и профессор кафедры международных финансов МГИМО, доктор экономических наук, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательства Валентин Катасонов, который в беседе с корреспондентом ФАН согласился с тем, что ситуация в российской экономике сегодня «достаточно неприятная».
«Конечно, мы сейчас теряем очки. Я имею в виду заявление министра финансов насчет резервного фонда. Мы теряем очки, потому что, безусловно, должны закрывать дефицит бюджета с помощью резервного фонда, который для этого и существует. Но продолжаться бесконечно это не может», — высказал свое мнение эксперт.
Отчасти дефицит бюджета, пояснил наш собеседник, это результат падения цен на «черное золото», а отчасти результат того, что государство не продвигается в импортозамещении. Катасонов тут посетовал на то, что возможности решения вопросов есть и решать их было нужно, но почему-то этого не произошло.
«Если заниматься экстраполированием нынешних тенденций, то мы можем оказаться у разбитого корыта. Года через два, а может, и раньше. Речь идет не только о резервном фонде, но и о фонде национального благосостояния, туда тоже Минфин запускает руку, и о золотовалютном резерве Центрального банка, а он сейчас потихоньку тратится, так как нужно поддерживать курс рубля. Если же курс не поддерживать, то есть шанс, что мы получим развал, который имели в декабре прошлого года. Поэтому ситуация достаточно неприятная», — констатировал эксперт.
Однако решение есть, отмечает он, «человечество выработало достаточно простые и понятные рецепты, как быть с подобного рода недугами». По мнению Катасонова, в первую очередь стоит обратиться к ограничению движения капитала.
«К сожалению, этот инструмент почему-то не задействован. Происходит утечка капитала, что, естественно, влияет на состояние наших государственных валютных резервов. Вроде бы сейчас идет утечка частного капитала, но ведь частный капитал выходит на валютный рынок и рубли меняются на валюту: совокупный запас валюты в России снижается», — пояснил наш собеседник и высказал удивление в связи с тем, что даже первые лица государства высказываются за то, чтобы придерживаться валютной либерализации.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Георгий Аветисян
Источник: http://riafan.ru/